Фатхлисламова Валентина Вячеславовна
Мастер-класс для педагогов «Формирование конструктивных умений и навыков как основа детского научно-технического творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по конструированию.
Задачи: обучение участников мастер-класса навыкам применения конструктора; воссоздание перед участниками мастер-класса технологий работы с детьми дошкольного возраста в области конструирования; формирование у участников мастер-класса мотивации на использование в образовательной деятельности разного вида конструктора.
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Оборудование и материалы: конструктор Лего, пластиковый конструктор средних размеров, деревянный конструктор, мозаика, тематический конструктор, счетные палочки, палочки Кюизенера, магнитный конструктор, проектор, картинки с изображением моделей ЛЕГО, схемы конструирования, поролоновые губки, коктейльные трубочки, танграм.
Планируемый результат:
• информирование педагогического сообщества о системе работы по конструированию для детей дошкольного возраста;
• сформированности представлений педагогов о возможности работы с разным видом конструктором по возрастам.
Ход мероприятия
Добрый день, Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы окунемся в мир конструирования. Я бы хотела поделиться с Вами своим опытом работы в формировании конструктивных умений и навыков. Выделяют два типа конструирования : техническое и художественное. (Слайд 2)
Конструирование - это очень интересная игра, которая занимает ребенка и безусловно его развивает. Какие же задачи мы с Вами ставим прежде, чем начать работать с конструктором? Прежде всего нам нужно научить ребенка приемам конструирования – это познакомить с деталями конструирования и приемам (поставить одну деталь на другую или поставить рядом). Второе – нам нужно показать ребенку, из чего состоят все окружающие предметы. Так как дети наши изучают мир благодаря тому, что они щупают и трогают, то мы с помощью конструктора, можем показать из чего же состоят все предметы мебели, дома и другое. Например, в младшей группе очень важно не только построить, но и обыграть постройку (обыграть ситуацию с зайчиком на примере постройки стол и стул).
Благодаря конструированию ребенок вырабатывает целенаправленность действий, то есть с какой детали начать, какой деталью закончить и что в результате у него получится.
Чем удобно работать с конструктором? В отличие от других продуктивных видов деятельности – лепки, аппликации или рисования. Во-первых, детали многоразовые, мы можем использовать их до бесконечности. Во-вторых, все то, что вы сотворили, можете хорошо использовать в игре, не боясь это испортить, порвать или испачкаться. В третьих, ребенок может придумать что то свое и независимо от его способностей все, что он придумал, для него будет очень интересно.
Сегодня на мастере - классе я расскажу какой конструктор использую на своих занятиях и в игровой деятельности. В младшей группе мы хорошо играли в пластиковый конструктор средних размеров, который хорошо моется, у него закругленные углы. Для игровой ситуации, которая обязательно используется при конструировании я брала резиновые игрушки, которые также легко мыть, что очень важно при работе с детьми.
Когда детки уже немного подросли, я стала знакомить их с деревянным конструктором. В нем тоже есть разные детали и они разного цвета.
Также для маленьких детей есть и плоскостные конструкторы – это мозаики. В младшей группе я использовала крупную мозаику, детали которой представляют собой шестигранники, напоминающие соты, а игровое поле – пластину без отверстий. (обыгрывание с петушком и цветочком).
Во второй младшей группе я стала использовать так называемую классическую мозаику, детали которой состоят из шляпки и ножки. (Игровая ситуация «Идет дождь», «В лужице плавает уточка», «Травка», «Цветочек», по желанию детей.)
Также в своей работе я использую большие напольные конструкторы, что позволяет использовать не только игровое пространство стола, но и игровое пространство пола или ковра. Это очень удобно при конструировании, потому что снимается скелетное напряжение у ребенка, особенно у тех детей, которые по психическим и соматическим возможностям не могут сидеть очень долго в одном положении.
В младшей группе мы познакомились с магнитным конструктором и продолжили свое с ним знакомство в средней группе. Магнитный конструктор очень хорошо закрепляет знания детей о геометрических фигурах. Также знакомит с таким свойством как магнит. Благодаря ему можно развивать фантазию детей безгранично. Можно строить композиции как плоскостные, так и объёмные – что очень развивает детей.
В средней группе мы стали использовать конструктор, который содержит тематические детали – фигурки людей, животных. Отличительной особенностью этих конструкторов является совместимость деталей одного производителя из разных наборов. Создавая тем самым, идеальные условия для творчества детей.
В современном мире существует множество конструкторов, которые мы можем использовать с вами для формирования конструктивных умений и навыков, для развития научно – технического творчества у детей.
Например, цветные палочки Кюизенера – очень хорошо развивает логику, внимание, воображение, речь, творческие способности. (Слайд 3)
Конструкторы с болтовым соединением (металлические и пластмассовые) (Слайд 4)
Танграм – головоломка, состоящая из семи плоскостных фигур, которые складывают определенным образом для получения определенной композиции. Когда мы работаем с танграмом необходимо соблюдать два условия – использовать все семь фигур танграма, и второе – фигуры не должны накладываться друг на друга. (Слайд 5)
Счетные палочки. Задания со счетными палочками развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность. Помогают закрепить представления о геометрических фигурах, познакомить с понятием «симметрия». (Слайд 6)
Конструкторов в современном мире большое множество. Их нам наверное все и не перечесть. (Слайд 7)
Конструирование – умная игра,
Завлекательная, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Здесь и взрослым интересно:
Конструирование – это полезно!
Конструирование у детей и интерес к нему мы можем развивать нетрадиционным способом. Используя при этом бросовый материал, такой как трубочки, губку, крышки и другое.
Предлагаю Вам окунутся в мир конструирования и немного поиграть!
Деловая игра «Нетрадиционное конструирование»
1 команда выполняет задание «Использование коктейльных трубочек с элементами пластилинографии».
- Перед Вами лежат все необходимые материалы, Вам только остается немножко пофантазировать и воплотить свои идеи и построить «Дом»;
- Представить о свою композицию;
- Ответить на вопрос: «Назовите образовательную область и какие решаются задачи?»
2 команда выполняет задает «Изготовление мебели из поролоновых губок»
- Перед Вами лежат все необходимые материалы, Вам только остается немножко пофантазировать и воплотить свои идеи и построить «Мебель для куколки»;
- Представить о свою композицию;
- Ответить на вопрос: «Назовите образовательную область и какие решаются задачи?»
А пока команды выполняют задание, мы с Вами проведем блиц – опрос:
1. Назовите типы конструирования? (техническое и художественное);
2. Что мы можем отнести к техническому конструированию (строительный материал, детали конструктора, имеющие разные способы крепления, крупногабаритные модульные блоки);
3. Что мы можем отнести к художественному конструированию (работа из бумаги и природного материала);
4. Какие формы организации обучения конструированию вы знаете? (по образцу, по моделям, по заданной теме, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по собственному замыслу, по условиям)
5. С какой возрастной группы начинают использовать природный материал в качестве строительного? (с первой младшей – это песок, снег, вода);
6. Что такое конструирование? (это практическая деятельность детей, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта).
Возвращаемся к командам, которые уже выполнили задания. Обсуждаем.
А в завершении нашего мастер класса, я предлагаю Вашему
вниманию просмотр Лего- сказки «Кошкин дом», в исполнении моей воспитанницы (Слайд 5)
Уважаемые коллеги, спасибо Вам за внимание, за ваши ответы и вашу работу. Наш мастер класс подошел к концу, но прежде чем вы уйдете, предлагаю Вам построить пирамиду Успеха. Красный кирпичик _ означает, что Вам сегодня все понравилось. Зеленый кирпичик – Вам все понравилось, но вы хотели еще что нибудь узнать по конструированию. А желтый кирпичик, что вам сегодня ничего не понравилось.