Линникова Людмила
Мастер-класс «Хвалебная песня пластилину»
▼ Скачать + Заказать документы
IV Региональный Форум практической психологии образования
Мастер - класс
«Хвалебная песня пластилину…»
Арт – терапевтическая технология (лепка) как средство формирования самодостаточной и успешно социализированной личности учащихся с ОВЗ
Подготовила педагог - психолог
МКОУ "Уйская школа-интернат VIII вида"
Л. Н. Линникова
Я сегодня властелин -
У меня есть. (пластилин)
Публикация «Мастер-класс „Хвалебная песня пластилину“» размещена в разделах
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса через психолого - педагогическое просвещение с демонстрацией применения арт - терапевтической технологии (лепка) как средства формирования самодостаточной и успешно социализированной личности учащихся с ОВЗ.
Задачи:
• актуализация знаний об арттерапевтичеких приёмах;
• анализ позитивных и негативных качеств пластилина как арттерапевтического средства для работы с учащимися с ОВЗ;
• приобретение опыта создания пластилиновых образов;
• тренировка интерпретирования образов.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии (лепке).
2. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психолого- педагогической деятельности.
Материалы и оборудование: пластилин, доски, стэки, влажные салфетки, цветной картон, плакат "Достоинства и недостатки пластилина", магнитофон, музыка- "Шум моря", мультимедийное оборудование, подставка для визиток с эмблемой - пластилиновой вороной, фотовыставка работ учащихся.
Содержание мастер-класса
1. Приветствие:
"Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит".
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.
Презентация ведущего мастер – класса (слайд – шоу).
2. Знакомство участников.
+ информационное сообщение из истории пластилина
Участникам предлагается взять кусок пластилина любого цвета, вылепить из него заглавную букву своего имени в образе человечка, по кругу озвучить информацию о себе: имя, территория, специальность.
(История пластилина, есть несколько версий, одна из них:
• Пластилин – это материал, изобретённый ещё в XIX веке.
• Родиной считают Германию, где Франц Колб запатентовал модельную массу в 1880 году и Великобританию, где Уильям Харбутт в 1899 году запатентовал не сохнущую глину, изобретённую им в 1897 году.
• Изначально пластилин предназначался для создания моделей студентами художественных училищ.
• Испокон веков дети использовали для лепки глину. Всем известный сейчас пластилин был изобретен в середине прошлого века Джо Маквикером. Причем изобретатель изначально изготовил вещество, предназначенное для… чистки обоев. И отослал его для испытаний своей родственнице, работавшей воспитательницей детского сада. Неизвестно, как проявил себя пластилин в чистке обоев, но детям вещество, не пачкающее руки и более пластичное, чем глина, пришлось по нраву.
В 1955 году пластилин появился в продаже именно в качестве материала для детского творчества. Благодаря своему изобретению Джо Маквикер стал миллионером в 27 лет. Состав пластилина бывает самым разнообразным, но почти всегда в него входит натуральный или минеральный (озокерит) воск).
3. Формулировка ожиданий от мастер – класса.
Участники обозначают свои ожидания от мастер-класса, заполняя «коробку с пластилином».
4. Информационное сообщение
«Я леплю из пластилина,
приговаривая так:
Если кукла выйдет плохо,
назову ее дуреха,
Если клоун выйдет плохо,
назову его дурак.»
(Пластилин и глина не только средства творческой экспрессии, но и превосходные психотерапевтические средства.
Пластилиновая терапия один из самых «мягких» и в то же время глубоких методов психологической работы. Основная цель использования пластилиновой терапии заключается в гармонизации внутреннего состояния человека через развитие способности к самовыражению и самопознанию.
Данный вид терапии относится к арт-терапевтическим методам работы и предусматривает лепку не только с цветным пластилином, но и соленым тестом, глиной и др. По мнению ученых и практикующих психологов, приемы арт-терапии способны преобразовать внутренние конфликты человека в визуальные формы, что способствует их эффективному разрешению (А. Хилл, З. Фрейд, К. Г. Юнг, К. Роджерс, А. Х. Маслоу, М. Намбург и другие.
Термин «арт-терапия» появился в нашей стране не так давно и дословно означает – терапия искусством. Впервые метод арт - терапии увидел свет благодаря американскому врачу и художнику Адриану Хиллу в 1938 году. В результате своих наблюдений Хилл обнаружил, что его пациентам легче справляться с болезнью, когда они полностью отдают себя творческому процессу. И если изначально арт - терапию применяли только в психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями, то в настоящее время рамки ее применения значительно расширились. Арт-терапия не имеет ограничений и широко используется в педагогике и психологии. Достоинства арт-терапии, и лепки, в частности, особенно в работе с детьми и подростками с ОВЗ, заключаются в следующем:
- возможность невербального общения, что важно для таких детей, потому что они затрудняются в словесном описании своих переживаний;
- облегчение процесса коммуникации, создание отношений взаимного принятия и эмпатии;
- возможность для исследования бессознательных процессов;
- возможность свободного самовыражения и самопознания;
- мобилизация творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции;
- повышение адаптационных способностей, снижение утомления и напряжения;
- создание положительного эмоционального настроя.
Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – негативная «Я-концепция», тревожность, страхи, агрессивность, переживание эмоционального отвержения, депрессия, конфликты, неадекватное поведение и многими другими психологическими проблемами, которые мешают подростку жить и тормозят его развитие.
Сколько существует видов искусств и способов творческого самовыражения, столько и разновидностей арт-терапии. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды:
- цветотерапия,
- сказкотерапия,
- музыкотерапия,
- песочная терапия,
- мандалотерапия,
- библиотерапия,
- кинотерапия,
- игротерапия,
- танцевальная терапия,
- фототерапия,
- куклотерапия,
- лепка,
- рисование.
Многие из этих методов широко распространены и возможно активно вами используются.
В своей работе педагога - психолога я также использую арт-терапию с детьми и подростками школьного возраста и взрослыми: родителями и педагогами. Эта работа ведется в двух формах: пассивной и активной. При пассивной форме мы созерцаем чужие произведения: рассматриваем картины, читаем книги, прослушиваем музыкальные композиции. При активной форме сами создаем продукты творчества: рисунки, поделки, сказки и т. д.
Наиболее часто при работе с детьми я применяю следующие виды арт-терапии:
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Находясь в сказке, ребенок взаимодействует со сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем.
Библиотерапия – воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации его психических процессов.
Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, позволяют выразить душевные переживания. Дети рисуют свободно, не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.
Музыкальная терапия. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения. Контакт с помощью музыки ненавязчив, снимает страхи, напряжённость.
Куклотерапия основана на процессах отождествления ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или с любимой игрушкой, с которыми разыгрываются в лицах истории, связанные с травмирующей ребенка ситуацией. В куклотерапии применяются разнообразные куклы: куклы–марионетки, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие.
Лепка (из глины, пластилина, теста) также исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение и расслабляет. Тесто или глину можно мять, катать, сжимать, растягивать, скручивать, рвать на кусочки или сплющивать. Все эти действия отражают различные чувства и эмоции).
5. Мозговой штурм. Участникам предлагается обсудить достоинства и недостатки пластилина как психотерапевтического средства, анализ эффективности применения в работе с разными возрастными категориями и для решения различных задач и оформить плакат.
(Применение пластилина в работе с детьми :
• работа со скульптурой, объёмными изображениями;
• «Обратная аппликация» : создание плоскостной композиции на стекле или прозрачном пластике;
• использование барельефных и горельефных изображений в работе;
• создание пластилиновых картин : плоскостных или наполовину объёмных изображений на картонной или бумажной основе.
Достоинства пластилина как выразительного средства:
• имеет вязкую структуру, что позволяет создавать картины и композиции в объёме;
• благодаря пластичности материала, его можно дополнять разнообразными материалами: крупами, бисером, фольгой, что повышает выразительность работы;
• позволяет экспериментировать с цветом и фактурой, применять дополнительные инструменты: чеснокодавку, расческу, зубочистку.
• работа с пластилином развивает пространственные представления, расширяет кругозор, способствует развитию речи;
• позитивная оценка созданных работ способствует принятию себя, установлению дружеских взаимоотношений с окружающими;
• создание коллективной работы способствует внутригрупповому сплочению;
• широко распространён в работе, хорошо знаком детям, не вызывает затруднений в использовании, что является залогом успешности в работе;
• работа с пластилином возможна как индивидуально, так и в парах, группах;
• материально доступен.
Недостатки пластилина, как выразительного средства:
• содержит искусственные вещества;
• при длительном хранении работ на картонной основе проявляются жирные следы;
• не выносит яркого солнца и тепла: изделие изменяет форму, течёт;
• срок жизни работ из пластилина невысок;
• не всякий пластилин подходит для создания картин и скульптур.
Возможности использования пластилина, как коррекционного средства:
• коррекция тревожности, страхов, неуверенности в себе;
• снижение негативизма и агрессии;
• работа с уровнем притязаний и самооценкой;
• развитие речи;
• развитие представлений об окружающем;
• коррекция «Образа “Я”».
• развитие моторики;
• развитие восприятия цвета;
• умение смешивать различные цвета;
• развитие умения работать с геометрическими фигурами;
• формирование навыков в работе с объёмом и плоскостью;
• развитие абстрактно-логических операций).
6. Индивидуальная работа по методике «Остров»
«Я леплю из пластилина.
Пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак.»
Цель — повысить самостоятельность детей (подростков) с ОВЗ (умственно отсталых и расширить возможности их общения в современном обществе.
Выбор острова (цветодиагностика+диагностика по форме) В начале работы участники выбирают остров, острова разного цвета, размера, формы, приготовлены заранее, могут отработать как диагностика (модификация теста Люшера и др.).
Создание ландшафта, ресурсов
Затем предлагается заселить остров, а именно слепить, сотворить Хозяина. Хозяина Острова. После следует рассказ каждого участника о том, кто у них получился. Лепка Хозяина острова, друга
Далее, рассказ о своём острове
Интерпретация.
*Стоит помнить, что полученный в ходе пластилиновой терапии продукт воспринимается психологом без оценки и подвергается интерпретации только со стороны участника. Работа с пластилином в процессе позволяет в символической форме выразить и проработать вытесненные чувства, мысли, мечты, разрешить внутриличностные конфликты, вытащить застрявшие аффекты. Это происходит, главным образом, благодаря осознанию метафоры пластилина –«Все можно изменить!».
7. Интеграция опыта.
Таким образом, арсенал методов и приемов арт-терапии многообразен.
Мой опыт использования методов арт-терапии с детьми и подростками показал, что все они, и лепка, в том числе, помогают установить контакт с учащимися. В ходе занятий ребята приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит гармонизация личности, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок становится терпимее и мудрее по отношению к другим.
Если вам показалась интересной данная работа, вы можете применить ее в своей деятельности. Ваши вопросы.
Я благодарю вас за внимание. Фотоотчёт.