Бобровская Юлия Петровна
Мастер-класс для родителей «Речевой этикет»
▼ Скачать + Заказать документы
Бобровская Юлия Петровна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №110 «Ласточка» города Белово», воспитатель.
Построенный на интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие».
Цель: Способствование расширению знаний родителей в области этикетный речевых формул и совершенствовать умения применять их в обогащении словаря детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Речевой этикет“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2024
Задачи:
1. Актуализировать в речи родителей этические речевые формулы при выражении приветствия, прощания, просьбы, благодарности;
2. Освоить способы эффективного запоминания этикетных речевых формул (пальчиковые игры, мнемотаблицы, стихи) с использованием ИКТ;
3. Побуждать родителей применять освоенные речевые формулы в повседневной жизни;
4. Развивать интерес у родителей к выстраиванию взаимоотношений с детьми на основе этикетных речевых формул.
Ход:
Я начинаю как обычно словом «Здравствуйте»!
Пускай звучит оно не ново «Здравствуйте»!
Я повторять его сто раз готова «Здравствуйте»!
Так друг желает другу быть здоровым «Здравствуйте»!
В ритме современного мира мы все чаще начинаем «экономить» на словах, тогда как именно в дошкольном возрасте у ребенка формируются активный словарь, в том числе и в речевом этикете - залоге успешного общения ребенка со взрослыми и со сверстниками.
Сегодня мы поговорим о четырёх группах речевых формул этикета: приветствие, прощание, просьба, благодарность.
С чего начинается любое общение? Верно! С приветствия. Давайте попробуем вспомнить самые популярные варианты приветствий, которые мы используем в нашей речи и сыграть в игру «100 к 1». На нашем табло спрятаны как самые популярные формы приветствия, так и менее распространенные, но не менее ценные для расширения словарного запаса ребенка.
Пожалуйста предложите ваши варианты
Игра «100 к одному»
(Мое почтение! Приветствую вас! Доброго здоровья! Рад вас видеть!
здравствуйте, привет)
Мы с вами рассмотрели, какими словами активного словаря можно приветствовать; так же вспомнили и редко употребляемые выражения.
Давайте вспомним, какими словами можно поблагодарить, попросить, попрощаться? Разделимся на три подгруппы.
Перед вами карточки, на них написано задание, какие слова вы используете при выражении:
первая подгруппа просьбы;
вторая подгруппа благодарности;
третья подгруппа прощание.
Вам необходимо подумать предложить свои варианты ответов и записать их на листах бумаги.
ПРОСЬБА
- будьте добры;
- будьте любезны;
- если Вас не затруднит;
- не откажите, пожалуйста;
- не смогли бы Вы;
пожалуйста;
- пожалуйста, помогите мне;
- позвольте;
- прошу Вас;
- разрешите;
буду признательна (лен) Вам, если.
БЛАГОДАРНОСТЬ
- большое спасибо;
- Вы очень учтивы;
- весьма Вам признательна (лен);
- Вы мне очень помогли;
- примите слова благодарности;
- премного благодарен (на);
- спасибо за добрые слова;
- чрезвычайно благодарен;
- я Вас благодарю.
ПРОЩАНИЕ
- будьте здоровы;
- всего доброго;
- всего хорошего;
- доброй ночи;
- доброго пути;
- до встречи;
- до свидания;
- до скорого свидания;
- до скорой встречи;
- желаю всяческих благ;
- кланяюсь Вам;
- нижайший поклон;
- позвольте откланяться;
- прощайте;
- спокойной ночи;
- счастливо;
- счастливого возвращения;
- счастливого пути;
- храни вас Господь;
- честь имею.
Обратите внимание на доску – сравните свои варианты с предложенными.
- Как мало слов речевого этикета мы используем, а их существует множество. Например, … (называет те, которые не назвали).
Мы с вами рассмотрели, варианты слов речевого этикета, используемых в повседневной жизни. Нам взрослым тяжело их запомнить. Но как же запомнить ребёнку такое разнообразие слов речевого этикета?
— Уважаемые родители, а как Вы разучиваете стихотворения дома?
Обратите внимание на один из способов закрепления норм речевого этикета - с помощью пальчиковой игры, которую можно использовать с детьми в каждой возрастной группе. Например, пальчиковая игра для упражнения в приветствии «К Соне гости прибежали». Попрошу разогреть пальчики и повторять движения за мной.
Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали»
К Соне гости прибежали,
(Бежим пальчиками по столу или по полу.)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй, Ира,
(Соединяем большой и указательные пальцы.)
Здравствуй, Жанна,
(Соединяем большой и средний пальцы.)
Рад всем Петя
(Соединяем большой и безымянный пальцы.)
И Снежана!
(Соединяем большой палец и мизинец.)
- Как сделать процесс запоминания с детьми увлекательным?
- Предлагаю не менее полезный способ разучивания стихотворений, рассказов, любых текстов и слов - мнемотехники.
Заключается он в том, что, разучивая стихотворение, нужно рисовать вместе с ребенком к каждому слову, фразе или строчке простой рисунок-символ. Например, знакомое с детства стихотворение «Мишка» Агнии Барто, можно представить в виде такой мнемотаблице.
Легче было запомнить стихотворение?
Теперь давайте вместе попробуем запомнить стихотворение «Приветствие» Андрея Усачева по речевому этикету:
Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
"Добрый день!" и "Добрый вечер!",
"До свиданья!", "Будь здоров!",
"Буду рад вас видеть снова",
"Не прощаюсь!", "До утра!",
"Всем удачи!", "Будь здорова!"
И "Ни пуха, ни пера!".
А попробуем воспроизвести часть стихотворения с помощью мнемотаблицы.
- Отлично получилось!
Следующий способ разучивания слов речевого этикета – разыгрывание различных ситуаций в повседневной жизни. Например, в ненавязчивой форме разыграть с детьми определённые жизненные ситуации, например, такую: «Мы идём в кино». И в ходе игры здоровайтесь, благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста. В домашних условиях вы можете создать другие ситуации.
Наш мастер-класс подходит к концу, и пришло время попрощаться.
На память позвольте вручить вам «Словарь добрых слов и выражений», который поможет вам в процессе формирования речевого этикета ребенка в домашних условиях.
Давайте поблагодарим друг друга за эффективную работу.