МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей «Традиционные игры Белгородчины как средство ознакомления дошкольников с родным краем»

Ушкалова Елена Евгеньевна
Мастер-класс для воспитателей «Традиционные игры Белгородчины как средство ознакомления дошкольников с родным краем»
▼ Скачать + Заказать документы

«В народных играх нет

педагогической навязчивости,

и вместе с тем, они вполне педагогичны».

А. П. Усова.

Цель: передача опыта проведения народных игр Белгородской области для ознакомления дошкольников с родным краем участникам мастер-класса.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике традиционных игр Белгородчины как средство ознакомления дошкольников с родным краем.

2. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам.

3. Развивать творческую активность педагогов.

План:

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Традиционные игры Белгородчины как средство ознакомления дошкольников с родным краем“» размещена в разделах

1. Актуальность.

2. Практическая часть.

3. Рефлексия.

Оборудование: деревянные брусочки «бирюльки», предметы народного быта (лапти, деревянная ложка, платок, балалайка, валенки, рукавицы, корзина, глиная свистулька «Соловей», канат.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас всех приветствовать. Вашему вниманию предоставляется мастер-класс на тему «Традиционные игры Белгородчины как средство ознакомления дошкольников с родным краем».

В современном мире всё чаще звучат темы национальных отношений. Мы всё больше становимся неравнодушными к национальной культуре, народной культуре, культуре родного края. К счастью, культурные традиции остаются ещё в городах, а особенно в сёлах нашей Белгородской области. Детство является тем временем, когда мы можем погрузиться в истоки народной культуры более полноценно.

Познакомить детей с родным краем, помочь усвоить язык своего родного края посредством традиционных игр, песен, потешек и является основоной задачей моей работы.

В период дошкольного образования возрастает роль народной культура как источника развития познавательной активности детей, знакомство детей с историей народного края, его традициями, с культурой Белгородчины, привития любви к малой Родине.

Представления детей о своей «начальной родине», о родном доме – это первые друзья малышей; детский сад, куда они ходят; улицы, на которых они живут. Постепенно представления эти расширяются. Родина ассоциируется уже не только с улицей, на которой мы живём, или домом, в котором мы живём, но и с родным городом, окружающей природой.

Народная культура, традиционные игры Белгородчины являются составной частью русской народной культуры. Для меня как для воспитателя одной из ключевых целей является – ознакомление детей с родным краем. И так как мои дети являются воспитанниками средней группы, познакомиться с родным краем в этом возрасте ближе всего мы можем с помощью традиционных игр. Игры и занятия, которые я провожу с детьми, как в группе, так и на прогулках знакомят их с различными формами народной культуры Белгородчины, помогают зажечь любовь и интерес к жизни своего народа. Мой опыт направлен на ознакомление детей с историей, культурой, традициями, на воспитание патриотизма и любви к своей малой Родине. Знакомя детей с родным краем посредством традиций и игр, я воспитываю в них любовь и уважение к своей семье, к своему городу, и в целом к своему краю.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.

В старину у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались игры, передавая весь народный колорит. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. И Белгородская область не исключение. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.

Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.

Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры. По необходимости, в игре использую различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы.

При огромном разнообразии видов игр и их классификаций, я разделила фольклорные игры на следующие категории:

игры интеллектуальные;

игры с пением и танцами (хороводные);

игры подвижные;

игры – состязания (спортивные);

• шуточные игры.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Игра «Бирюльки»

Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков.

Гораздо позднее палочки стали заменть спичками.

В настоящее время существует много современных вариатнов игры в «Бирюльки». Представляю вашему вниманию один из таких вариантов «Башня». Бирюльки представляют собой деревянные брусочки, которые складываются в виде башни или высапаются также произвольно. На некоторых брусочках написаны шуточные несложные задания. За такие бирюльки и начисляются дополнительные баллы.

Предлагаю вам попробовать поиграть в современный вариант бирюлек.

Загадки

Для интеллектуального развития детей использую народные игры-загадки. Дети с удовольствием отгадывают предметы народного быта. Если ответ правильный, то показываю им не иллюстрацию, а «настоящий» предмет: «лапти», «балалайка», «платок» «детерянная ложка» и т. д. Данные предметы использую в последующей работе для бесед, игр, развлечений, создания музея и т. д.

А теперь для всех ребяток, загадаю я загадки,

Знаю, знаю наперед - вы смекалистый народ!

1. Носят женщины, старушки, носят малые девчушки-

К уголочку уголок сложен красочный (платок).

2. Не страшны зимой морозы ни большим, ни маленьким,

Что нам зимушки угрозы - мы обуем (валенки).

3. Если маленький мороз - не хватает он за нос.

Как начнет мороз сердиться, мы наденем (рукавицы).

4. Мне в частушках подыграет, хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет расписная (ложка).

5. Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати, у печи оставят (лапти).

6. Три струны, ее узнай-ка. Ну конечно (балалайка)

7. Как нужна она в лесу! В ней грибы домой несу,

Полюбуйся на картину – грибов полная (корзина).

9. Любят девочки-подружки с маком бублики и (сушки).

ИГРЫ С ПЕНИЕМ И ТАНЦАМИ (ХОРОВОДНЫЕ)

Часто в играх необходимо выло выбрать ведущего или вожака, его называли «ВОДА», а также некоторых действующих персонажей. Если участники игры не приходили к согласию, то использовались считалки.

Например:

1. Я куплю себе дуду и по улице пойду.

Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води.

2. Шёл баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку,

Кто её возьмёт, тот вон войдёт.

Игра «Редя»

Ставится стул, на стул садится «бабка», ей на колени садится «редька». Остальные участники встают вокруг них в хоровод. Водят хоровод. Они, как бы, работают на «бабку». Ходят и поют такую песенку:

«Редя, редя, кто тебя сажал?»

Поливанова жена при дорожке жила,

Редю саживала, огораживала,

От мороза укрывала,

От солнышка поливала.

Потом каждый из хоровода спрашивает у «бабки» : «Бабка, бабка, поспела ли редька?», а «бабка» отвечает: «Нет, не поспела, тяпайте дальше!». Хоровод продолжает «тяпать» дальше и петь ту же песню. Когда последний из хоровода спросит у «бабки», поспела ли редька, она ответит: «Поспела!». В этот момент все дружно хватают «редьку» у «бабки», вытаскивают ее, а «бабка» должна «редьку» удержать. Когда «редька» будет вытащена, все дружно говорят: «Вытащили репку!».

(Записано со слов жителей села Селиваново Валуйского района)

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игра «Уголки (Кумушки)»

Для этой игры нужно нарисовать на земле (полу) четырёхугольник. Участников 5 человек, один из них водящий, а четверо занимают уголки. Водящий подходит к одному из игроков и говорит «Кумушка, дай ключи». Стоящий в углу отвечает: «Иди, вон там постучи!». В это время остальные игроки перебегают из угла в угол. Если водящий успевает занять угол, то на его место встаёт игрок, который остался без угла.

Игра «Полетушки»

Все дети садятся вокруг стола и кладут пальцы на стол. Вода начинает игру, называет какую-нибудь птицу либо летучее насекомое, а, назвав его, поднимает палец вверх и быстро опускает. Дети должны делать то же самое. Если кто-то прозевает лететь, т. е. поднять палец и опустить, или полетит тогда, когда вожак обманывает, называет то животное, которое не летает или вещь, то этот игрок выходит из игры.

Например, вода, поднимая палец, говорит: «Сова летит». Дети поднимают, опускают пальцы. «Петушок летит, кочеток летит». Пальцы поднимаются и опускаются. «Козленок летит!» – говорит вожак, поднимая и опуская палец. Кто из играющих «полетел с козленком», тот выбывает из игры. (бычок, соколик, воронок, барашек)

Примечание:

Иногда в эту игру можно играть чуть иначе. Участники становятся в круг, и при названии летающего предмета все игроки подпрыгивают. Если назван предмет нелетающий, они стоят на месте.

Игра «Соловушка»

Игру начинают со среднего возраста (4-5 лет). С помощью считалки выбирается «вода», который встает в середину круга. Ему завязывают платком глаза.

Цель игры : развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость.

Ход игры : Дети стоят в кругу. В центре «вода» с закрытыми глазами. Дети передают по кругу «соловушку» и поют:

Соловей в огород

Прилетел и поет.

Соловушка не зевай

Кто поет ты отгадай.

Тот, ребенко, которому достался «соловушка» дует в свистульку, а «вода» должен отгадать, откуда был звук и найти соловушку. Если угадал правильно, то он становится «водой».

ИГРЫ-СОСТЯЗАНИЯ (СПОРТИВНЫЕ)

Игра «Золотые ворота»

Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается.

Второй раз – запрещается,

Ну, а в третий раз

Не пропустим вас! – (Опускают руки.)

Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне».

Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет. Та команда и выиграла.

(Записано в 2006 году со слов коренных жителей села Шляхово Корочанского района.)

ШУТОЧНЫЕ ИГРЫ

А теперь, давайте с вами затеем вот какую игру:

«Купили бабка с дедкой…»

Выбирается 6 игроков, каждому присваивается название животного и слова, которые он будет произносить. Вода читает стова автора. А персонажи произносят свои звуки.

Купили бабка с дедкой себе курочку.

Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.

Купили бабка с дедкой себе уточку.

Уточка та-та-та-та,

Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.

Купили бабка с дедкой индюшеночка.

Индюшенок шалды-балды,

Уточка та-та-та-та,

Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.

Купили бабка с дедкой поросеночка.

Поросенок хрюки-хрюки.

Индюшенок шалды-балды,

Уточка та-та-та-та,

Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.

Купили бабка с дедкой коровеночка.

Коровенок муки-муки,

Поросенок хрюки-хрюки.

Индюшенок шалды-балды,

Уточка та-та-та-та,

Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.

Купили бабка с дедкой лошаденочка.

Лошаденок иго-го-ки,

Коровенок муки-муки,

Поросенок хрюки-хрюки.

Индюшенок шалды-балды,

Уточка та-та-та-та,

Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.

3. РЕФЛЕКСИЯ.

-Уважаемые коллеги, завершить мастер-класс хочется известным изречением: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети.

И я предлагаю вам сыграть в игру «Доскажи словечко».

Мы сегодня не устали,

Потому что …. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень … (интересно).

Игр нам разных показали.

Новых много мы…. (узнали).

Русские народные

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них….(играть).

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия»Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия» Во всех дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровью дошколят. Растить детей здоровыми,сильными,эмоциональными.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Мастер-класс для воспитателей и родителей по изготовлению развивающей дидактической игры «Поварята» для дошкольниковМастер-класс для воспитателей и родителей по изготовлению развивающей дидактической игры «Поварята» для дошкольников Мастер-класс для воспитателей и родителей по изготовлению развивающей дидактической игры «Поварята» или «Варим борщ, компот, варенье» для.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста»Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста» Патриотическое воспитание детей – одна из главных задач дошкольного образования. Важную роль в ознакомлении дошкольников с родным краем.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Традиционные игры Белгородчины как средство ознакомления дошкольников с родным краем»
Опубликовано: 29 декабря 2021 в 16:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Традиционные игры Белгородчины как средство ознакомления дошкольников с родным краем»» (включая файлы) размещена пользователем Ушкалова Елена Евгеньевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД