Маргарита Прищепа
Мастер-класс «Использование MS Excel и сервиса «GoogleТаблицы» для работы со статистическим материалом на уроке географии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Ознакомить педагогов с возможностями использования табличного процессора MS Excel и облачного сервиса «GoogleТаблицы» при работе со статистическим материалом на уроках географии»
Задачи:
• Рассмотреть возможности использования табличного процессора MS Excel и облачного сервиса «Google-Таблицы» в образовательной практике педагога;
Публикация «Мастер-класс „Использование MS Excel и сервиса „GoogleТаблицы“ для работы со статистическим материалом на уроке географии“» размещена в разделах
• Продемонстрировать основные приёмы использования табличного процессора MS Excel и облачного сервиса «Google-Таблицы» в практической деятельности на уроках географии;
• Совершенствовать информационно - коммуникативную компетенцию и рефлексивную культуру педагога.
(слайд №2)
Прогнозируемые результаты:
• Расширение знаний о возможностях использования табличного процессора MS Excel и облачного сервиса «GoogleТаблицы» в образовательной практике педагога;
• Получение участниками мастер-класса теоретических и практических навыков использования табличного процессора MS Excel и облачного сервиса «GoogleТаблицы» в образовательном процессе.
Целевая аудитория мастер - класса : педагогические работники.
Время: 20 минут.
Материально-техническое оснащение мастер - класса : компьютер, инте-рактивная доска, выход в Интернет, раздаточный материал для рефлексии.
Методическое сопровождение: презентация (приложение №1).
Ход мастер класса
I. Подготовительно-организационный этап
1. Приветствие участников мастер-класса, сообщение темы
2. Постановка цели и задач мастер-класса
II. Методическое обоснование по теме мастер-класса
Обучение географии в современной школе направлено не только на усвоение школьниками системы знаний об особенностях географического пространства, но и умений правильно ориентироваться в нём – оценивать изменения и преобразования окружающей среды, применяя традиционные и новые географические методы и источники информации, в том числе статистические.
Статистические методы относятся к числу традиционных и широко распространённых в обучении школьной географии, так как являются неотъемлемой её частью. (слайд №3)
Статистический метод – это совокупность приёмов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические явления.
Статистические показатели в учебниках географии представлены в виде абсолютных и относительных величин.
Абсолютные величины имеют осведомительное значение, с их помощью даются размеры географических явлений, например, размеры территории, численность населения.
Относительные величины выражают результат сопоставления абсолютных величин друг с другом, позволяют обнаружить определенные закономерности в изменении географических явлений, например средние температуры, плотность населения, естественный прирост и т. д.
Для меня очень важно обучить ученика разным приёмам работы с этими показателями. (слайд № 4)
- Сбор статистических показателей
- Сравнение статистических характеристик
- Обобщение статистических показателей
- Анализ статистических материалов в графиках, диаграммах, таблицах
- Самостоятельный перевод картографической или текстовой информации в статистическую.
Актуальность данных приёмов заключается в том, что они формируют у учащихся умение интерпретировать, анализировать географическую информацию, представленную в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, картосхем, которые также необходимы для выполнения заданий во ВПР и ОГЭ по географии.
(слайды №5, 6, 7)
Варианты проверочных работ во всех классах и демоверсии ОГЭ содержат задания, связанные с картографическими и знаково - символическими материалами, которые проверяют не только знания географии, но и умение извлекать информацию из таблиц, графиков и диаграмм.
Новизна
Насыщенность школьной географии статистическим материалом даёт широкое поле деятельности и творчества для использования табличного процессора MS Excel и облачного сервиса «GoogleТаблицы» на практических уроках. Это программы для создания и обработки электронных таблиц, которые позволяют организовывать таблицы данных, систематизировать, обрабатывать их, строить графики и диаграммы. (слайд №8)
Решая различные дидактические цели, в том числе и подготовка детей к выполнению заданий по ВПР и ОГЭ, использую цифровой материал для создания проблемных ситуаций, организации частично-поисковой и исследовательской деятельности учащихся. В данной ситуации реализуется главный смысл использования статистики — аналитическая работа, обобщение и формулирование выводов.
Такие уроки получаются более интересными, содержательными и на-глядными. Учащиеся на слайдах проводят анализ различных графических представлений, переводя «скучные» цифры в наглядные графики, диаграммы. Также даю возможность учащимся самим поработать с программой : заносить данные, строить графики и диаграммы, а затем проводить анализ, делать выводы и умозаключения.
III. Практическая часть мастер - класса
В своей педагогической практике уроки с использованием MS Excel и «GoogleТаблицы» провожу в 8 и 9 классах, т. к. учащиеся уже освоили эту программу и могут применять её в учебной деятельности.
Например, при изучении темы «Климат» в 8 классе учащиеся встреча-ются с такими статистическими показателями как температура, количество осадков, амплитуда, атмосферное давление, поэтому предлагаю на уроке - практикуме составить климатограмму, используя табличный процессор MS Excel.
Для урока – практикума «Среднегодовые показатели температур и осадков в Кировской области» заранее готовлю для учащихся образец карточки с заданием, где указываю статистические данные по количеству осадков и средних температур по месяцам и прописываю алгоритм работы с электронной таблицей.
Во время практикума учащиеся уже самостоятельно на компьютерах составляют таблицу, куда вносят исходные показатели, проводят расчёты, используя функции программы. Затем, во вкладке «Вставка» в разделе «Диаграммы» выбирают тип диаграммы или графика и делают соответствующие выводы и умозаключения. (слайд №9)
В ходе такой практической работы учащимся становится понятно, как происходит процесс вычисления, откуда берутся данные и полученные значения.
Обычно, такие задания очень увлекают ребят, поэтому, подобное задание даю и в качестве домашнего, только с элементами исследовательской работы.
Для выполнения этого задания использую сервис «GoogleТаблицы». Это работа в облаке, которое даёт широкие возможности совместной работы над документом в режиме реального времени.
На Гугл диске со своего аккаунта создала электронную таблицу «Показатели температуры в п. Лытка». Для каждого ученика добавила отдельный лист, и предоставила доступ к документу через их электронные почты. (слайд №10)
Каждый день в течение месяца учащиеся в определённое время записывают температуру и отмечают её в таблице. По окончанию месяца каждый учащийся обрабатывает свои статистические данные, проводит расчёты, составляет диаграммы. Также каждый ученик имеет доступ к просматриванию листов у других ребят, тем самым он сравнивает свои показатели с другими и анализирует: почему может быть в одном посёлке в одно время разная температура, с чем это связано и какие факторы оказывают влияние на разницу в температуре. Делает соответствующие выводы, умозаключения и отражает их в своём отчёте.
Этот цифровой ресурс даёт мне возможность организовать совместную творческую работу учащихся, к тому же я, в любое время, могу просмотреть активность ребят и даже написать комментарии в чате лично для каждого.
Аналогичный практикум провожу и по теме «Численность и воспроиз-водство населения» Кировской области. Учащиеся исследуют данные пока-затели по рождаемости и смертности в разных районах области по годам, заносят в форму, строят график естественного движения населения и делают соответствующие выводы: в какие периоды наблюдалась естественная убыль населения, а в какие – естественный прирост населения. (При соответствующем техническом оснащении можно провести практикум с участниками мастер-класса). (слайд №11)
Для учащихся 9 класса можно большее количество времени уделять практическим работам для решения задач различных уровней сложности.
Например, при изучении темы «Население Северного Кавказа», в качестве домашней работы даю творческое задание: в электронную таблицу внести названия всех республик Северного Кавказа и, используя справочные материалы, занести статистические данные по каждой республике: площадь, население, уровень урбанизации. Затем, используя функции таблицы, высчитать среднюю плотность населения и построить разные типы диаграмм для каждого показателя. Сделать соответствующие выводы и умозаключения. (слайд №12)
Данные программы дают возможность учащимся осваивать новые способы сбора и обработки информации; анализировать отобранную информацию, сравнивать и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.
Организация практической работы в такой форме развивает познава-тельную активность учащихся, навыки самостоятельной и исследовательской работы, умения давать оценку географическим фактам и процессам, выявлять тенденции и прогнозировать их изменения. А это говорит о достижении не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Также навыки работы с данными ресурсами позволяют современным детям осваить требования цифрового общества, которые обеспечат им успех в различных сферах жизни.
Таким образом, овладение статистическими методами является одним из условий успешного обучения географии в школе, а с применением про-граммных средств в учебной практической деятельности позволило мне добиться не только повышения учебной мотивации, но и качества обучения по предмету. (слайд №13)
IV. Подведение итогов:
• Рефлексия по результатам совместной деятельности
• Обмен мнениями участников мастер - класса
• Заключительное слово.
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом и цифровом уровне. Современным педагогам необходимо развивать технологическое поколение, умеющее свободно владеть мобильными и интернет-технологиями, дающие большие возможности для обучения и индивидуального развития учащихся.
Процесс школьного обучения не должен отставать от жизни, так как он протекает в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества, поэтому внедрение в структуру современного урока информационно-коммуникационных и цифровых технологий является неотъемлемой частью системы образования.
Список использованной литературы
1. Иванова С. А. «Использование статистических методов в обучении географии» // «География и экология в школе 21 века». - 2007 г. - №5. - С. 64-67.
2. Максаковский В. П. «Географическая культура», М., 1998 г. с. 212-213.
3. Петрова Н. Н., Сухин С. А. «Статистический метод» // «География в школе». - 2004 г. - №4.-С. 51-55.
4. Петрова Н. Н., Сухин С. А. «Статистический метод» // «География в школе». - 2004 г. - №5.-С. 39-46.
5. Использование Google сервисов в образовательном процессе - https://sites.google.com/site/tvorchgroop/home