Красильникова Галина
Мастер-класс для родителей и детей подготовительной группы «Бабушкин сундучок». Ознакомление с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей и детей подготовительной группы
Бабушкин сундучок
Программное содержание: познакомить детей с народными игрушками, с их содержанием;
показать связь игрушек с окружающей природой, растительным и животным миром;
расширять представления о материале, из которого они изготовлялись;
Публикация «Мастер-класс для родителей и детей подготовительной группы „Бабушкин сундучок“, Ознакомление с окружающим миром» размещена в разделах
формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству;
закреплять представления о предметах быта: лукошко, сундук, короб; воспитывать интерес к народной игрушке, добрые чувства к народному творчеству.
Материал: иллюстрации с куклами – моховик, стригушка, болвашка; тряпичные куклы, кукла-самоделка из шишки, игрушки из ниток, мочала; деревянные игрушки-забавы; свистульки, матрёшки, современная кукла, берёзовое полено.
Воспитатель: Давно это было. Была я тогда маленькая и долгими зимними вечерами очень любила слушать бабушкины рассказы. Рассказывала бабушка о том, как жили в старину, чем занимались, как хозяйство вели. Да не просто рассказывала, а порой доставала свой заветный сундучок, и тогда начиналась волшебная сказка. Затаив дыхание, я ждала, когда бабушкины руки извлекут из сундучка удивительные вещи : то костяной гребешок, то веретено с намотанной пряжей, то вышитый рушник… А однажды из сундучка бабушка достала тряпичного зайца. Она сама его сшила для моей мамы, когда она была такой же маленькой девочкой, как вы. Уже нет моей бабушки, но я бережно храню тот сундучок. Складываю в него дорогие моему сердцу вещицы. Сейчас этот сундучок находится в нашем музее. Хотите и вы заглянуть в него?
Воспитатель приглашает детей в музей русского быта ДОУ, где на видном месте стоит небольшой сундучок.
- Проходите, садитесь поудобней, кто на лавки, кто на большой сундук. Всем места хватит. Давайте заглянем в мой сундучок, посмотрим, что там накопилось за долгие годы.
Воспитатель достаёт из сундучка куклу-голышку.
- Ребята, посмотрите-ка, это кукла, которой я любила играть в детстве.
Скажу я вам по секрету, что наши бабушки и прабабушки
когда были маленькими, тоже любили играть с куклами.
Только вот таких кукол, которых мы привыкли видеть сейчас,
у них не было. Все игрушки делали сами: мать, отец или
старшие братья и сестры. И какие забавные названия им давали!
Деревянных, вырезанных из одного бруска, «болвашками»
прозывали (воспитатель выставляет на мольберт иллюстрацию)
А соломенных – «стригушками»!
- Может, кто-то из вас догадается, почему их так называли?
(воспитатель показывает детям куклу-стригушку из мочала,
обращает внимание на низ юбки).
Называли их так за то, что их соломенные юбки снизу
постригали, подравнивали. Стригушку на стол поставят, да как
по столу ударят – она так и подпрыгнет. Забарабанят
часто-часто, плясать начнет. Подобно соломенным куклам
делали кукол из пряжи, ниток, мочала
(воспитатель выставляет из сундучка на стол игрушки, вместе с детьми рассматривает их, уточняет материал, из которого они сделаны).
- Были ещё «лесовики-моховики». Их прямо в лесу мастерили. Обернут еловую шишку мхом, как мохнатую шубу оденут. Травинкой, словно пояском, перевяжут – готова кукла лесная. А можно и берестой обернуть шишку, тогда словно платье нарядное на кукле.
(воспитатель показывает, как можно сделать куклу из шишки, бересты, привлекает к помощи детей). А можно было сделать куклу из простого берёзового полена. Повяжет девочка на полено платочек – вот тебе и кукла.
Очень ценились тряпичные куклы. Их берегли долго. Девочка вырастет, сама мамой станет и куклу своей дочке отдаст. Хоть из простых тряпок игрушка сделана, а дорожили ей очень. Считалось, что такая кукла дом и счастье в нем бережет.
- Каждый мастерил игрушку по- своему. У кого-то они получались кривоватыми, неказистыми, а у некоторых игрушки были просто загляденье. Те, у кого игрушки получались красивыми, становились игрушечными мастерами. Они всю зиму делали игрушки, а потом продавали их на ярмарке. Среди ярмарочных голосов слышались зазывные голоса продавцов и разносчиков игрушек. Вот и я вас сейчас приглашаю на ярмарку.
Заранее подготовленные дети читают стихи, предлагая разные игрушки:
Ай да кукла,
Ай да Малаша,
Неслыханное чудо,
Невиданное диво!
Наша хата
Утехами богата –
Расчески-гребешки,
Свистульки-петушки…
Купи-ка, мамаша, папаша!
Деточка-то ваша
С этой игрушкой пусть
Поиграет, повеселится,
Потешится, порезвится!
Детям раздаются разные игрушки – матрёшки, глиняные и деревянные свистульки, лошадки и куклы из ниток, тряпичные куклы.
Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки, рассказать из чего они сделаны и как с ними можно поиграть.
Занятие заканчивается играми детей в музее русского быта с различными игрушками.