Лучший педагог года

Мастер-класс «Использование MS Excel и сервиса «GoogleТаблицы» для работы со статистическим материалом на уроке географии»

Маргарита Прищепа
Мастер-класс «Использование MS Excel и сервиса «GoogleТаблицы» для работы со статистическим материалом на уроке географии»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Ознакомить педагогов с возможностями использования табличного процессора MS Excel и облачного сервиса «GoogleТаблицы» при работе со статистическим материалом на уроках географии»

Задачи:

• Рассмотреть возможности использования табличного процессора MS Excel и облачного сервиса «Google-Таблицы» в образовательной практике педагога;

Публикация «Мастер-класс „Использование MS Excel и сервиса „GoogleТаблицы“ для работы со статистическим материалом на уроке географии“» размещена в разделах

• Продемонстрировать основные приёмы использования табличного процессора MS Excel и облачного сервиса «Google-Таблицы» в практической деятельности на уроках географии;

• Совершенствовать информационно - коммуникативную компетенцию и рефлексивную культуру педагога.

(слайд №2)

Прогнозируемые результаты:

• Расширение знаний о возможностях использования табличного процессора MS Excel и облачного сервиса «GoogleТаблицы» в образовательной практике педагога;

• Получение участниками мастер-класса теоретических и практических навыков использования табличного процессора MS Excel и облачного сервиса «GoogleТаблицы» в образовательном процессе.

Целевая аудитория мастер - класса : педагогические работники.

Время: 20 минут.

Материально-техническое оснащение мастер - класса : компьютер, инте-рактивная доска, выход в Интернет, раздаточный материал для рефлексии.

Методическое сопровождение: презентация (приложение №1).

Ход мастер класса

I. Подготовительно-организационный этап

1. Приветствие участников мастер-класса, сообщение темы

2. Постановка цели и задач мастер-класса

II. Методическое обоснование по теме мастер-класса

Обучение географии в современной школе направлено не только на усвоение школьниками системы знаний об особенностях географического пространства, но и умений правильно ориентироваться в нём – оценивать изменения и преобразования окружающей среды, применяя традиционные и новые географические методы и источники информации, в том числе статистические.

Статистические методы относятся к числу традиционных и широко распространённых в обучении школьной географии, так как являются неотъемлемой её частью. (слайд №3)

Статистический метод – это совокупность приёмов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические явления.

Статистические показатели в учебниках географии представлены в виде абсолютных и относительных величин.

Абсолютные величины имеют осведомительное значение, с их помощью даются размеры географических явлений, например, размеры территории, численность населения.

Относительные величины выражают результат сопоставления абсолютных величин друг с другом, позволяют обнаружить определенные закономерности в изменении географических явлений, например средние температуры, плотность населения, естественный прирост и т. д.

Для меня очень важно обучить ученика разным приёмам работы с этими показателями. (слайд № 4)

- Сбор статистических показателей

- Сравнение статистических характеристик

- Обобщение статистических показателей

- Анализ статистических материалов в графиках, диаграммах, таблицах

- Самостоятельный перевод картографической или текстовой информации в статистическую.

Актуальность данных приёмов заключается в том, что они формируют у учащихся умение интерпретировать, анализировать географическую информацию, представленную в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, картосхем, которые также необходимы для выполнения заданий во ВПР и ОГЭ по географии.

(слайды №5, 6, 7)

Варианты проверочных работ во всех классах и демоверсии ОГЭ содержат задания, связанные с картографическими и знаково - символическими материалами, которые проверяют не только знания географии, но и умение извлекать информацию из таблиц, графиков и диаграмм.

Новизна

Насыщенность школьной географии статистическим материалом даёт широкое поле деятельности и творчества для использования табличного процессора MS Excel и облачного сервиса «GoogleТаблицы» на практических уроках. Это программы для создания и обработки электронных таблиц, которые позволяют организовывать таблицы данных, систематизировать, обрабатывать их, строить графики и диаграммы. (слайд №8)

Решая различные дидактические цели, в том числе и подготовка детей к выполнению заданий по ВПР и ОГЭ, использую цифровой материал для создания проблемных ситуаций, организации частично-поисковой и исследовательской деятельности учащихся. В данной ситуации реализуется главный смысл использования статистики — аналитическая работа, обобщение и формулирование выводов.

Такие уроки получаются более интересными, содержательными и на-глядными. Учащиеся на слайдах проводят анализ различных графических представлений, переводя «скучные» цифры в наглядные графики, диаграммы. Также даю возможность учащимся самим поработать с программой : заносить данные, строить графики и диаграммы, а затем проводить анализ, делать выводы и умозаключения.

III. Практическая часть мастер - класса

В своей педагогической практике уроки с использованием MS Excel и «GoogleТаблицы» провожу в 8 и 9 классах, т. к. учащиеся уже освоили эту программу и могут применять её в учебной деятельности.

Например, при изучении темы «Климат» в 8 классе учащиеся встреча-ются с такими статистическими показателями как температура, количество осадков, амплитуда, атмосферное давление, поэтому предлагаю на уроке - практикуме составить климатограмму, используя табличный процессор MS Excel.

Для урока – практикума «Среднегодовые показатели температур и осадков в Кировской области» заранее готовлю для учащихся образец карточки с заданием, где указываю статистические данные по количеству осадков и средних температур по месяцам и прописываю алгоритм работы с электронной таблицей.

Во время практикума учащиеся уже самостоятельно на компьютерах составляют таблицу, куда вносят исходные показатели, проводят расчёты, используя функции программы. Затем, во вкладке «Вставка» в разделе «Диаграммы» выбирают тип диаграммы или графика и делают соответствующие выводы и умозаключения. (слайд №9)

В ходе такой практической работы учащимся становится понятно, как происходит процесс вычисления, откуда берутся данные и полученные значения.

Обычно, такие задания очень увлекают ребят, поэтому, подобное задание даю и в качестве домашнего, только с элементами исследовательской работы.

Для выполнения этого задания использую сервис «GoogleТаблицы». Это работа в облаке, которое даёт широкие возможности совместной работы над документом в режиме реального времени.

На Гугл диске со своего аккаунта создала электронную таблицу «Показатели температуры в п. Лытка». Для каждого ученика добавила отдельный лист, и предоставила доступ к документу через их электронные почты. (слайд №10)

Каждый день в течение месяца учащиеся в определённое время записывают температуру и отмечают её в таблице. По окончанию месяца каждый учащийся обрабатывает свои статистические данные, проводит расчёты, составляет диаграммы. Также каждый ученик имеет доступ к просматриванию листов у других ребят, тем самым он сравнивает свои показатели с другими и анализирует: почему может быть в одном посёлке в одно время разная температура, с чем это связано и какие факторы оказывают влияние на разницу в температуре. Делает соответствующие выводы, умозаключения и отражает их в своём отчёте.

Этот цифровой ресурс даёт мне возможность организовать совместную творческую работу учащихся, к тому же я, в любое время, могу просмотреть активность ребят и даже написать комментарии в чате лично для каждого.

Аналогичный практикум провожу и по теме «Численность и воспроиз-водство населения» Кировской области. Учащиеся исследуют данные пока-затели по рождаемости и смертности в разных районах области по годам, заносят в форму, строят график естественного движения населения и делают соответствующие выводы: в какие периоды наблюдалась естественная убыль населения, а в какие – естественный прирост населения. (При соответствующем техническом оснащении можно провести практикум с участниками мастер-класса). (слайд №11)

Для учащихся 9 класса можно большее количество времени уделять практическим работам для решения задач различных уровней сложности.

Например, при изучении темы «Население Северного Кавказа», в качестве домашней работы даю творческое задание: в электронную таблицу внести названия всех республик Северного Кавказа и, используя справочные материалы, занести статистические данные по каждой республике: площадь, население, уровень урбанизации. Затем, используя функции таблицы, высчитать среднюю плотность населения и построить разные типы диаграмм для каждого показателя. Сделать соответствующие выводы и умозаключения. (слайд №12)

Данные программы дают возможность учащимся осваивать новые способы сбора и обработки информации; анализировать отобранную информацию, сравнивать и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.

Организация практической работы в такой форме развивает познава-тельную активность учащихся, навыки самостоятельной и исследовательской работы, умения давать оценку географическим фактам и процессам, выявлять тенденции и прогнозировать их изменения. А это говорит о достижении не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Также навыки работы с данными ресурсами позволяют современным детям осваить требования цифрового общества, которые обеспечат им успех в различных сферах жизни.

Таким образом, овладение статистическими методами является одним из условий успешного обучения географии в школе, а с применением про-граммных средств в учебной практической деятельности позволило мне добиться не только повышения учебной мотивации, но и качества обучения по предмету. (слайд №13)

IV. Подведение итогов:

• Рефлексия по результатам совместной деятельности

• Обмен мнениями участников мастер - класса

• Заключительное слово.

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом и цифровом уровне. Современным педагогам необходимо развивать технологическое поколение, умеющее свободно владеть мобильными и интернет-технологиями, дающие большие возможности для обучения и индивидуального развития учащихся.

Процесс школьного обучения не должен отставать от жизни, так как он протекает в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества, поэтому внедрение в структуру современного урока информационно-коммуникационных и цифровых технологий является неотъемлемой частью системы образования.

Список использованной литературы

1. Иванова С. А. «Использование статистических методов в обучении географии» // «География и экология в школе 21 века». - 2007 г. - №5. - С. 64-67.

2. Максаковский В. П. «Географическая культура», М., 1998 г. с. 212-213.

3. Петрова Н. Н., Сухин С. А. «Статистический метод» // «География в школе». - 2004 г. - №4.-С. 51-55.

4. Петрова Н. Н., Сухин С. А. «Статистический метод» // «География в школе». - 2004 г. - №5.-С. 39-46.

5. Использование Google сервисов в образовательном процессе - https://sites.google.com/site/tvorchgroop/home

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию навыков работы с бросовым материалом «Цветочки из пластиковых вилок»Конспект занятия по формированию навыков работы с бросовым материалом «Цветочки из пластиковых вилок» "Цветочки из пластиковых вилок» Цель: Формирование навыков работы с бросовым материалом. Задачи: - заинтересовать и вовлечь в работу.

Мастер-класс по работе с бросовым материалом. Декоративное кашпо «Солнечные цветы» своими рукамиМастер-класс по работе с бросовым материалом. Декоративное кашпо «Солнечные цветы» своими руками Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению декоративного кашпо из бросового материала. Изготовить такое кашпо своими руками.

Детский мастер-класс «Букет из осенних листьев». Работа с природным материаломДетский мастер-класс «Букет из осенних листьев». Работа с природным материалом Материал для выполнения мастер – класса: цветная бумага, шаблон вазы, простой карандаш, ножницы, клеевой карандаш, лист картона жёлтого.

Детский мастер-класс «Модный показ. Осенняя коллекция». Работа детей с природным материаломДетский мастер-класс «Модный показ. Осенняя коллекция». Работа детей с природным материалом Сегодня ребята нашей группы выступили в роли дизайнеров – модельеров. По замыслу ребят представлять модную осеннюю коллекцию должны лесные.

Детский мастер-класс «Совсем не страшный серый волк». Работа с природным материаломДетский мастер-класс «Совсем не страшный серый волк». Работа с природным материалом Материал для выполнения мастер – класса: засушенные листочки разных пород деревьев, ножницы, клеевой карандаш. Обычно мы в нашей.

Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом»Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом» Летом, дети любого возраста с удовольствием играют с природным материалом. Шишки, камешки, плоды и семена, веточки деревьев – это одни.

Фотоотчет о мастер-классе «Использование камешков Марблс в организации работы по математическому развитию дошкольников»Фотоотчет о мастер-классе «Использование камешков Марблс в организации работы по математическому развитию дошкольников» Мастер-класс по теме "Использование камешков Марблс в организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста" Воспитатель.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом» Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом. Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из важнейших.

Мастер-класс «Дорожки здоровья». Работа с бросовым материаломМастер-класс «Дорожки здоровья». Работа с бросовым материалом Снова возвращаюсь к работе с бросовым материалом, а именно - использование крышек от пластиковых бутылок. Их скопилось очень много. Мы.

Мастер-класс по работе с бросовым материалом «Корзина подснежников для мамочки»Мастер-класс по работе с бросовым материалом «Корзина подснежников для мамочки» Ну вот и март скоро наступит, а значит в детских садах начнется пора подарков. В феврале папам, а в первый месяц весны март мы будем поздравлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование MS Excel и сервиса «GoogleТаблицы» для работы со статистическим материалом на уроке географии»
Опубликовано: 11 апреля 2022 в 21:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование MS Excel и сервиса «GoogleТаблицы» для работы со статистическим материалом на уроке географии»» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Прищепа в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД