Получи документы

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи в контексте ФГОС с использованием нетрадиционных форм работы»

Наталья Николаевна Александрова
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи в контексте ФГОС с использованием нетрадиционных форм работы»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 35 «Сказка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

МАСТЕР-КЛАСС

для воспитателей

«Развитие речи детей в контексте ФГОС с использованием нетрадиционных форм работы»

Подготовила и провела:

Александрова

Наталья Николаевна

учитель-логопед

согласовано: зам. зав. по УВР ___

дата проведения:

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Развитие речи в контексте ФГОС с использованием нетрадиционных форм работы“» размещена в разделах

«» 20 г.

2017-2018 учебный год

«Дети должны жить в мире красоты,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

СЛАЙД № 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мне очень приятно, что мы сегодня встретились на нашем мастер – классе, где мы вместе обсудим тему: «Развитие речи детей в контексте ФГОС с использованием нетрадиционных форм работы».

СЛАЙД № 2

Все мы вами изучали ФГОС ДО. Вспомним, что, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) включает «речевое развитие»(педагоги думают, обсуждают)

Хорошо, чтобы долго не думали, как добрая фея, даю Вам подсказку – цветик - семицветик, который Вам поможет вспомнить эти задачи, их по ФГОС ДО как раз 7, как и лепестков.

(На лепестках цветика семицветика написано 7 задач из ФГОС ДО :

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Молодцы!

Работая учителем-логопедом 20 лет, я обратила внимание, что детей с речевыми нарушениями год от года становится все больше. Часто на коррекционных занятиях у детей наблюдается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, они хотят просто играть и отдыхать, удержать их внимание в это время сложнее. Елена Николаевна Винарская, доктор медицинских наук, профессор отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям. Я задумалась: как же решить эту задачу? И тогда я решила применять в своей работе нетрадиционные формы работы такие, как ТРИЗ, мнемотехника, метод наглядного моделирования, развивающий логопедический массаж с использованием нетрадиционного оборудования, игровые приемы, а также инновационную методику в логопедической практике - логосказку, которая является хорошим помощником в нашей работе.

СЛАЙД № 3

Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Д. Родари отмечал: «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Именно особенностями детской психики определяется выбор логопедиче- ской сказки, как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи детей.

Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элеме -нтов сказкотерапии.

Кроме того, в логосказки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика (покажи, как рассердился волк, как испугался зайчик, как обрадовалась Машенька и т. д., релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки и стала греться на солнышке, дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения на координацию речи с движением.

Для постановки логосказок можно использовать различные виды театров: рукавичковый, пальчиковый, картонажный, кукольный, бибабо и др.

С учетом ФГОС ДО включение логосказок в работу позволяет интегрировать разные виды детской деятельности (игровую, коммуникативную, музыкаль-но - художественную, двигательную, театрализованную, познавательную и др., развивать мелкую и общую моторику, слуховое внимание.

Логосказка — это интерактивная сказка, так как требует не пассивного со -зерцания, а активного участия в ходе повествования. Эти сказки могут пре -дставлять собой целое занятие или его фрагмент. Их могут применять в своей практике, как логопеды, дефектологи, так воспитатели и родители.

Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно использовать следующие виды логосказок:

СЛАЙД № 4

Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д.

Артикуляционные логосказки - это комплексы артикуляционных упра -жнений, которые объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом.

Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является кукла-Говорушка. Куклу надевает взрослый на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения. Заинтересованность ребенка повышается во время само-стоятельной работы с этой замечательной игрушкой. В своей практике я также применяю тематические сказки логопедов Елены Антоновны Пожиленко Елена, Ирины Аркадьевны Волошиной Ирина Аркадьевны Пожиленко, Волошиной и др. авторов.

Практическая часть.

Уважаемые коллеги, я предлагаю нам всем вместе отправиться в путешествие в сказку и выполнить артикуляционную гимнастику.

Сказка «Лиса и Колобок». (Звуки Л – Ль).

Бежала лиса по лесу. Хвостиком махала.

(Язык вправо – влево).

Навстречу ей колобок (надули щеки).

Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу).

И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок

И спой свою песенку. (Язык чашечкой).

Колобок сел лисе на язычок, а лиса его и проглотила.

(Убрать «чашечку» в рот)

Педагоги выполняют артикуляционную гимнастику

СЛАЙД №4

Фонетические логосказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками.

Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. Слушайте сказку и выполняйте, пожалуйста, вместе со мной упражнения по звукопроизношению.

СЛАЙД № 6

Жила-была девочка Маша. У Маши сегодня день рождения. Она решила украсить свой дом воздушными шариками. Один шарик она не завязала и он начал сдуваться. Логопед отпускает шарик. С каким звуком сдувался шарик? Ш-ш-ш. Другой шарик Маша завязала, но не достаточно крепко, он начал сдуваться медленно. С каким звуком сдувался шарик? (Ш-ш-ш).

Мы не можем давать сложные инструкции детям. Для простоты объяснения существуют артикуляционные упражнения. Для звука Ш., Ж – «чашечка», «окошко». Для звука С, З. – «горка», «заборчик». Всего два упражнения и вы можете показать артикуляцию звука. Но не всегда получается с первого раза «поставить» звук, а частое повторение одного и того же материала надоедает детям. Вот в такой ситуации нам и пригодятся логосказки. Я предлагаю Вам самим попробовать сочинить логопедическую сказку.

Практическая часть

Я предлагаю вам разделиться на две команды. Одна команда сочиняет сказку для звука Ш. Другая - для звука З. Герои сказок – котенок, который шипит и выгибает спинку и комарик.

Логосказки по обучению грамоте

Логосказки знакомят детей с гласными и согласными звуками, формируют понятия : «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»; развивают слуховое внимание; развивают фонематический слух; знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;

формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».

СЛАЙД № 14,15

Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).

Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).

Практическая часть :

Я предлагаю вам разыграть сказку «Теремок букв». 1 команда - «гласные», 2 команда – «согласные» (Раздаёт слова и маски с буквами).

Педагоги обыгрывают сюжет логосказки.

«Теремок букв»

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок, не высок.

Буква А к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Буква А поет: Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Никто не ответил букве А.

Зашла она в теремок и стала в нем жить.

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок, не высок.

Буква У к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Буква У поет: «Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?»

В окошке теремка появляется буква А:

«Это я, буква А, а ты кто?»

Буква У: «Я буква У, пусти меня к себе жить!»

Аналогично к теремку подбегают остальные гласные буквы.

«Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют. А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, пыхтели, шипели, рычали…»

Согласные: «Надоело нам пыхтеть и шипеть, мы хотим, как гласные песни петь» Пробуют петь, но ничего не получается

Гласные: «Не огорчайтесь! Мы будем петь песни, а вы вставайте рядом. Согласны?»

Согласные (кивают головой) : «Согласны, согласны!»

Гласные: «А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными».

Танец-приглашение (согласная приглашает гласную). В конце танца дети парами поворачиваются в круг лицом и пропевают получившиеся слоги, затем меняются местами и вновь пропевают слоги (ма – ам, ту – ут и т. д.)

2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность»)

Пальчиковые логосказки служат для развития мелкой моторики, графических навыков, стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью; повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.

Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.

Практическая часть :

Уважаемые педагоги, прошу вас вместе со мной выполнить пальчиковую гимнастику с использованием шариков и колец Су-джок, в комплексе с другими здоровьесберегающими технологиями. Жила-была маленькая девочка. Мама очень ее любила, а бабушка ещё больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Соседи так её и прозвали: Красная Шапочка. Ребята давайте поможем маме Красной Шапочки приготовить пирожки.

Массаж мячиком «Су – Джок

Муку в тесто замесили, а из теста мы слепили:

(сжимаем и разжимаем шарик в ладошках)

Пряники, оладушки, блинчики, витушки,

Пышные пампушки, пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки, булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи.

(поочередно надавливаем мячиком на каждый палец).

Мама говорит: Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, и отнеси ей пирожки и горшочек масла да узнай, здорова ли она. Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке, и мы вместе с ней.

Солнечным погожим днём, мы с тобою в лес идём,

Мы с собой несём корзинку, вот хорошая тропинка,

Мы по ней сейчас пройдём,

(ходьба на месте)

Тут цветок и там цветок.

(движениями показываем, как рвём цветок)

Мы сорвали на венок.

Дыхательные упражнения (короткий вдох, на длинном протяжном выдохе говорим: «Ах, как пахнет!»)

Мы идём с тобой по лесу, а вокруг так интересно!

Отдохнуть пора дружок, мы присядем на пенёк.

Присела Красная шапочка на пенёк, над ней летают бабочки.

Гимнастика для глаз

Бабочка проснулась, солнцу улыбнулась,

Села на цветок, выпить сладкий сок.

(проследить глазами за движением бабочки)

И легко порхая, над травой кружит.

(круговые движениями глазами)

Так звезда ночная, на волне дрожит.

(жмуримся и открываем глаза)

Отдохнула девочка и пошла дальше. Идёт она лесом, а навстречу ей - серый Волк. Нас ребята много, давайте напугаем его, и он убежит. Дети хором говорят: «У-У-У». Волк испугался и убежал.

Ну, вот мы и пришли к бабушкиному домику. Красная Шапочка вошла и увидела бабушку, которая ей была очень рада. Здравствуй, внученька моя! Долго я тебя ждала. Наконец-то ты пришла. Я пришла не одна, я гостей привела. Бабушка поставила на стол варенье, пирожки и оладушки, налила чай и пригласила всех ребят обедать.

Массаж кольцом Су – Джок»

Машу, Таню и Сережу, Киру, Ваню и Антошу.

Сашу, Колю и Ирину, и, конечно же, Марину.

(поочередно надеваем колечко на каждый палец)

Все за стол садятся дружно, ведь давно обедать нужно!

Оладушки вареньем смажем – бабушке спасибо скажем!

(шариком гладим по ладони)

Наша сказка закончилась хорошо и все в ней остались довольны!

СЛАЙД № 16-19

3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями

Лексико-грамматические логосказки служат для обогащения словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.

Коллеги, предлагаю вам послушать сказку «Про посуду», и обыграть предложенные вам роли.

Цель: закреплять навыки словообразования имён существительных.

СЛАЙД № 20

Рассуждала как-то сахарница:

Вот я — для сахара создана. Потому так и зовусь — САХАРНИЦА. СОЛОНКА — для соли, САЛАТНИЦА — для салата, ХЛЕБНИЦА — для хлеба, СУПНИЦА — конечно, для супов, а СОУСНИК — для соусов разных.

Да, да — подхватила МАСЛЁНКА — я нужна для масла, а моя подружка СЕЛЁДОЧНИЦА — для селёдки. Но скажите мне, как объяснить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА?

Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не знаю!

Вы хоть меня ЧАЙНИКОМ и зовёте, — отозвался ЧАЙНИК — я не только про чай всё знаю и чайком вас всех пою. Слово ПОСУДА

как бы просит: «ПОложи СюУДА! ПО-СУДА!» А с ПОВАРЁШКОЙ ещё проще. Она главная помощница повара: вместе с поваром любое

блюдо попробовать может и повара уговаривает: ПОВАР, ЕШЬ-КА!

Педагоги обыгрывают сценку.

4. Логосказки с моделированным содержанием).

Сказки, способствующие формированию связной речи

СЛАЙД № 21-23

Виды работ со сказками :

1. Ребенок разыгрывает знакомые сказки.

2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку.

3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.

4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.

5. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.

Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление, развивать все стороны речи.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам подумать, как вы можете применить методы логосказок в своей работе. Теперь вы и сами, уважаемые коллеги, можете сочинять логосказки и использовать их не только на занятиях с воспитанниками детского сада, но и со своими детьми, внуками. Надеюсь, вам пригодится материал мастер-класса. Спасибо за внимание!

СЛАЙД № 24

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Использование нетрадиционных форм работы с родителями по правовому воспитанию. «Сказочный суд» (фотоотчет)Использование нетрадиционных форм работы с родителями по правовому воспитанию. «Сказочный суд» (фотоотчет) Сегодня вашему вниманию будет представлена одна из нетрадиционных форм работы с родителями на тему «Защита прав и достоинств ребёнка» –театральное.

Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО) 1.«Возрастная линия» Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Ход игры Педагог предлагает.

Конспект НОД в старшей логопедической группе с использованием нетрадиционных форм аппликации «Дерево в снегу»Конспект НОД в старшей логопедической группе с использованием нетрадиционных форм аппликации «Дерево в снегу» Конспект НОД в старшей логопедической группе с использованием нетрадиционных форм аппликации. «Дерево в снегу» Воспитатель: Голодова Н. Г. 2018.

Консультация для воспитателей по ИЗО посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОСКонсультация для воспитателей по ИЗО посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС … Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене, и в трамвае на окне… Эта детская.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Мастер-класс по изготовлению коллективной работы с использованием нетрадиционных материалов «Зимнее кружево»Мастер-класс по изготовлению коллективной работы с использованием нетрадиционных материалов «Зимнее кружево» Зимняя красавица. Есть ли в мире наиболее волшебная и удивительная пора года, чем зима? Укрывает она белым одеялом землю, которая терпеливо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи в контексте ФГОС с использованием нетрадиционных форм работы»
Опубликовано: 19 октября 2020 в 19:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи в контексте ФГОС с использованием нетрадиционных форм работы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Александрова (УИ 316386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД