Анастасия Черкасова
Мастер-класс «Играя — обучаюсь! Играя — познаю!»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Современному человеку все труднее и труднее сосредоточиться на чтении, особенно, если дело касается длинного текста. Жизнь современных дошкольников неразрывно связана с информационными технологиями. Большой поток информации подается ребенку в виде ярких и красочных визуальных вспышек с экранов телефонов, планшетов, телевизоров, компьютеров. Неокрепшая психика дошкольника не успевает ее воспринять и переработать. Так у ребенка формируется клиповый тип мышления - восприятие мира через короткие яркие образы.
Темочки:
В переводе с английского «clip» переводится как фрагмент текста, отрывок из видео или фильма. Клиповое мышление – это феномен современности. Оно формируется на основе принятия информации в виде мелких кусочков. Можно сказать, что это такое лоскутное одеяло, в которое собирается мозг современных детей.
В чем же опасность клипового мышления?
Каждый ребенок, научившись говорить, начинает осваивать мир с помощью вопросов «что» и «почему», но, к сожалению, очень быстро перестраивается, когда в его жизнь врывается более интересный и простой способ получения информации - визуальный.
Без развития воображения страдает развитие памяти, внимания, логического мышления. Ребенок не способен анализировать, строить логические цепочки, делать выводы. Данный тип мышления лишь отвечает на вопросы, находящиеся в определенной плоскости. Отсюда вытекает проблема – скудный словарный запас детей дошкольного возраста.
Небольшой словарный запас заменяется способностью перерабатывать большие объёмы информации через символы, образы и схемы. Благодаря этому увеличивается объём внимания, которое хорошо переключается и распределяется, дети выделяют главное, не перегружая память.
Как же бороться с клиповым мышлением? Уважаемые коллеги, предлагаю взять его в сообщники нам, педагогам, для того, чтобы направить эту способность в нужное русло.
В 70 годах 20 века американский ученый Тони Бьюзен разработал технологию, связывающую информацию с визуальными образами.
Mind-mab - простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются познавательные, творческие способности детей, социально-коммуникативные навыки, активизируется мышление и память, формируется связная речь.
«Mind» - «ум», «map» – «карты», то есть «карты ума». В русском языке есть несколько переводов: ментальная карта, карта памяти, интеллект-карта.
В чем заключается данная технология? Это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Карта памяти основывается на наглядно-образном мышлении, которое является основным в дошкольном возрасте.
Интеллект-карты создаются для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач.
«Mind map» использую в различных видах деятельности: при изучении нового материала, в совместной деятельности детей, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности детей, при организации образно-ролевой игры, при составлении предложений и рассказов.
Главная идея обозначается в центре. Для отображения темы можно использовать рисунки или картинки. Для каждого ключевого момента отводится от центра ответвление, где рисунками и картинками обозначается ключевое слово, это помогает детям лучше запомнить информацию. Каждая ветвь имеет свой цвет. В процессе моделирования могут добавляться символы. С центральной идеей следует соединять главные ветви, а с ними - ветви второго и последующих порядков. Ветви не должны переплетаться. Деталей на карте может быть столько, сколько нужно. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Интеллект-карты обладают рядом преимуществ: они наглядны и привлекательны; позволяют своевременно выявить имеющиеся недостатки информации у детей, карту можно использовать много раз, пересматривая и запоминая информацию ещё лучше; сам процесс создания карты стимулирует творчество детей и способствует быстрому запоминанию информации, так как в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами.
При составлении карт у дошкольников развивается умение работать в паре, команде. Основным методом работы с детьми во время создания, либо работы с уже созданной ассоциативной картой является метод общения, который протекает как активное межличностное взаимодействие детей друг с другом и с взрослым. Происходящий диалог позволяет варьировать формы обучения (групповая, парная, индивидуальная).
Нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок был активен, участвовал в диалоге, разыгрывал речевые ситуации. Здесь развиваются умения работать в группе: согласовывать свои действия со всеми участниками в достижении общей цели, умения договариваться, приходить к общему мнению.
Для обобщения и систематизации знаний, полученных в ходе работы с картами ума, использую еще одно универсальное средство, воздействующее на мозговую деятельность, стимулирующее мыслительный и творческий процесс. Круги Луллия – «логическая машина» для развития интелектуально-творческих способностей и развития речи детей, предложенная авторами ТРИЗ. Конструкция проста, но эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи. На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. На них располагаются картинки, рисунки, цифры. Круги свободно двигаются, независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты. Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач и темы.
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения бесспорно является система творческих заданий на основе методов и приемов интеллектуального развития.