Лариса Кузьмина
Мастер-класс «Дымка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс : «Дымка»
Цель мастер-класса : Создание условий для повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с народным творчеством.
2. Сформировать интерес к творчеству дымковских мастеров.
Публикация «Мастер-класс „Дымка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конструирование, поделки
- Темочки
Ход проведения мастер-класса :
Добрый день уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе. В ходе, которого я расскажу Вам о декоративно-прикладном искусстве и познакомлю с творчеством народных умельцев.
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров — русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.
А сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства, приглашаю всех на высокий берег реки Вятка.
А прежде чем туда отправиться отгадайте мои загадки:
1. Бегут по дорожке борода, да ножки (козлик).
2. Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем непрост -
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя (индюк)
3. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).
4. Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадайте!
Это… (поросенок)
Слайд на презентации: отгадки
-Молодцы! А как вы думаете, что это за игрушки? Правильно, это дымковские игрушки. И сейчас мы отправимся с вами в село Дымково, знакомиться с замечательными Дымковскими игрушками, сделанными русскими мастерами.
А вот на чём мы туда отправимся, вы должны угадать.
Очень стройный и красивый,
С чёлкой и пушистой,
Плавать может и скакать,
Ест овёс, умеет ржать,
Прыгать в воду и огонь
Верный человеку… Конь.
(Предложить украсить коней)
Молодцы! А теперь в путь.
Славилась Россия чудо - мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали,
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Эти мастера делали игрушки из глины.
И назвали эти игрушки дымковские. Почему дымковские?
Вы хотите узнать?
(презентации история возникновения дымковских игрушек)
Слайд № 1
С высокого берега реки Вятка, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково.
Слайд № 2
Зимой, когда топятся печи, а летом в пасмурные дни, когда туман все село будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. Трудились в том селе с утра до позднего вечера.
Слайд № 3
И задумали тогда взрослые порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки и расписали их красками. Любая фигурка это ручная работа, сделанная в единственном экземпляре.
Слайд № 4
Так и появились дымковские игрушки : барыни, козлики, лошади, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.
Слайд № 5
В начале были свистульки. Взрослые лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстием свистулька превращалась то в уточку, то в козлика, то в петушка. Эти свистульки продавали на ярмарке. Взрослые охотно покупали их для своих детей, заливистый свист слышался на всю округу. Зазывал народ на ярмарку. (Свист)
Слайд № 6
Вот уже придумали лепить из глины другие игрушки, не только свистульки. Свое уменье бабки передали внукам, а внуки – своим внукам. Так и дошло до наших дней. Теперь в городе Кирове, в центре его, есть художественные мастерские, где изготавливают дымковские игрушки. Если заглянуть в мастерскую, то увидим банки с мелом и краской, молоко и глину. Вот почти и все, что нужно для изготовления чуда, которым любуются
Слайд № 7
Для росписи используют яркие краски – малиновые, красные, зеленые, желтые…
Слайд № 8
Сейчас в мастерских специальные печи обжига. А раньше игрушки закаливали в русских печах.
Слайд № 9
Печи топили жаркими березовыми дровами, и ставили игрушки в печь. Из печи они выходили закаленные, крепкие, звонкие. Потом разводили на молоке мел и белили игрушки. Затем наступает пора расписывать игрушки.
Слайд № 10
Если посмотреть то узор необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки.
Все эти элементы что-то обозначают, т. е. являются символами.
Круг – символ солнца, каравая хлеба.
Точка – символ звезды.
Прямая линия – дорога.
Волнистая линия – символ воды и неба.
Дымковская барыня – олицетворяет богиню плодородия, женщину мать.
Веселые зверушки – символ достатка, добра, благополучия.
Слайд № 11
Когда смотришь на игрушки, на душе становится радостно! А ведь все это из глины.
Слайд № 12
(Дымковский узор)
Игрушки созданы для того, чтобы дарить радость, поднимать настроение. Есть игрушки, которыми играют, а есть и те которыми украшают свои жилища, их берегут. Люди верили, что фигурки животных и людей помогают защитить себя и свой дом от злых духов. Фигурки птиц прогоняли силы тьмы, несли радость и свет. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней, а если в доме был дымковский конь, значит, в доме будет достаток, не будет голода и нужды.
-Вот и подошло наше путешествие к концу.
Насколько, все было доступно вам и интересно, прошу сделать хоровод дружбы. (Прикрепляют барышень в разных кокошниках)
Мне было интересно - Желтый,
Не очень было интересно-Синий,
Мне ничего не понравилось – красный.
Итог:
Мне было приятно с вами общаться.
Спасибо за внимание!