Людмила Ваганова
Мастер-класс для родителей по ОБЖ «Как научить своего малыша безопасному поведению»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС по ОБЖ
для родителей
"Как научить своего малыша безопасному поведению?".
Цель: формировать у родителей представление о способах обучения безопасному поведению старших дошкольников и младших школьников.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для родителей по ОБЖ „Как научить своего малыша безопасному поведению“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- формировать у родителей представления об опасной ситуации, в которую может попасть ребенок, их видах и особенностях,
- способствовать пониманию необходимости выбора методов формирования безопасного поведения, адекватных возрастным особенностям ребенка,
- учить использовать данные методы в повседневном общении с ребенком.
Оборудование: листовки с перечнем опасных ситуаций, памятки о правильном поведении детей в различных опасных ситуациях с перечнем ссылок на полезные сайты, примеры плакатов-раскрасок, перчаточные куклы или игрушки для инсценирования, материалы для фиксации высказываний родителей, ручки для письма, бумага.
Ход мастер-класса :
1. Организация и постановка цели.
Все мы родители. Конечно, мы очень любим своих детей, желаем им самого лучшего.
Но мы много работаем, чтобы дать нашим детям достойное образование, обеспечить необходимым.
Мало кто из нас может похвастаться тем, что уделяет много внимания своему ребенку, проводит с ним все свободное время, знает, о чем думает ребенок в данный момент, где и с кем находится.
У каждого из нас возникали ситуации, когда приходилось делать выбор между необходимостью выполнения какой-либо работы и общением с ребенком. Согласитесь, что иногда выбор был не в пользу ребенка!
Кому-то из нас даже приходилось оставлять ребенка одного дома или с сумками при входе в маленький магазинчик, надеясь, что все закончится благополучно.
На сегодняшней встрече нам предстоит определиться с тем, в какие опасные ситуации могут попасть наши дети и как наиболее эффективно научить ребенка избегать опасных ситуаций.
Мы собрались для того, чтобы:
- Определить, какие ситуации могут быть опасными для детей
- Определить наиболее эффективные методы обучения детей избегать опасных ситуаций.
2. Основная часть.
Сначала определимся с тем, какие ситуации можно считать опасными для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. (Выслушиваются и фиксируются ответы родителей)
Конечно, ситуаций, опасных для детей много.
Их условно можно разделить на:
- бытовые ситуации (правила обращения с предметами в быту,
- ситуации пожарной безопасности,
- дорожно-транспортные ситуации,
- социальные ситуации.
Чаще всего о первых трех дети знают, ориентируются, что надо делать, когда переходишь дорогу, увидел начинающийся пожар и т. п. Правильно реагировать на эти ситуации детей учат не только дома, но и на занятиях в детском саду, в школе и т. д.
А вот социальные ситуации прорабатываются, к сожалению, мало.
У каждого из Вас есть собственный опыт обучения ребенка безопасному социальному поведению. Расскажите, как вы учите своего ребенка реагировать на просьбы незнакомых людей (ответы родителей лучше фиксировать на доске, большом листе бумаги или на слайде).
Как видите, большинство родителей ограничиваются беседами «С незнакомыми не разговаривай, Дверь не открывай, Туда не ходи, Этого не бери…», комментариями с пугающими подробностями.
То есть мы ограничиваем себя методом беседы, которая в этом возрасте малоэффективна. А однажды беседы начнут и раздражать.
Поэтому нужно искать другие формы объяснения детям как надо действовать в опасных ситуациях.
Дети постоянно крутятся около нас, и мы постоянно что-то им говорим. А психологи давно заметили, что фразы, сказанные как бы между прочим, «цепляются» в памяти лучше всего.
Но важно правильно простроить эту фразу.
Например, можно использовать алгоритм «Я-высказывания» : обращение по имени + описание того, что происходит + предположение того, что может случиться + просьба прекратить + возможная благодарность.
Только сразу надо использовать правильную интонацию, потому что давно доказано, неречевые аспекты «цепляют» лучше всего.
Структура «Я – высказывания»
• Обращение по имени
• Описание того, что происходит
• Предположение того, что может случиться
• Просьба прекратить
• Возможная благодарность
• + правильная интонация!
Потренируемся: что и как можно сказать ребенку, который отвечает на телефонный звонок, пока вы заняты?
А ребенку, готовому рассказать незнакомцу в автобусе все семейные тайны?
Как приструним того, кто ежесекундно хвалится (демонстрирует) новой игрушкой, телефоном?
Поверьте, это простой способ, но он действенный!
Теперь давайте определимся с тем, чем любят заниматься ваши дети больше всего? (рисовать, играть в куклы, машины, роботов, войну, на компьютере)
Как, используя тягу к рисованию, объяснить ребенку особенности безопасного поведения?
Можно предложить ребенку раскрасить плакат (раздать раскраски родителям).
Рисование и раскрашивание – одно из любимых занятий
А пока ребенок рисует, нужно задавать вопросы: что тут нарисовано? Почему у девочки испуганное лицо? Почему она кричит?. Что бы ты сделал в похожей ситуации?. Как думаешь, какими цветами лучше разрисовать картинку?
Предположите, как через игру объяснить ребенку, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку.
Инсценирование – отличный способ «проживания» опасной ситуации.
Разыграйте сценку из сказки «Волк и семеро козлят» (раздать родителям игрушки и синсценировать сюжет сказки). Придумайте свой вариант развития событий в сказке «Колобок» и т. д. можно использовать и сюжеты с роботами, машинами и всем тем, что любит именно Ваш ребенок.
Предлагаем Вашему вниманию несколько игр на закрепление у детей правил безопасного поведения.
«Как бы ты поступил»
Цель: закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми.
Материал: сюжетные картинки по проблеме, призы.
Описание: игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице:
незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку;
незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;
незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым и т. д.
За каждое правильно принятое решение игрок получает приз.
Ребёнок и природа.
Задача - рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли — земля — наш общий дом, а человек — часть природы.
«Выбери съедобные грибы и ягоды»
Цель: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.
Материал: корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.
Описание: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.
«Наши помощники растения»
Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым.
Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.
Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Взрослый показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.
Ребёнок дома.
В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
«Если возник пожар»
Цель: знакомить с правилами безопасного обращения с огнем; закрепить знания номера телефона экстренной пожарной службы.
Ход игры. Взрослый произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает красный воздушный шар (мяч) ребёнку.
Ребенок быстро досказывает строку и передает шар обратно. Если ребенок отвечает неправильно, взрослый говорит ему правильный ответ.
Этот шар в руках недаром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар —
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где изовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный (пожар).
Раз, два, три, четыре —
У кого пожар… (в квартире)
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил… (утюг?
Красный отблеск пробегает.
Кто со спичками… (играет?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над (газом?
Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег… (листву?
Дым увидел — не зевай, и пожарных (вызывай!
Помни каждый гражданин этот номер — …
«Отгадай загадку по картинке»
Цели: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.
Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
Загадки
1. На столе, в колпаке, 4. Режет хлеб,
Да в стеклянном пузырьке Намажет масло.
Поселился дружок Но помни:
Развесёлый огонёк. Есть с него опасно!
(Настольная лампа) (Нож)
2. Из горячего колодца 5. Два конца, два кольца,
Через нос водица льётся. Посередине – гвоздик.
(Чайник) (Ножницы)
3. Гладит всё, чего касается, 6. Всех на свете обшивает,
А дотронешься – кусается. Что сошьёт – не надевает.
(Утюг) (Иголка)
Здоровье ребёнка.
Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
«Скорая помощь»
Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей или игрушки (термометр, бинт, зелёнка).
Взрослый обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.
«Как нужно ухаживать за собой».
Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.
За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
Вопросы
1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).
2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).
3. Как часто нужно мыться? (Каждый день).
4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).
5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).
6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).
7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).
Эмоциональное благополучие ребёнка.
Основная задача работы педагогов по этому направлению — научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
Игра «Составим модель хорошего и злого человека»
Цель: развитие умения подбирать детали лица человека, который может представлять опасность (или наоборот) для окружающих.
Материал: детали лица (глаза с разным выражением лица, носы, рты разной формы, различные детали причесок, контуры лица.
Описание: предложить детям из отдельных деталей составить воображаемое лицо, соответствующее облику доброго и злого человека.
3. Подведение итога.
Надеюсь, что наша встреча была полезной для вас, и мы сможем объяснить детям как правильно поступить в опасной ситуации!
Основные способы обучения безопасному поведению
• Построение «Я – высказывания»
• Рисование
• Игра
• Инсценирование
И чтобы легко можно было восстановить в памяти содержание нашей сегодняшней беседы, предлагаю взять памятки о правильном поведении детей в различных опасных ситуациях.