Наталия Сергеевна Бирюкова
Мастер-класс для родителей «Игры с палочками Кюизенера» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"Игры с палочками Кюизенера" в средней группе.
Цель мероприятия:
-познакомить родителей с целью и приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера».
План проведения мастер-класса:
Знакомство с цветными счетными палочками.
Немного истории,
Цель использования цветных счетных палочек
Практические игры и упражнения с палочками для среднего дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Игры с палочками Кюизенера“ в средней группе» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Описание мастер-класса:
Дидактический материал, который придумал математик из Бельгии Кюизенер в 50-е годы ХХ века, известен всему миру. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Набором палочек обеспечивается каждый ребенок.
Эта уникальная методика по изучению чисел проста и очень удобна в работе. Представляет собой брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе. Например: все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять. Существуют и условные классы:
Палочки 2,4,8 (розовая, красная, бордовая) – это красная семья, кратная 2.
Палочки 3,6,9 (голубая, фиолетовая, синяя) - синяя семья, кратная 3.
Палочки 5,10 (Желтая и оранжевая) - желтая семья, кратная 5.
7- черного цвета.
1- белого цвета и кратна любому числу.
Выделение цвета и длины полосок развивают у детей представления о числе на основе счета и измерения. Выделения цвета и длины помогут освоить сенсорные эталоны (цвет, размер, и способы познания сопоставления предметов по цвету, ширине, длине и высоте. Дети легко начинают ориентироваться в дробях. С помощью палочек ребенку легко объяснить, например, что такое четыре четверти.
Важно:
Сначала проводится работа на наглядном материале,
Работаем только за столом,
Всегда ставим цель: зачем это выполняем (найти сходство, различие, посчитать и др. ,
Не даем образец!
Сначала знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
Программные задачи
:
Радел: КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Классификация предметов по разным признакам (по цвету и величине,
Установление равенства и неравенства между группами предметов (путем наложения и приложения,
Знакомство детей с числом. Состав числа из двух меньших и из единиц,
Различать количественный и порядковый счет,
Деление целого на части.
Раздел: ВЕЛИЧИНА
Сравнение предметов по длине и высоте,
Измерение с помощью условной меры.
Раздел: ФОРМА
Раздел: ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
За, между, перед.
Раздел: ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Что сначала, что потом.
Примеры игр с палочками Кюизенера в средней группе:
"Бусы".
Цель. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько - сколько). Материал. Цветные счетные палочки: белые, розовые, голубые; карточка. Описание Педагог предлагает детям разложить палочки по цветам. Проверяет правильность выполнения задания,затем говорит: «Сегодня мы будем делать из этих палочекцепочку в такой последовательности: сначала положите белую, потом розовую, голубую, снова белую. Продолжите ряд до конца». Вопросы и задания — Какого цвета «бусинки» в этой цепочке? — Какое число обозначает каждый цвет? — Какое число обозначает самая длинная «бусинка»? — Цепочка разорвалась и «бусы» рассыпались. Перемешайте все бусинки. Как узнать, каких бусинок больше? Меньше? — Что для этого надо сделать? Дети раскладывают палочки одну под другой и определяют, палочек какого цвета больше. После этого можно предложить детям собрать цепочку снова в той же последовательности, подумать и сказать, кому бы они хотели подарить эти цепочки. 4. Числа 1 и 2
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2. Материал. Для воспитателя: магнитная доска, 2 белых квадрата 10x10, розовая полоска 20 х 10см, цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные палочки —3 белые и 3 розовые, цифры 1 и 2, карточка. Описание Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?» Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом. Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один кубик — цифра один!»Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик —это самая короткая "палочка" в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.) Какое число она обозначает? (Один.) Покажите розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы с одной стороны совпадал край. Какая палочка длиннее?» (Розовая.) Воспитатель демонстрирует этот этап работы на доске. «Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.) Давайте посчитаем, сколько белых кубиков в ряду. (Один, два, всего два кубика.) Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые? (Равные, одинаковые по длине.) Розовая палочка обозначает число два. (Показывает и называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.) Почему мы ставим цифру два рядом с розовой палочкой? (Потому, что в ней две белые палочки.) Уберите белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку. Получилась лесенка. Сколько у нее ступенек? (Одна.) Сколько рядов? (Два.) Сколько палочек во втором ряду, если считать снизу вверх? (Одна, две.) Рядом с розовой палочкой поставьте два белых кубика. Каждый этап работы воспитатель демонстрирует на доске. «Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую? (Они одной высоты.) Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой палочкой? Какую цифру поставили под ней? (Два.) Какую палочку она обозначает? (Розовую.) Дотроньтесь пальчиком до каждой палочки и посчитайте. (Один, два.) Назовите цифры по порядку».
"Скворечник. "
Цель. Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета. Материал. Карточка, цветные счетные палочки: 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 1 черная и 1 белая. Описание Педагог просит детей вспомнить, как они выкладывали домик. Уточняет: «Сколько у домика было стен? Какие палочки вы брали, чтобы их построить? (Две палочки одной длины.) Одинаковые ли нужны палочки для пола и потолка?» Предлагает детям руками показать, как выглядела крыша, какой формы она была.
Воспитатель говорит детям: «Сделайте маленький домик». Когда домик будет готов,читает загадку: Между веток новый дом, Нет двери в доме том, Только есть одно окошко, Не пролезет даже кошка.
Воспитатель просит детей сделать так, чтобы из домика получилась отгадка, но вслух отгадку пока не произносить. Когда отгадка (скворечник) будет выложена на столе, дети озвучивают ее. Вопросы — Какое число обозначает желтая палочка? Красная? Голубая? — Какое число самое большое из них? — Если желтая палочка обозначает большое число, это значит, что голубая, красная палочка. (Короче.) Дальше педагог продолжает разговор о том,кто может жить в скворечнике: — В какое время года вывешивают скворечники? — Какие птички в них живут? — Вы сначала сделали из палочек домик, а потом сделали из него скворечник. Чем отличается скворечник от домика? —А чем похожи скворечник и домик?
"Елка. "
Цель. Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения;закреплять умение пользоваться словами: длиннее — короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета. Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 1 оранжевая, 2 фиолетовые, 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 2 розовые; карточка с изображением елки. Описание Воспитатель предлагает детям подобрать палочки подлине и положить их на ветки нарисованной елки. Вопросы и задания — Какого цвета ветки? Назовите их по порядку, начиная сверху. — Какого цвета самые длинные ветки? — Назовите цвет тех веток, которые короче самой длинной. — Сколько самых коротких веток? — По сколько веток одинакового цвета? — Отложите в сторону две любые одинаковые по длине ветки. Какие они по длине? (Одинаковые, равные.) Работа парами — Сравните ветки и определите, чьи ветки длиннее? Короче? — Какая елка выше?