МААМ-картинки

Мастер-класс для родителей «Речевой этикет»

Бобровская Юлия Петровна
Мастер-класс для родителей «Речевой этикет»
▼ Скачать + Заказать документы

Бобровская Юлия Петровна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №110 «Ласточка» города Белово», воспитатель.

Построенный на интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие».

Цель: Способствование расширению знаний родителей в области этикетный речевых формул и совершенствовать умения применять их в обогащении словаря детей дошкольного возраста.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Речевой этикет“» размещена в разделах

Задачи:

1. Актуализировать в речи родителей этические речевые формулы при выражении приветствия, прощания, просьбы, благодарности;

2. Освоить способы эффективного запоминания этикетных речевых формул (пальчиковые игры, мнемотаблицы, стихи) с использованием ИКТ;

3. Побуждать родителей применять освоенные речевые формулы в повседневной жизни;

4. Развивать интерес у родителей к выстраиванию взаимоотношений с детьми на основе этикетных речевых формул.

Ход:

Я начинаю как обычно словом «Здравствуйте»!

Пускай звучит оно не ново «Здравствуйте»!

Я повторять его сто раз готова «Здравствуйте»!

Так друг желает другу быть здоровым «Здравствуйте»!

В ритме современного мира мы все чаще начинаем «экономить» на словах, тогда как именно в дошкольном возрасте у ребенка формируются активный словарь, в том числе и в речевом этикете - залоге успешного общения ребенка со взрослыми и со сверстниками.

Сегодня мы поговорим о четырёх группах речевых формул этикета: приветствие, прощание, просьба, благодарность.

С чего начинается любое общение? Верно! С приветствия. Давайте попробуем вспомнить самые популярные варианты приветствий, которые мы используем в нашей речи и сыграть в игру «100 к 1». На нашем табло спрятаны как самые популярные формы приветствия, так и менее распространенные, но не менее ценные для расширения словарного запаса ребенка.

Пожалуйста предложите ваши варианты

Игра «100 к одному»

(Мое почтение! Приветствую вас! Доброго здоровья! Рад вас видеть!

здравствуйте, привет)

Мы с вами рассмотрели, какими словами активного словаря можно приветствовать; так же вспомнили и редко употребляемые выражения.

Давайте вспомним, какими словами можно поблагодарить, попросить, попрощаться? Разделимся на три подгруппы.

Перед вами карточки, на них написано задание, какие слова вы используете при выражении:

первая подгруппа просьбы;

вторая подгруппа благодарности;

третья подгруппа прощание.

Вам необходимо подумать предложить свои варианты ответов и записать их на листах бумаги.

ПРОСЬБА

- будьте добры;

- будьте любезны;

- если Вас не затруднит;

- не откажите, пожалуйста;

- не смогли бы Вы;

пожалуйста;

- пожалуйста, помогите мне;

- позвольте;

- прошу Вас;

- разрешите;

буду признательна (лен) Вам, если.

БЛАГОДАРНОСТЬ

- большое спасибо;

- Вы очень учтивы;

- весьма Вам признательна (лен);

- Вы мне очень помогли;

- примите слова благодарности;

- премного благодарен (на);

- спасибо за добрые слова;

- чрезвычайно благодарен;

- я Вас благодарю.

ПРОЩАНИЕ

- будьте здоровы;

- всего доброго;

- всего хорошего;

- доброй ночи;

- доброго пути;

- до встречи;

- до свидания;

- до скорого свидания;

- до скорой встречи;

- желаю всяческих благ;

- кланяюсь Вам;

- нижайший поклон;

- позвольте откланяться;

- прощайте;

- спокойной ночи;

- счастливо;

- счастливого возвращения;

- счастливого пути;

- храни вас Господь;

- честь имею.

Обратите внимание на доску – сравните свои варианты с предложенными.

- Как мало слов речевого этикета мы используем, а их существует множество. Например, … (называет те, которые не назвали).

Мы с вами рассмотрели, варианты слов речевого этикета, используемых в повседневной жизни. Нам взрослым тяжело их запомнить. Но как же запомнить ребёнку такое разнообразие слов речевого этикета?

— Уважаемые родители, а как Вы разучиваете стихотворения дома?

Обратите внимание на один из способов закрепления норм речевого этикета - с помощью пальчиковой игры, которую можно использовать с детьми в каждой возрастной группе. Например, пальчиковая игра для упражнения в приветствии «К Соне гости прибежали». Попрошу разогреть пальчики и повторять движения за мной.

Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали»

К Соне гости прибежали,

(Бежим пальчиками по столу или по полу.)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй, Ира,

(Соединяем большой и указательные пальцы.)

Здравствуй, Жанна,

(Соединяем большой и средний пальцы.)

Рад всем Петя

(Соединяем большой и безымянный пальцы.)

И Снежана!

(Соединяем большой палец и мизинец.)

- Как сделать процесс запоминания с детьми увлекательным?

- Предлагаю не менее полезный способ разучивания стихотворений, рассказов, любых текстов и слов - мнемотехники.

Заключается он в том, что, разучивая стихотворение, нужно рисовать вместе с ребенком к каждому слову, фразе или строчке простой рисунок-символ. Например, знакомое с детства стихотворение «Мишка» Агнии Барто, можно представить в виде такой мнемотаблице.

Легче было запомнить стихотворение?

Теперь давайте вместе попробуем запомнить стихотворение «Приветствие» Андрея Усачева по речевому этикету:

Для прощания и встречи

Много есть различных слов:

"Добрый день!" и "Добрый вечер!",

"До свиданья!", "Будь здоров!",

"Буду рад вас видеть снова",

"Не прощаюсь!", "До утра!",

"Всем удачи!", "Будь здорова!"

И "Ни пуха, ни пера!".

А попробуем воспроизвести часть стихотворения с помощью мнемотаблицы.

- Отлично получилось!

Следующий способ разучивания слов речевого этикета – разыгрывание различных ситуаций в повседневной жизни. Например, в ненавязчивой форме разыграть с детьми определённые жизненные ситуации, например, такую: «Мы идём в кино». И в ходе игры здоровайтесь, благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста. В домашних условиях вы можете создать другие ситуации.

Наш мастер-класс подходит к концу, и пришло время попрощаться.

На память позвольте вручить вам «Словарь добрых слов и выражений», который поможет вам в процессе формирования речевого этикета ребенка в домашних условиях.

Давайте поблагодарим друг друга за эффективную работу.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что такое этикет или как привить ребенку хорошие манеры» Консультация для родителей "Что такое этикет, или как привить ребенку хорошие манеры?" Уважаемые родители,здравствуйте. Сегодня мы с вами.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Мастер-класс «Изготовление дидактического пособия  «Речевой домик» для детей 3–4 лет»Мастер-класс «Изготовление дидактического пособия  «Речевой домик» для детей 3–4 лет» Цель: формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей 3-4 года. Задачи: -Развитие артикуляционного аппарата;.

Мастер-класс «Лото «Этикет»Мастер-класс «Лото «Этикет» Приобщать к этикету дошкольников необходимо с малых лет. Немаловажным в этом считается ознакомление детей с посудой и ее назначением. Сушествуют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Речевой этикет»
Опубликовано: 20 октября 2024 в 10:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Речевой этикет»» (включая файлы) размещена пользователем Бобровская Юлия Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД