Галина Мутаева
Мастер-класс для родителей «Развитие и коррекция пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс : «Развитие и коррекция пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение профессиональной компетенции родителей по развитию пространственных представлений у детей через дидактическую игру.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие и коррекция пространственных представлений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Задачи: 1. Познакомить родителей с дидактическими играми, которые способствуют развитию пространственных представлений у детей.
2. Обучить участников мастер- класса с этапами развития пространственных представлений у детей через игру.
Оборудование: Презентация «Развитие пространственных представлений у детей с ЗПР»; зеркала по количеству родителей, наборное полотно.
Дидактические игры: «Ветрянка», «Что поднимается вверх? Что опускается вниз?», «Магазин игрушек», «Геометрическое лото», «Теремок», «Построй башню», «Лабиринты», «Веселые клеточки»,
книжки-раскраски
Игрушки: бабочка, прищепки, наборы кирпичиков четырех цветов
Ход мастер- класса.
1. Теоретический.
Презентация «Развитие пространственных представлений у детей с ЗПР»
«Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственно – временная ориентировка не являлась бы важным условием знаний, навыков, умений, развития мышления детей»
Профессор Б. Г. Ананьев. (Слайд №3)
В дошкольном возрасте формируются элементарные знания детей о пространстве и закладываются основы для начальных пространственных представлений, которые необходимы для правильной ориентации ребенка в окружающем мире (И. А Филатова, Е. Ф. Рыбалко, Б. А. Архипов и др.). Исследования ученых показывают, что элементарная форма ориентировки в пространстве формируется у детей еще в младенческом возрасте. Особое значение в развитии этой ориентировки имеет образование у ребенка систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализатором в процессе предметных действий и игры. (Слайд №4)
Яструбинская Е. А. подтверждает, что недостаточная сформированность пространственных представлений отражается на успешности обучения детей младших школьников : (Слайд №5)
47 % детей испытывают трудности при усвоении учебного материала по математике
24 % детей испытывают трудности при усвоении материалов по русскому языку при формировании навыка письма
16 % детей испытывают трудности при обучении чтению.
Несформированность пространственных представлений влияет :
На уровень психического развития
На эмоциональное состояние ребенка
На социально – бытовую адаптацию в окружающем мире
На грамматически связную речь
На развитие мышления (особенно абстрактно - логического)
На отражение объемного пространства на плоскости
На ориентировку в пространстве листа бумаги
По мнению Семаго Н. Я. пространственные и пространственно – временные представления являются первичными по отношению ко всем высшим психическим функциям и являются базовыми составляющими психической деятельности.
Опираясь на нормы усвоения пространственных представлений у детей (слайд №7), я разработала этапы коррекционной работы.
2. Практический
Этапы коррекционной работы
1. Освоение пространства собственного тела с постепенной вербализацией (Слайд №8)
Задачи: Учить детей узнавать и называть части собственного тела (перед зеркалом во весь рост, без зеркала, на другом ребенке, на кукле, с закрытыми глазами)
Игры: «Где же наши ручки?»,
«Посади птичку», «Собери Шалтай-болтая»
«Где бабочка сидит?»,
«Куда я тебя задела?», и т. д.
2. Ориентировка на лице по вертикальной оси: на собственном лице; на противоположном лице: (Слайд №8)
Задачи: Учить детей ориентироваться на собственном лице по вертикальной оси.
Игры:
«Подъемный кран»,
«Помоги Незнайке нарисовать портрет»,
«Чего не хватает на портрете?», «Нарисуй друга»
«Ветрянка» и т. д.
Поиграем в игру «Подъемный кран»
Цель: Развитие тактильных и соматических функций, умение ориентироваться на собственном лице по вертикальной оси, понимание понятий «выше - ниже».
А) ориентировка на собственном лице с зеркалом с руками.
Методика проведения. Перед ребенком на столе стоит зеркало так, чтобы было видно только лицо ребенка. Педагог говорит: «Посмотри на свое лицо и покажи нос (ребенок показывает нос). Поставь к носу «полочку» - это подъемный кран (ребенок из обеих рук делает полочку). Подъемный кран от носа поднимается вверх, что она проезжает? ( ребенок скользит руками по лицу и называет: щеки, глаза, брови, лоб, макушка). Подъемный кран от носа опускается вниз, что она проезжает? (рот, подбородок). Затем от каждой части лица. Педагог спрашивает: что выше щек? бровей? Глаз? Подбородка? Лба? Рта? Что ниже щек? рта? Бровей? Лба? Глаз? Ребенок, глядя в зеркало, с помощью рук показывает и называет.
Б) ориентировка на собственном лице с зеркалом без рук.
Методика проведения.
-Что у нас на середине лица? (нос)
-Что выше носа? Рта? Глаз? И так далее.
-Что ниже носа? Рта? Глаз? И так далее.
Ребёнок, глядя на себя в зеркало должен сказать.
В) Ориентировка на собственном лице без зеркала с руками.
Методика проведения. Ребёнок сидит, отвернувшись от педагога так, чтобы никого не видеть, Ребёнку задают вопросы : Что выше (ниже) рта, лба, бровей, щёк, носа, глаз, подбородка? Ребёнок, не видя себя, используя руки, показывает и называет.
Г) Ориентировка на собственном лице без зеркала, без рук.
Методика проведения. Ребёнок сидит, отвернувшись, руки на коленях. Педагог задаёт вопросы : Что выше (ниже) рта, лба, (от каждой части лица). Ребёнок должен правильно показать и назвать части лица.
Д) Ориентировка на противоположном лице.
Методика проведения. Двое детей сидят напротив друг друга. Педагог задаёт детям вопросы : «Что у Саши (Юли) выше (ниже) рта, лба, бровей, щёк, носа, глаз, подбородка?». Дети по очереди называют.
Е) Ориентировка на портрете.
Методика проведения. Ребёнку показывают портрет с ярко выраженными чертами лица. Педагог задаёт вопросы : «Что у Вани (Маши) выше (ниже) рта, лба, бровей, щёк, носа, глаз, подбородка?». Ребёнок называет.
«Ветрянка» (шапочка доктора, портрет ребенка с ярко выраженными чертами, зеленые кружочки на липучке (можно магнитную доску с магнитами)
Сейчас мы с вами поиграем в больницу. Есть такая заразная болезнь «Ветрянка». Саша заболел ветрянкой, у него на лице стали появляться прыщики, их мажут зеленкой. Прыщик появился выше носа (ребенок прилепляет зеленый кружок выше носа). Прыщик появился ниже рта, прыщик появился выше бровей и т. д. Саша поправился: болячка исчезла выше носа, ниже рта, выше бровей и т. д.
3. Ориентировка в пространстве собственного тела по вертикальной оси: перед зеркалом во весь рост; без зеркала; с закрытыми глазами (Слайд №9)
Задачи: Закреплять пространственные понятия «выше - ниже»; «выше чем - ниже чем». Учить ориентироваться в пространстве собственного тела по вертикальной оси
Игры:
«Раскрасим индейца»,
«Собери прищепки»,
«Где прищепки?», Что забыл нарисовать Незнайка?» и т. д.
4. Ориентировка в пространстве по отношению к собственному телу по вертикальной оси. (Слайд №9)
Задачи: Закреплять употребление пространственных понятий : «выше -ниже», «выше чем - ниже чем» в речи. Учить ориентироваться в пространстве по отношению к собственному телу.
Игры:
«Что поднимается вверх?»,
«Что опускается вниз?»,
«Поросячьи хвостики?»,
«Что выше головы?»
«Что ниже ног?» и т. д.
5. Расположение объектов во внешнем пространстве относительно друг друга по вертикальной оси. (Слайд №10)
Задачи: Учить детей понимать и употреблять предлоги «над - под», «над -выше», «под - ниже», «между» по вертикальной оси.
Игры и упражнения:
«Геометрическое лото», «Теремок», «Построй башню»
Магазины: «Игрушки», «Овощной», «Школьные принадлежности»
«Найди в группе, о чем можно сказать, «находится над», находится под» и т. д.
Дидактическая игра «Магазин игрушек»
Перед вами наборное полотно, на нем расставлены картинки, с изображением игрушек. Мы с вами отправляемся в магазин игрушек, там привезли новый товар, нас попросили расставить игрушки на полки, но не просто так, а чтоб был порядок, и покупатели захотели купить игрушки.
Мяч положите выше матрешки, слона поставьте ниже грибочка, машинку между грибочком и неваляшкой и т. д.
Затем игру можно изменить сюжет: пойдем покупать игрушки.
Нужно объяснить продавцу, где находится игрушка, чтоб быстрей ее найти, ведь в магазине очень много разных игрушек.
«Геометрическое лото»
На наборном полотне располагаю геометрические фигуры по вертикали. У родителей сигнальные карточки с изображением таких же фигур.
-Какая фигура расположена выше круга? (показывают сигнальную карточку)
-Какая фигура расположена ниже круга?
-Какая фигура между квадратом и треугольником?
Можно использовать от 3 и более фигур.
«Построй башню»
Играть можно как с кирпичиками 3-4 цветов, так и деталями конструкторов. Дети выполняют по заданию взрослого, затем по заданию друг друга. Взрослый строит за ширмой, говорит: «Возьми красный кирпичик, желтый кирпичик положи выше красного, зеленый - ниже красного, а синий кирпичик между красным и желтым». Убираем ширму, дети проверяют. Варианты могут быть разнообразными.
6. Расположение объектов по отношению к собственному телу по горизонтальной оси (Слайд №11)
Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве по отношению к собственному телу по горизонтальной оси; понимать и использовать в речи понятия «ближе - дальше», «впереди - сзади», «лево - право», предлоги «перед», «за», «между».
Игры и упражнения:
Коррекция понятий «Ближе - дальше», «лево - право»
«Веселый бубен»
Моделирование пространственных ситуаций :
Моя комната,
Расставь по плану,
Где находится предмет.
Ориентировка на листе бумаги:
Зрительные и слуховые диктанты
«Футбол»
Ориентировка в линейном и числовом ряду.
Спасибо за внимание!
Используемая литература
1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей М. : 1964.
2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития : ранняя диагностика и коррекция задержкт психического развития М. : Том-ПРЕСС, 1999.
3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактически игры в обучении дошкольников с отклонением в развити. -М. : Владос, 2001.
4. Петухова Е. Н. Формирование пространственного ориентирования дошкольников с нарушением интеллекта // Дефектология, 2000
5. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической м коррекционной работы. - М. : Арти, 2000.
6. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - М. : Школьная Пресса, 2004.