Наталья Гладкова
Мастер-класс для воспитателей «Удивительный мир Танграм»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс «Удивительный мир «Танграм»
Развитие инженерного мышления детей в детском саду посредством игры Танграм
Развитие инженерного мышления у детей в раннем возрасте стало важной задачей в современных образовательных учреждениях.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Удивительный мир Танграм“» размещена в разделах
- Головоломки для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Танграм, головоломка
- Темочки
Инженерное мышление — это способность решать задачи, проектировать и создавать что-то новое, используя системный подход и креативность. В современном образовании важно развивать эту компетенцию с самого раннего возраста, чтобы подготовить детей к будущим вызовам. В детском саду можно создать благоприятные условия для формирования инженерного мышления через игру, исследование и творчество.
Одна из эффективных игр для достижения этой цели — Танграм. Эта китайская головоломка не только развлекает, но и помогает формировать у детей необходимые навыки.
Что такое Танграм?
Танграм — это увлекательная логическая игра, возникшая в Китае в начале 19 века. Она состоит из семи плоских фигур, называемых танграмами, которые могут быть собраны в различные формы и фигуры. Эта игра не только развлекает, но и способствует развитию логического мышления, творческого подхода и пространственного восприятия.
История Танграма
Танграм, по одной из версий, появился в Китае во время правления династии Цин. Сначала он был известен как «тянши», что переводится как «составь из разбросанных кусочков». Игра быстро завоевала популярность в Китае и вскоре вышла за его пределы, став известной в Европе и других регионах мира.
Структура Танграма
Танграм состоит из семи фигур:
1. Треугольники (2 больших, 1 средний, 2 маленьких) — складываются в различные формы и используются для создания основных фигур.
2. Квадрат — центральный элемент, на основании которого строятся многие композиции.
3. Параллелограмм — добавляет разнообразие в формы.
Эти семь фигур могут быть собраны в квадрат, что является основным начальным вариантом сборки.
Игра предлагает возможности для создания множества различных форм и силуэтов, например:
- Животные
- Люди
- Объекты
Как Танграм способствует развитию инженерного мышления?
Основные компоненты инженерного мышления
1. Критическое мышление: Умение анализировать информацию, задавать вопросы и находить решения.
2. Творческий подход: Генерация новых идей и нестандартные способы решения задач.
3. Работа в команде: Умение сотрудничать с другими, обсуждать идеи и совместно достигать целей.
4. Практические навыки: Освоение инструментов и технологий для реализации своих замыслов.
1. Критическое мышление
- Дети учатся анализировать фигуры, планировать свои действия и проверять полученные результаты.
- Они задают вопросы: "Как можно изменить форму?", "Какую фигуру надо собрать сначала?" и др.
2. Творческое мышление
- Игра позволяет детям свободно экспериментировать, создавая уникальные фигуры с помощью доступных элементов.
- Дети учатся видеть в обычных формах различные объекты, развивая креативность.
3. Способности к решению проблем
- Дети сталкиваются с задачами, которые требуют поиска оптимальных решений, что развивает навык логического мышления.
- Например, при создании сложной фигуры дети могут столкнуться с проблемой: "Почему фигура не собирается?" и будут вынуждены находить выход.
4. Командные навыки
- В процессе работы с Танграмом дети могут работать в группах, что помогает развивать навыки совместной работы и коммуникации.
- Обсуждение идей и предложений в группе укрепляет социальные связи и навыки взаимодействия.
Примеры занятий с Танграмом
1. Сбор классических фигур
- Воспитатель демонстрирует, как собрать квадрат или другие известные фигуры.
- Дети получают задание собрать те же фигуры по памяти или описанию.
2. Создание уникальных композиций
- Дети могут создать свои собственные фигуры: предложить придумать героя сказки или фантастическое животное, используя танграм.
3. Тематические игры
- Например, игра "Кто быстрее?" — дети работают в группах и за определенное время собирают как можно больше фигур. Это развивает не только скорость, но и командное взаимодействие.
4. Связь с другими предметами
- Интеграция Танграма в занятия по математике для изучения геометрических фигур.
- Использование искусства: создание картин или коллажей на основе собранных фигур.
Заключение
Игра Танграм является эффективным средством для развития инженерного мышления у детей в детском саду. Она не только способствует решению логических задач, но и развивает творчество, командные навыки и критическое мышление. Создание условий для экспериментирования, игры и совместного решения задач помогает детям не только научиться закладывать основы инженерии, но и развивает их уверенность в себе и интерес к обучению. Внедрение этих подходов в образовательный процесс обеспечит детей необходимыми навыками для успешного существования в быстро меняющемся мире.
Танграм является больше, чем просто игрой — это мощный инструмент для развития умственных способностей и креативности. Он объединяет людей разных возрастов и способствует обучению через игру. Удивительный мир танграма продолжает вдохновлять, наполняя жизнь радостью творчества и открытия.
Изготовление игры танграм из картона или фетра
Задания
В игре танграм можно выделить 3 основные категории заданий:
1. Поиск одного или нескольких способов построения данной фигуры или изящного доказательства невозможности построения фигуры.
2. Нахождение способа, позволяющего с наибольшей выразительностью или юмором (или тем и другим вместе) изобразить силуэты животных, людей и другие узнаваемые предметы.
3. Решение различных задач комбинаторной геометрии, возникающих в связи с составлением фигур из 7 танов.
С чего начать?
• Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру. (Средняя группа)
• Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…
Второй этап
• Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки. (Старшая группа)
Третий этап
• Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. (Подготовительная группа)
Одно из первых заданий на этом этапе - бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, из каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать из других деталей…
Дальше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.
Это уже посложнее - фигуры человека бегущего и сидящего.
Это самые трудные фигуры в этой головоломке, но потренировавшись, вы и с ними справитесь.
Данная головоломка помогает детям знакомиться с геометрическими фигурами, не только зрительно, но и тактильно. По ходу игры можно проговаривать с детьми цвет, форму, величину. Данная техника хорошо развивает воображение детей и их мышление. На первых ступенях знакомства с Танграмом, дети собирают фигуры по заданным моделям, а затем начинают придумывать самостоятельно.