Получи документы

Конспект мастер-класса «Интеллектика для дошкольников»

Ольга Федотова
Конспект мастер-класса «Интеллектика для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Интеллектика для дошкольников»

Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста через использование игровой технологии А. З. Зака

1 слайд

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства.

2 слайд

Для решения задач интеллектуального развития в своей работе с детьми ОВЗ я использую игры логико-математического содержания, игровые математические технологии и пособия применимые в работе психолога: головоломки, кубики «Сложи узор», Блоки Дьенеша, Палочки Кьюзенера, пособие «Логико-малыш».

3 слайд

Работая в рамках инновационной муниципальной площадки по «Созданию модели по познавательно-интеллектуальному развитию через использование современных программ и технологий» меня заинтересовала технология Анатолия Залмановича Зака «Интеллектика для дошкольников».

Анатолий Залманович создал системный курс развивающих занятий «Интеллектика» для старших дошкольников и учеников 1-6 классов и ряд циклов развивающих занятий для совершенствования наглядно-образного и словесно-логического мышления у дошкольников и учащихся 1-9 классов.

4 слайд

Данная технология развивает, логическое мышление, интеллектуальную гибкость, активизирует развитие умственной деятельности ребенка; развивает пространственное мышление, зрительную память, образное мышление, обогащает словарь, активизирует диалоговое общение, расширяет кругозор, познавательную активность. Вырабатывает умение анализировать условие задачи, правильно рассуждать о путях и способах её решения, приучает к комбинированным поисковым действиям. Создаёт благоприятные условия для формирования самостоятельности, инициативы, уверенности в своих силах.

5 слайд Для занятий с детьми Анатолий Залманович разработал тетради «Интеллектика для дошкольников в 2-х частях, рассчитанных на 32 занятия.

В первой тетради для занятий с детьми с 4,5 до 5,5 лет, занятия с 1 по 16 (первая часть курса) содержат более простые задания, занятия с 17 по 32 (вторая часть) – более сложные. Во второй тетради задания для детей 5-6 лет. В тетради №2 даны подробные рекомендации по проведению занятий с дошкольниками: как помочь детям с разной подготовкой, как учить разбору условий задач, планированию их решения, обоснованию действий.

6 слайд

С детьми 4,5 – 5 лет целесообразно заниматься один раз в неделю, с детьми 5-ти летнего возраста 2 раза в неделю.

Время выполнения заданий детьми 4 - 5 лет от 15 до 20 минут, детьми 5-6 лет 25-30 минут (ориентироваться надо по детям). Для выполнения заданий требуется только распечатать само задание. Также можно адаптировать игру под лексическую тему занятия. Задания снабжены играми, рисунками, интересными вопросами. Задания не разноцветные, что не отвлекает внимание ребенка.

Я использую пособия А. З. Зака в своей непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с 4 лет в индивидуальной - коррекционной работе, подгрупповой, также по подготовке детей к школе.

7 слайд

Задания делятся на игры по планированию (на перемещение) к которым относятся такие игры как: «Гусеница», «По косым дорожкам», «По узким дорожкам», «По узким и широким дорожкам», «По точкам и черточкам». Игры нацелены на совершенствование действий в мысленном плане, так как перемещаться можно только по правилам, которые диктуют персонажи игры «Гусеница», «Оса», «Муравей», «Пчела», «Жук», «Муха» и т. д.

8 слайд

Следующие игры «Что одинаковое у двух?», «Что разное у двух?», направлены на развитие познавательных и аналитических способностей, у детей вырабатывается способность воспринимать любой предмет не только в целом, но и видеть в нем отдельные части. Игра «Сколько разных у двух?» ДОМА (тетрадь №1,занятие №13)

1. Сколько домов не с такой крышей, как у дома 3? (6)

2. Сколько домов не с таким окном, как у дома 4(6)

3. У скольких домов окно отличается от окна дома 6(6)

4. У скольких домов не всё разное с домом 9? и т. д. (2)

9 слайд

Игры третьего рода развивают у ребенка способность комбинировать («преобразование» - задачи на «перестановку» и задачи на «обмен», к ним относятся такие игры как: «Одна перестановка», «Две перестановки», «Один обмен», «Обмен и перестановка» в этих играх требуется по-разному сочетать возможные изменения местоположения.

Игра «Две перестановки» развивает у детей способность комбинировать (тетрадь №1, занятие №8)

1. Если рисунки из кругов 4 и 5 переставить в свободные круги, то какие предметы будут в кругах 1,2 и 3 – разные или одинаковые? (одинаковые);

2. Из каких кругов, -4 и 5, или 4 и 6, - нужно переставить рисунки в свободные круги, чтобы в кругах 1, 2 и 3 было три одинаковых предмета(4,5)

10 слайд

Игры четвертого рода развивают способность рассуждать, делать умозаключение, совершенствуется логическое мышление, к таким играм относятся игры: «Рядом, между», «Выше, ниже», «Левее, правее», «Ближе,

дальше».

Коля и Вова раскрашивали картинки. Кто-то из них пользовался кисточкой, кто-то карандашом. То, что было у Вовы, нарисовано ближе к трамваю, чем книга, а то, что было у Коли, нарисовано дальше от трамвая, чем книга.

Вова рисовал карандашом, Коля кисточкой.

Если ребенку трудно выполнить те или иные задачи, то целесообразно их выполнение упростить, т. е. обозначить персонаж игры движением пальца или провести линии карандашом. В зависимости от возраста и подготовленности детей в соответствии с содержанием можно ввести различные дополнения, например, увеличить или уменьшить количество задач. Если ребенок легко справляется с задачами, то ему можно предложить составить аналогичные задачи.

Чтобы начать играть необходимо, соблюсти ряд условий:

1. В игре не нужно ничего реально перемещать;

2. Все задания разработаны с постепенным усложнением;

3. Последующее занятие никогда не повторяет предыдущее;

4. Игровые задания предполагают выполнение разными способами.

11 слайд

Уважаемые коллеги. Предлагаю Вам создать свою игру, для этого я предлагаю воспользоваться методическим пособием «Умознайка»

12 слайд

1. Выбираем героя (Гусеница, Муравей, Муха, Оса, Пчела, Жук)

Гусеница – может двигаться только по прямым дорожкам;

Муравей – может двигаться только по косым дорожкам;

Жук – каждый раз меняет дорожку: двигается то по прямой, то по косой дорожке;

Оса – двигается только по узким дорожкам;

Пчела – двигается только по широким дорожкам;

Муха – каждый раз меняет дорожку: то по узкой, то по широкой дорожке;

Черепаха- каждый раз меняет дорожку: двигается то по короткой дорожке, то по длинной;

Змея- каждый раз меняет дорожку: двигается то по дорожке из точек, то по дорожке из чёрточек.

2. Выбираем сложность ходов: 1- ход, 2 –хода. 3 - хода, 4 - хода.

3. Можете придумать тему: «Муравей идет в школу», «Оса готовится к зиме» и т. д. Картинки можно подобрать в соответствии с тематикой.

4. Вопросы ставятся в определенном порядке:

- Куда. может попасть по. дорожкам?

- Куда. не может попасть по. дорожкам?

-Откуда. может попасть к. по. дорожкам?

- Откуда. не может попасть к. по. дорожкам?

- Как. может попасть от. к. по. дорожкам?

13 слайд

Таким образом, введение интеллектуальных игр в образовательный процесс детского сада наряду с непосредственно образовательной деятельностью представляет педагогически обоснованную систему интеллектуального развития ребёнка, которые с успехом можно применять в работе дошкольного учреждения.

Список используемой литературы:

1. Методическое пособие для воспитателей детских садов А. З. Зак «Как муравей и гусеница в гости ходили»

2. Зак А. З. Как развивать мышление у детей

3. Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч. 1 и 2. М., 2004, 2006.

4. Интеллектуальные игры как средство развития мыслительных способностей и формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Грибкова А. И.)

5. Зак, А. З. Характеристика авторского мышления у младших школьников // Вопросы психологии. – 1988. – № 2.

6. Зак, А. З. Развитие авторского мышления у детей 5 – 6 лет. –М., 1994.

7. Зак, А. З. Как развивается авторское мышление у детей 7 – 8 лет // Зак, А. З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать. – М., 1995.

8. Зак, А. З. Диагностика различий в мышлении младших школьников. – М., 2007.

9. Зак, А. З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников. – М., 2010.

10. Зак, А. З. Развитие мышления школьников в период обучения в средних и старших классах // Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования. 1912 – 2012. – Спб., 2012[/i]

Публикации по теме:

Конспект мастер-класса «Бабушкины куклы»Конспект мастер-класса «Бабушкины куклы» «Бабушкины куклы» Цель: Знакомство с народными ремеслами и развитие познавательного интереса к русским народным обычаям и традициям.

Конспект мастер-класса по рукоделию «Искусство-Канзаши»Конспект мастер-класса по рукоделию «Искусство-Канзаши» Цель мастер-класса: создание условий для формирования представлений у педагогов по изготовлению цветка из атласных лент, используя технику.

Конспект мастер-класса «Бабочка — красивое насекомое»Конспект мастер-класса «Бабочка — красивое насекомое» Конспект мастер-класса Тема : «Бабочка - красивое насекомое». Цель: обобщить представления детей о многообразии насекомых, знакомить детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Интеллектика для дошкольников»
Опубликовано: 11 марта 2025 в 06:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса «Интеллектика для дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Федотова (УИ 30930) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД