Алла Яковлева
Мастер-класс для родителей «Еще раз о погоде»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
«Еще раз о погоде…»
Цель: повышение уровня компетенции родителей в вопросах познавательной активности детей.
План:
1. Вступление
2. Основной этап – практическая деятельность
3. Заключительный этап – рефлексия.
Средства:
1. Губки для мытья посуды разных размеров
2. Крышка от бутылки
3. Лист акварельной бумаги
4. Стеклянный салатник
5. Стеклянный стакан
6. Теннисный шарик (кусочек пемзы, винная пробка)
7. Широкая линейка
8. Газета
9. ластик
Публикация «Мастер-класс для родителей „Еще раз о погоде“» размещена в разделах
Ход мастер-класса
Вступление:
Когда-то Фазиль Искандер удивлялся необъяснимой страсти горожан к прогнозу погоды, словно им предстоит длительный поход с отарой овец в горах или работа на сенокосе. Это пристрастие сродни к интересу к астрологическим прогнозам. Нам нравится получать предсказания и находить в них объяснения самим себе. Взрослые члены семьи с вниманием вслушиваются в прогноз погоды, привычно оправдывая головную боль магнитными бурями, домашнюю ссору – низким атмосферным давлением, а плохое настроение – повышенной влажностью. Невольная жертва этого явления – ребенок, по несколько раз в день, вынужден слышать привычные, но, при этом не теряющие своей загадочности, слова «Температура», «влажность воздуха», «атмосферное давление»
И если, касательно температуры у него еще есть туманные представления, то влажность воздуха и атмосферное давление – сродни китайской грамоте.
Предлагаем отыскать самые простые способы объяснения ребенку этих понятий.
Практическая деятельность:
«Облака из губки»
Воспитатель: Вот лежат губки. Для чего они нужны?
(ответы родителей)
Воспитатель: Не случайно они все разные: большие и маленькие, мягкие и жесткие, разных цветов и оттенков. А бывают такие пушистые и легкие губки, словно облачка, только что спустившиеся к нам с неба. Для чего?
У них высокое предназначение – превратиться в прибор для измерения влажности воздуха!
Вот губка-облачко и поможет объяснить ребенку, что же это такое повышенная влажность.
Демонстрация опыта 1 : Возьмем лист акварельной бумаги и положим на него губку. Губке этой с утра уже пришлось «поработать», помыть посуду. А потом часа 3-4 «отдохнуть». Сверху губка будет практически сухой, а внутри чуточку влажной. Прямо, как настоящее облако. Оно ведь никогда не бывает абсолютно сухим, даже если не капает дождем, потому что состоит из крошечных капелек воды.
Еще нам понадобится крышечка от бутылки из-под газированной воды, с помощью которой мы будем понемногу смачивать нашу губку. Очень важно делать это не спеша, маленькими порциями, ч. б вода успевала впитываться губкой. В начале нашего опыта бумага под губкой будет оставаться сухой. Доже если мы попробуем выжать губку, нам это не удастся, т. к губка еще не достаточно пропиталась водой и недостаточно влажная. Точно так же и происходит с настоящими облаками. Если они белые и пушистые и не грозят нам дождем, то можно сказать, что влажность низкая.
Продолжаем доливать воду. Через некоторое время снова пробуем отжать губку. На этот раз наши усилия увенчались успехом в виде нескольких капелек. Влажность повысилась. Такое иногда происходит и в природе. Вспомним хотя бы, кратковременный «грибной» дождь!
Добавим еще некоторое количество воды. Теперь на листе бумаги под губкой появилось начало расползаться влажное пятно. Это значит, что губка настолько напиталась водой, что больше не способна ее удерживать. Это и есть высокая влажность. Такая влажность возникает тогда, когда небо затянуто тяжелыми серыми тучами и вот-вот пойдет дождь.
Рекомендации: Данный опыт можно повторить, положив губку на ладонь ребенка. Тогда он сможет прочувствовать изменения влажности и на тактильном уровне. Обратите внимание ребенка на изменения цветового оттенка губки и на то, что она потяжелела.
Ну а в заключение экспериментальной работы, не лишне объяснить ребенку выражение «впитывать как губка»
«Папа, новая газета и атмосферное давление»
Начнем с конца – с давления. Давление – это то,что давит. Можно давить на кнопку звонка, можно случайно раздавить жука (хотя это очень плохо). Можно давить на папину руку, состязаясь с ним в силе.
А что же может давить на нас на улице, если вокруг нас ничего нет, кроме воздуха?
Настоящий ученый всегда стремиться к экспериментальной проверке своих догадок. Поэтому…
Демонстрация опыта 2: Возьмем стеклянный салатник, стеклянный стакан и небольшой не тонущий предмет (шарик для настольного тенниса, кусочек пемзы, пробка от винной бутылки).
Поинтересуйтесь у ребенка, есть ли что-нибудь, с его точки зрения, в стакане? Он, наверняка ответит, что стакан пустой. Предложите ему проверить это (или другое) утверждение.
Для этого наполните салатник водой на две трети и поместите на ее поверхность не тонущий предмет. С наружной части салатника фломастером нанесите отметку уровня воды. Со словами «Крибле-крабле, бумс» накройте предмет стаканом, опуская его строго вертикально. Предложите ребенку снова отметить уровень воды, на котором плавает предмет. Оказывается, предмет теперь плавает гораздо ниже. Что же заставило его опуститься? Неужели же, та самая пустота? Или в стакане все же что-то было? Воздух, например! Дети же знают, что мы дышим воздухом. Но при этом воздух не видим. Это же настоящее волшебство! Невидимое действительно существует!
Итак, делаем выводы:
1. Стакан не пустой, он наполнен воздухом.
2. Воздух не видим, но обладает силой давить на воду.
3. Воздух может давить не только на воду, но и на другие предметы
Главное заключение: ЭТА СПОСОБНОСТЬ ВОЗДУХА ДАВИТЬ НА ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО НАС МИРА НАЗЫВАЕТСЯ АТМОСФЕРНЫМ ДАВЛЕНИЕМ
Перейдем к папе! Предположим, что мы застаем папу в выходной день за чтением новой газеты. Попробуем употребить ее для какого-нибудь полезного дела. Например, для прояснения ситуации с этим самым давлением.
Демонстрация опыта 3: для этого нам понадобится длинная широкая линейка или плоская дощечка, газета и небольшой, не бьющийся предмет типа ластика.
положите линейку на стол так, ч. б примерно половина ее выступала над краем стола. На другой конец линейки, лежащей на столе, поместите свернутую в 8 раз газету (получится прямоугольник размером 13*10). На свисающий конец линейки легко бросьте ластик, примерно с высоты 20 см. линейка падает, сбросив сложенную газету…
повторите этот опыт, на этот раз, развернув газету до исходных размеров. При ударе ластиком о конец линейки, линейка лишь слегка дрогнет, а газета не тронется с места. Почему? Предложите ребенку выдвинуть гипотезу. Не беда, если они будут совершенно фантастическими и далекими от истины. Поиск причины явления и есть мышление. Возможно ребенок догадается связать падение линейки с размерами газетного прямоугольника.
Совместный вывод будет таким: на развернутой газете умещается больше воздуха. А воздух, как мы помним, способен давить на предметы. Чем больше, тем сильнее он давит. Поэтому на развернутой газете давление выше, чем на свернутой. Осталось предложить ребенку игру, в которой нужно будет определить, на какой предмет в доме воздух давит сильнее: на стол или табуретку, на маленькую или на большую книгу, на верх холодильника или на верх одежного шкафа.
Рефлексия: Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Маленькие почемучки задают множество вопросов, на которые не всегда нужно торопиться с ответом. Будем способствовать тому, ч. б дети находили ответы самостоятельно. И нет ничего важнее для детей, чем время проведенное с родителями, а совместные опыты и эксперименты и их результаты запомнятся на всю жизнь. Будьте рядом с вашими детьми!
Спасибо за ваше участие!