Ольга Витько
Игры для неговорящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей «Игры для неговорящих детей» Выполнила:учитель-логопед ВитькоО. А.
Добрый день, уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «Игры для неговорящих детей».
Публикация «Игры для неговорящих детей» размещена в разделах
Каждый неговорящий ребенок требует к себе особого подхода. Поэтому важно создать условия, в которых бы у него появилось желание произнести звуки, звукоподражания, слова неоднократно. Хочу вам представить 10 игр, которые эффективно использовать с неговорящими детьми.
Игры с матрешками.
Матрешка – нужная и полезная игрушка. Играя с матрешкой, мы тренируем моторику, развиваем логику и память, учим ребенка открывать и закрывать матрешки, расставлять по величине, считать, прятать в них предметы. Одновременно отрабатываем слова: Кто? Бабка, дед. Где бабка? Вот. Куда поставить? Сюда. Кто самый большой? Баба. Через игру в матрешку, знакомим с сюжетами сказок «Колобок», «Под грибом», «Маша и медведь».
Игры сортеры.
Работая над пониманием речи у неговорящих деток, использую игры сортеры из серии «Досочки Сегена». Это яркие, деревянные игрушки, которые имеют в своей основе принцип сортировки предметов по форме и развивают у детей множество полезных навыков. Показываем ребенку рамку с уложенными в них вкладышами, затем высыпаем на стол, перемешиваем и предлагаем вложить все фигурки на свои места, параллельно отрабатываем слова кто это? Птичка. Куда поставим птичку? Сюда. Какого цвета? Синего.
Игры-панорамы.
Для развития речи и ориентировки в пространстве применяю настольные игры-панорамы. В игровой форме ребенок учится ориентироваться в пространстве, располагать предметные игрушки в соответствии с образцом, изображенном на картинке.
Играя с данным пособием, работаем со словами, где дом? Вот. Куда поставим дом? Сюда. Обращаем внимание ребенка: а это кто? куда поставим?
Игры с перчаточными куклами.
Эффективным игровым приемом является использование перчаточных кукол. Дети с удовольствием выполняют артикуляционную гимнастику вместе с куклами, с удовольствием включаются в игру. Например, игра с жирафом. Предлагаем ребенку помочь жирафу разложить съедобное в тарелочку, а не съедобное в корзинку. При этом работаем со словами ДА, НЕТ. Показываем и спрашиваем: Это съедобное? Да. А это съедобное? Нет. Когда ребенок выполняет задание, мы предлагаем накормить жирафа. Как кушает жираф? Ням-ням, ам-ам.
Игры с музыкальными инструментами.
Музыкальные инструменты вызывают большой интерес у детей, они с удовольствием на них играют, учатся различать их на слух, отрабатывать ритм. Кроме этого развиваем слуховое внимание. Например, в игре со звоночками называю цвета в определенной последовательности (красный, зеленый, жёлтый, задача ребенка нажать на звоночки в заданной последовательности.
Игры с сеном.
Сено для детей – новый материал, который привлекает к себе внимание. В нем можно прятать и искать различные предметы. Например, в игре «Накорми курочку», просим ребенка при помощи магнитной палочки поймать всех червячком, при этом работаем со словами дай, на.
Другой вариант – ищем в сене домашних животных, отрабатываем звукоподражания. Кто это? Собачка. Как собачка говорит? Ав-ав.
Игры с водой.
Вода притягивает детей. Игры с водой стабилизируют эмоциональное состояние любого ребенка, развивают тактильно- кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук. Благодаря играм с водой легче установить контакт с неговорящим ребенком, вызвать первые звуки и звукоподражания (кап-кап, буль- буль). Например, игра «Разноцветные лягушки». Задача ребенка помочь лягушкам прыгнуть в воду. Здесь мы работаем со звукоподражанием ква-ква, бульк, закрепляем слово «вот» при ответе на вопрос где зеленая лягушка? Эта игра всегда вызывает у детей массу эмоций : радость, смех. Другой вариант игры с водой – «Кораблекрушение». Обыгрываем с ребенком сюжет, как мишки отправляются в путешествие, начинается буря, пассажиры корабля оказываются за бортом, задача ребенка их спасти при помощи спасательного круга и пинцета. Таким образом, формируем глагольный словарь и отрабатываем слово «Лови».
Игры с искусственным снегом.
Все дети радуются первому снегу. Поэтому при изучении лексической темы «Зима. Зимние забавы», я стала использовать искусственный снег. Это порошок, который разбавляется в воде и превращается в снег. На ощупь очень приятный, прохладный, мягкий. Из снега делаем сугробы, прячем там игрушки, потом находим, обыгрываем различные сюжеты.
Например, Маша выходит на прогулку кататься с горки. Поможем Маше позвать ее друзей: «Миша, иди!». Мишка идет топ-топ-топ, съехал с горки «Ууух». Качаемся на качелях - «кач-кач». Катаем игрушки на санках – «кати, кати».
Игры с межполушарными досками.
Данное пособие применяю на этапе работы с гласными и согласными звуками. Дети учатся вести сначала правой рукой и произносить заданный звук, затем левой, далее двумя руками вместе.
Таким образом, развиваются межполушарные связи, и идет работа со звуками.
Игры с дорожками.
Для развития общей моторики, координации движений, ловкости использую разнообразные дорожки: из фетра со следами, из массажных ковриков. Задача ребенка прыгать и выполнять определенные действия: например, называть, кого он встретил на дорожке (волка –ууу, мишку – топ-топ, уточку – кря-кря, прыгать и нажимать на звоночек (дзынь-дзынь, ударять по ладошке (хлоп- хлоп).
Используя дорожку – координационную лестницу отрабатываем произношение звуков А, О. Задача ребенка прыгнуть, позвонить в колокольчик, произнести звук А, затем опять прыжок, переложит колокольчик в другую руки и произнести звук О.
Используйте эти игры! Придумывайте свои! И ваш ребенок обязательно заговорит!
Спасибо за внимание!