Елена Гусева
Мастер-класс для родителей «Рисование пальчиками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе.
Задачи:
• Предложить варианты создания материальной базы для творческой деятельности малышей в домашних условиях.
• Помощь в организации благоприятных условий, для мотивации ребенка к процессу рисования.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Рисование пальчиками“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Рисование. Все материалы
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• Познакомить с приемами рисования пальчиками и ладошкой.
• Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи.
• Вызвать интерес к интегрированию художественно – эстетических видов деятельности в разных вариантах и сочетаниях между собой.
Ожидаемые результаты:
1. Познакомились с различными видами техник нетрадиционного рисования.
2. Научились применять знания и умения в работе с детьми в домашних условиях.
Аудитория: родители воспитанников, воспитатель.
Информационно - техническое обеспечение:
1. Музыкальная колонка;
2. Музыка;
3. Магнитная доска, столы и стулья.
Материалы и оборудование:
1. Гуашь синяя, красная, зеленая, желтая.
2. Салфетка.
3. Ватные палочки.
4. Бумага.
5. Свеча.
6. Акварельные краски.
7. Кисточка.
8. «Набрызка» - «зубные щетки».
9. Баночка для воды.
Ход проведения:
1. Вводная часть.
Воспитатель: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В. А. Сухомлинский).
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я благодарю вас, что в круговороте дел, работы, занятости Вы нашли время и пришли ко мне на встречу. Тема нашей встречи: «Порисуем вместе с мамой», неслучайна.
Воспитатель: Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации.
Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что – то новое и еще неизвестное.
В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни, и свое место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимодействий, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Предлагаю Вам пройти к столам, где разложены материалы для работы.
Итак, я хочу рассказать вам о некоторых приёмах нетрадиционного рисования в первой младшей группе, которые использую в своей работе:
2. рисование мятой бумагой;
3. рисование ладошкой;
4. рисование ватной палочкой;
5. оттиск печатками из картофеля;
6. рисование губкой с помощью трафарета;
7. рисование перышком;
8. рисование методом тычка;
9. рисование свечой;
10. рисование мыльными пузырями;
11. кляксография;
12. набрызг;
13. рисование кистью.
2. Основная часть.
Воспитатель: Теперь остановлюсь подробнее на каждом из них.
1. Рисование пальчиками :
Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Сначала работу начинать необходимо с одного цвета, давать возможность ребенку попробовать разные движения, оставлять разные отпечатки на листе бумаги, а затем давать два – три цвета («Зернышки для петушка», «Осенние листья», «Укрась ёлочку» и др.).
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, небольшие листы (лист альбомный пополам, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На пальчик набирается краска определённого цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается водой.
Рисование : цветные пальчики, разноцветные воздушные шарики, дождик, ягоды рябины, горох, виноград.
Воспитатель показывает родителям на доске способ получения изображения, затем они самостоятельно выполняют работу по образцу под музыку.
2. Рисования мятой бумагой :
При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность и осенних листьев, неба, травы.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Рисование : березки, стволы и кроны деревьев, одуванчики, трава, небо, снег.
Воспитатель показывает родителям на доске способ получения изображения, затем они самостоятельно выполняют работу по образцу под музыку.
3. Рисование ладошкой, вилкой (штамп) :
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование : листья жёлтые летят, цветные ладошки, цветик-семицветик, варежка, петушок и курочка, ежик (вилка, животные (ладошки, наша скатерть (вилка).
Воспитатель показывает родителям на доске способ получения изображения, затем они самостоятельно выполняют работу по образцу под музыку.
4. Рисование ватной палочкой :
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Лучше всего получаются точечные рисунки красками. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Средства выразительности: точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, небольшие листы (лист альбомный пополам, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку набирается краска разного цвета.
Рисование : горошины для петушка, идет снег, барашек.
Воспитатель показывает родителям на доске способ получения изображения, затем они самостоятельно выполняют работу по образцу под музыку.
5. Оттиск печатками из картофеля.
С удовольствием ребята рисуют печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.
Мы рисовали : «Ягоды», «Яблоки», «Овощи», «Веселые фигурки».
Средства выразительности: пятно, цвет, силуэт.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля – их изготавливает педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы).
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого; цвета меняются и мисочка, и печатка.
Рисование : поезд с вагонами, дома вдоль дороги, мячики, неваляшки, цветы для мамы (штамп, подснежники для мамы, украшаем тарелку, кружечка.
Воспитатель показывает родителям на доске способ получения изображения, затем они самостоятельно выполняют работу по образцу под музыку.
6. Рисование губкой :
Увлекательна для детей оказалась техника рисования губкой и техника рисования по трафарету.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Воспитатель показывает родителям на доске способ получения изображения, затем они самостоятельно выполняют работу по образцу под музыку.
7. Рисование пёрышком :
Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются.
Воспитатель показывает родителям на бумаге способ получения изображения, затем они самостоятельно выполняют работу по образцу под музыку.
8. Рисование методом тычка :
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
Рисование : вот зима кругом, снеговики, салют, елка.
Воспитатель показывает родителям на доске способ получения изображения, затем они самостоятельно выполняют работу по образцу под музыку.
9. Кляксография:
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
Воспитатель показывает родителям на доске способ получения изображения, затем они самостоятельно выполняют работу по образцу под музыку.
10. Набрызг:
Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Рисование : ежики.
Воспитатель показывает родителям на доске способ получения изображения, затем они самостоятельно выполняют работу по образцу под музыку.
11. Рисование мыльными пузырями :
Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
Воспитатель показывает родителям на доске способ получения изображения, затем они самостоятельно выполняют работу по образцу под музыку.
12. Рисование свечой :
«Волшебный рисунок». На чистом листе бумаги взрослый рисует свечой любое изображение, например: цветок, машина, рыбка, елочка и т. д., ребенок рисунка не видит, взрослый акварельной краской закрашивает поверхность листа – изображение проявилось.
Малыш радуется, и изъявляет желание выполнить волшебный рисунок самостоятельно. Первое «волшебное» рисование проводите совместно, а второе и последующие предложите нарисовать самостоятельно.
Воспитатель показывает родителям на доске способ получения изображения, затем они самостоятельно выполняют работу по образцу под музыку.
13. Рисование кистью :
Сюжет: «Пушистый котенок». Приготовим тонированный лист бумаги, круглые щетинные кисти, краску нужного цвета. Взрослый на листе карандашом или фломастером рисует силуэт кота, узнает у ребенка, какого цвета будет кот. Затем щетинную кисть опускаем в краску, ставим кисточку вертикально и «прыгающими» движениями заполняем силуэт, сначала по контуру, затем в середине, можно использовать краску нескольких цветов, тогда котик получится пестрым. Пальчиком с белой краской рисуем глаза, ватной палочкой с черной краской изображаем зрачок, усики по бокам, в середине мордочки - розовый нос.
Воспитатель показывает родителям на доске способ получения изображения, затем они самостоятельно выполняют работу по образцу под музыку.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально – благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая.
Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность. Не забывайте всегда хвалить ребенка!
Воспитатель: Я благодарю Вас, за активное участие в нашем мастер – классе, буду очень рада, что Вы примите мои советы, и будете использовать их в работе с детьми в домашних условиях. Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.
Удачи Вам, в работе с нашими детьми!
До свидания, до новых встреч!