Наталья Магомаева Александровна
Мастер-класс для воспитателей коррекционных групп «Веселый язычок»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей коррекционных групп
«Веселый язычок»
Цель:
создание условий для передачи опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий при проведении артикуляционной гимнастики.
Задачи:
-содействовать обучению управлению органами артикуляции;
-развивать координацию и движение артикуляционного аппарата;
-вызвать интерес к проблеме заявленной темы.
Оборудование:
зеркала, бумажные салфетки.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей коррекционных групп „Веселый язычок“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ход мастер-класса :
1. Орг. момент. Знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.
Коммуникативная игра «Назови ласково» В круг пускаем цветок и просим, передавая цветок назвать коллегу ласковым словом.
«Как ласково и красиво вы друг друга назвали! За правильную речь отвечают органы артикуляции, которые активно развиваются у ребенка в первые 5 лет жизни. Поэтому именно в этом возрасте артикуляционный аппарат следует активно развивать. А как это можно делать мы сегодня с вами об этом и поговорим».
2. Основная часть.
Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Не у всех детей правильное звукопроизношение развивается самостоятельно. Многие не могут обойтись без специального коррекционного воздействия и помощи взрослых. Одних занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные артикуляционные упражнения в группе и дома с родителями.
Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)
Цель артикуляционной гимнастики: выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого неба. Кроме этого, цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции нужного звука.
В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, щеки). Им доступно выполнение простейших артикуляционно-двигательных и мимических упражнений. Например, «Заборчик», «Трубочка», «Окошко», «Улыбочка» и др.
В начале малышей необходимо научить выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течение некоторого времени. С этой целью можно широко использовать занимательный игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, бусы, камушки и т. д.
Затем детей знакомят с динамическими упражнениями: «Лошадка», «Маляр», «Качели», «Барабанщик» и др. Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом – перед зеркалом. Взрослый обращает внимание детей на положение органов артикуляции (за зубками, на верхней или нижней губе, вперед-назад, вверх-вниз) и на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно).
В старшем дошкольном возрасте детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «Чашечка», «Гармошка», «Иголочка» и др.
«Обратите внимание на слайд (показ слайда, в котором указаны основополагающие правила проведения артикуляционной гимнастики:
— проводить следует ежедневно, в целях закрепления навыков (2 раза в день)
— соблюдать последовательность в движениях
— проводим вначале в более медленном темпе, затем можно ускорить
— упражнения с ребенком проводятся перед зеркалом в игровой форме
— удерживать артикуляционную позу следует 5-10 секунд, постепенно увеличивая время
— следить за четкостью и правильностью выполнения
— не допускать переутомления ребенка
— артикуляционная гимнастика не должна надоедать ребенку и быть интересной
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с
4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с
5. «Желобок». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 — 15 раз
Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8 — 10 раз.
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз)вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15 — 20 раз.
2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 — 15 раз.
3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба
4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз
5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз
6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз
7. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек», делая движения языком вперёд-назад. Проделать 10 раз.
8. «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.
Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения у детей.
сказка про то, как, ЖИЛ ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК.
Жил веселый язычок, («часики» за зубами)
Запирался на крючок (язычок узкий, кончик поднимают вверх, руки в замок)
Хоть один он проживал, никогда не унывал. («часики», указательными пальцами вправо-влево)
Утром рано просыпался, за зарядку принимался. («Потягушки»)
Руки вверх, руки вниз, (языком двигают вверх-вниз за зубами)
А потом ты наклонись. (достать языком подбородка)
А затем подскоки, бег. («цоканье», руки «веретено»)
Тут совсем не утех. (узкий язык и руки двигается вправо – влево)
Притомился язычок, даже заколол бочок. («Футбол»)
Умывать он пошел, («умывание лица»)
Щетку в ванной он нашел. (чистим зуды)
Зубы чистил, полоскал, (полоскательные движения)
А умылся – засверкал. («Заборчик»)
А на завтрак язычок выпил тепленький чаек. («Чашечка»)
С вкусным вареньем, («Вкусное варенье»)
С большим наслажденьем. («Улыбка»).
Взялся язычок за дело, и работа закипела, (постукивание кулачками друг об друга)
Подметал, белил и мыл – ничего он не забыл. («маляр»).
Прогуляться он пошел, (хождение пальцев по любой поверхности)
Много он забав нашел:
С горки весело спускался, («Горка», горка руками)
На качелях покачался, («Качели»)
На лошадке поскакал («Лошадка»)
И ни разу не упал. (Покачивание указательными пальцами)
А потом домой вернулся, дверь закрыл и улыбнулся! («Улыбка», руки в замок)
3. Заключительная часть. Обмен мнениями присутствующих, раздача буклетов с комплексом артикуляционных упражнений.