Оксана Тимонова
Мастер-класс (Для проведения в рамках конкурса «Воспитатель года — 2012»)
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
(Для проведения в рамках конкурса «Воспитатель года – 2012»)
Тимонова О. Н. ,воспитатель МБДОУ детский сад №10 «Светлячок», 2012 год
Презентация педагогического опыта.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, и творчества - педагоги приложите к этому максимум усилий» Сухомлинский В. А.
Публикация «Мастер-класс (Для проведения в рамках конкурса „Воспитатель года — 2012“)» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием из детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Изучение проблемы активизации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию с высоким культурным уровнем развития. Театрализованная деятельность ориентирована, на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Поэтому я, как воспитатель, работающий с детьми старшего дошкольного возраста, стала работать над темой «Активизация театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмических игр и этюдов». Мой опыт работы по этой теме занесен в муниципальный банк данных.
Цель моей работы – активизация театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмических игр и этюдов.
Приступая к работе, я собрала научную информацию по этой теме. При разработке перспективного плана, игр, этюдов и занятий я опиралась на труды таких авторов, Н. Сорокиной, А. Бурениной, Е. Горшковой, Белоусовой Л. Е., Боровик Т., Гальцова Е. А., Маханева М. Д.
Перед тем, как приступить к планированию работы, мною была проведена диагностика с детьми для выявления уровня знаний и умений, импровизационные выступления дошкольников для выявления детских проявлений по методике Гогоберидзе А. Г. и Деркунской В. А. Диагностика уровня развития ритмических и творческих способностей по методике Гогоберидзе А. Г. и Деркунской В. А. показала, что 26% детей имеют низкий уровень развития. Исходя из этого, я считаю, что именно в дошкольном возрасте активизацию театрализованной деятельности можно решить посредством ритмических игр и этюдов.
По результатам полученных данных была разработана система работы, включающая интегрированные и комплексные занятия, дидактические игры, индивидуальную работу, взаимодействие с родителями.
Ведущая педагогическая идея опыта работы – разработка и использование ритмических игр и этюдов как средства активизации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
По истечении организованной работы была проведена итоговая диагностика. Она показывает, что использование в работе с дошкольниками данного комплекса мероприятий по активизации театрализованной деятельности через ритмические игры и этюды значительно повышает уровень сформированности у детей театрализованных умений, обогащает их знания о театральной деятельности, особенностях импровизации и перевоплощения в различные образы.
Сравнительная диагностика, роста уровня развития театрального творчества дошкольников 4- 7 лет в ритмических играх и этюдах
(по методике Гогоберидзе А. Г. и Деркунской В. А)
Высокий Средний Низкий
2007 – 2008г. 50% 24% 26%
2008 – 2009г. 52% 42% 6%
2009 – 2010г. 63% 36% 1%
Мои наблюдения показывают, что дошкольники стали намного собраннее, общительнее, добрее по отношению друг к другу. Процесс игрового обучения сплачивает детей, родителей и педагогов. Воспитание и обучение носит творческий характер, при котором развивается речь, выразительность исполнения, координация между восприятием и выражением игрового образа, мысли, формируются коммуникативные качества.
• Ценность и польза ритмических игр и этюдов при обучении детей в театрализованной деятельности очевидна, потому что они используются в самых разнообразных формах работы с детьми – в непосредственно образовательной деятельности, на праздниках, при проведении досугов, в самостоятельной деятельности. Поскольку ритмические игры и этюды являются доступными и в то же время привлекательными, вызывают яркие положительные эмоции, их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития. Ритмические игры и этюды освобождают ребенка от негативных эмоций, мыслей, снимают нервное напряжение, приводят детей к состоянию покоя и радости, а так же способствуют укреплению их здоровья. Важно, чтобы рядом с детьми был педагог, влюбленный в свою профессию, обладающий творческой энергией и тонко понимающий ребенка.
• Дети самостоятельно импровизируют, с удовольствием перевоплощаются в образы разных героев, соотносят восприятие со своим опытом, чувствами и представлениями.
• Дети проявляют интерес к истории театра.
• В самостоятельной театрализованной деятельности дети свободно применяют полученные знания и умения.
• У дошкольников появилось желание самостоятельно организовывать небольшие театрализованные постановки со сверстниками и малышами.
• Дети владеют приемами нанесения театрального грима.
• У детей появился интерес к подготовке театрализованного показа.
К 6-7 годам дети свободно, без принуждения передают настроение, характер героев, пластикой своего тела, создают яркие и незабываемые образы.
В ходе работы над опытом я столкнулась со следующими трудностями:
Одна из них тесно связана с формированием навыка ритмических проявлений, необходимых для активизации театрализованной деятельности. Дети часто не владеют элементарными ритмическими движениями, их творческая фантазия не может выразить или придумать какой либо образ. Эмоциональная сфера так же является трудностью в работе. У не эмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные, таких детей я привлекаю к участию в ритмических играх и этюдах. В результате дети с большим удовольствием и интересом сочиняют элементы ритмических движений, могут увлеченно импровизировать, используя при этом мимику, жесты, перевоплощаться в образы различных героев сказок, зверей.
Так как группы в дошкольном учреждении, сформированы из детей разного возраста, возникает, еще одна трудность в работе над опытом. Проверка их уровня развития театрального творчества в ритмических играх и этюдах показывает, что у детей слабо развита ритмическая деятельность и творческие способности, не все дети умеют комбинировать движения, заменять их, придумывать простейшие импровизации. Для улучшения показателей мне пришлось провести большую индивидуальную работу, в результате которой дети проявляют театральное творчество исполняя различные ритмические игры и этюды, интерес к театрализованной деятельности, в свободной деятельности самостоятельно импровизируют под музыку.
Представление системы учебных занятий
С детьми 4-5 лет я начинаю работу с того, что даю возможность детям присмотреться к своему телу, почувствовать его возможности. Например, игры – превращения. Дети с удовольствием повторяют и исполняют различные задания, например: в игре - превращении «Мельница», которую использую в непосредственно образовательной деятельности по социальному воспитанию «Я – человек», в качестве физкультурной минутки, ребята с интересом выполняют выразительные движения рук, небольшие волнообразные движения дополняют упражнение, превращают его в своеобразный танец. Игра – превращение «Деревянные и тряпичные куклы», которую я разучила с детьми в индивидуальной работе, способствует раскрепощению детей, они с удовольствием повторяют ее в самостоятельной деятельности. Игры – превращения «Лесник», «Запрещенное движение» и другие, в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «В гостях у друзей из Цветочного города», «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись», использую в качестве театрализации. Ритмические игры – превращения помогают детям 4-5 лет раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, импровизировать под музыку. С помощью этих игр у детей развиваю ритмическую активность, творческое воображение. Эти игры использую на физкультурных минутках: прыжки, бег, различные виды танцевальных движений, ритмические движений, в сочетании с музыкальным сопровождением. При работе с детьми среднего возраста у меня возникают некоторые трудности, так как группы в дошкольном учреждении формируются с разным уровнем творческих проявлений (это смешанные группы двух возрастов). Я разделяю игры – превращения на легкие и более сложные в исполнении. Неточное исполнение игр – превращений отрицательно влияет на раскрытие образов. Поэтому я в индивидуальной работе, обращаю внимание на то, как дети в движении передают тот или иной образ. Например, в игре – превращении «Летящий лепесток» я нацеливаю детей на импровизацию, проявление собственной фантазии. Дети импровизировали частично, то, что у них получалось. Я усложняю игру превращение, подсказываю детям, вместе отрабатываем образ «летящих лепестков», а затем дети самостоятельно с использованием музыкального сопровождения импровизируют. Главное не спешить, не ждать быстрых изменений.
С детьми 5-6 лет, я веду работу над этюдами, с использованием театрализации и танцевальных элементов. В этой работе я применяю игровые способы формирования ритмических навыков и теперь уже театральной импровизации. У детей 6 лет я формирую умение передавать мимикой, жестом, позой, движением, театральными куклами (ростовыми) основные эмоции ритмических импровизаций и этюдов. Нацеливаю детей на создание своих ритмических этюдов. Этюды – это естественное продолжение линии обучения детей языку ритмических, и танцевальных движений. В непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Моя любимая игрушка», в качестве физкультурной минутки я разучиваю с детьми этюд «Ежи», предлагаю детям показать, как фыркают ежи, когда они довольны. Дети с удовольствием подражают фырканью («пых–пых–пых»). Затем я прошу детей показать, что делают ежи, когда они испуганы. Дети сворачиваются «клубочком» прогибают спинку, и фыркают. В непосредственно образовательной деятельности по социальному воспитанию «Необычная экскурсия по городу», я разучиваю с детьми этюд «Хорошая -плохая погода», дети с удовольствием после прогулки по городу обсуждают, что погода может быть хорошей или плохой. Импровизируют, какая погода, дети изображают свое настроение, если идет дождь, можно одеть сапоги, и побегать по лужам, а если солнечно и тепло, то можно поваляться на зеленой травке.
В индивидуальной работе с детьми я разучиваю такие этюды как «Ветер ветерок», «Игра с куклой», «Одуванчики». Здесь я обращаю внимание на выразительность исполнения, как дети передают характер импровизации в целом. Но не все дошкольники умеют передать образ, некоторые повторяют за сверстниками, некоторые вообще не хотят импровизировать. Это составляет некоторые трудности в моей работе, поэтому чтобы раскрепостить детей, дать им возможность почувствовать, на что они способны, я делаю разучивание игровым. Например, разучивание этюда «Игра с водой», к театрализованной игре «А за окном дождик», провожу в свободной деятельности в течение недели. Сначала прослушиваем музыки Ф. Шуберта, и мы с детьми отправляемся на лесную полянку. Там мы слышим много разных звуков. Вдруг все звуки пропадают, только слышно «ш-ш-ш» и «кап-кап-кап». Кто же это разговаривает на полянке? Это листочки и капельки ведут разговор. Я показываю детям как можно при помощи жестов изобразить листочки (шуршанием ладоней, покачиванием ритмично кистями рук и др.) и дождик (постукиванием указательного пальца по ладони, плавным покачиванием рук и др.).
На следующий день предлагаю детям игру «Дождик» и «Листочки», где дети самостоятельно выбирают в кого хотят превратиться – в дождик или листочки. В зависимости от их желания при втором прослушивании музыки, дети могут с музыкой, или без музыки, имитировать движения дождика или листочков.
После этого, я рассказываю детям, какую интересную сказку я увидела, послушав музыку Ф. Шуберта, объясняю детям, что и они могут стать участниками этой сказки. Разделившись, дети встают лицом ко мне. Однажды погожим утром дети идут гулять. Солнце светит (поднимают голову вверх, слегка прищурив глаза). Почувствуйте на лице тепло солнечных лучей. Воздух свежий (вдох полной грудью). Но стало очень жарко (обмахиваются руками) и вот дети вышли на берег реки. Подошли к краю берега. Опустились на колени и погрузили руки в воду. Почувствуйте, какая прохладная, приятная вода, она струится, журчит между пальцами, так и хочется с ней поиграть. Звучит музыка, дети исполняют этюд. В конце мы с детьми устраиваем театрализованное представление, где дети проявляют себя.
Такой прием разбивки разучивания этюдов способствует более качественному усвоению различных заданий и активизирует театрализованную деятельность. Варианты игрового показа разнообразны, они зависят от возраста детей и от театрального содержания импровизаций.
Очень интересно вместе с детьми обыгрываем в свободной деятельности, музыкально – ритмические композиции с элементами театрализации. Дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используют разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляют при этом выдумку и фантазию. Образные движения связаны с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Движения, которые, я использую при показе, точно соответствуют театральному образу, подчеркивают его характер и средства музыкальной выразительности. Дети легко перевоплощаются в различные образы, изображают повадки животных, птиц, явления природы, трудовые действия людей, подражают сказочным героям. Я поддерживаю, развиваю творческую инициативу, что способствует прочному усвоению детьми разнообразных этюдов, включающих различные виды ритмических движений.
Работая с детьми над театральным образом, не у всех получается обыгрывание импровизации какого либо сюжета. Поэтому необходима индивидуальная работа с дошкольниками. Для этого я подбираю различные этюды и ритмические игры вместе с детьми, учитываю их заинтересованность. Дети вместе со мной занимаются собирательством различных образов, сочинительством, импровизацией. Индивидуальная работа развивает не только общие, но и специальные углубленные театральные способности на основе природных задатков; поднимает на более высокий уровень развития творческого процесса, все это способствует активизации театрализованной деятельности у детей. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Также я обращаю внимание на самостоятельную театрализованную деятельность детей. В свободной деятельности детям предлагаю поиграть в знакомые ритмические игры и этюды, тем самым я закрепляю, а дети применяют полученные навыки перевоплощения в различные образы. Побуждаю использовать музыкальное сопровождение; короткие театрализованные сценки; игрушки – заменители, ростовые куклы; театральный грим, все это помогает ребенку передать эмоциональное состояние, образ при исполнении театрализованных игр, спектаклей, инсценировок.
На протяжении всего времени работы над опытом родители стали чаще интересоваться не только участием своего ребенка в досугах, праздниках, но и вопросами театрализованной деятельности в семье. Их волновали такие вопросы: Есть ли у ребенка способности к творчеству? Нужно ли ребенка учить импровизировать? Что необходимо для игры в театр? Для получения родителями знаний о театрализованной деятельности и ответы на свои вопросы, я определяю тематику консультаций и рекомендаций (приложение № 8). Также провожу беседы об успехах наших детей, на индивидуальных консультациях, при просмотре открытых занятий, мероприятий. Я, вместе с родителями организовываю встречи в «Театральной гостиной», где провожу семейные творческие вечера сочинителей импровизаций, участников театральных действий. Все эти способы помогают активизировать театрализованную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Ценность и польза ритмических игр и этюдов при обучении детей в театрализованной деятельности очевидна, потому что они используются в самых разнообразных формах работы с детьми – в непосредственно образовательной деятельности, на праздниках, при проведении досугов, в самостоятельной деятельности. Поскольку ритмические игры и этюды являются доступными и в то же время привлекательными, вызывают яркие положительные эмоции, их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития. Ритмические игры и этюды освобождают ребенка от негативных эмоций, мыслей, снимают нервное напряжение, приводят детей к состоянию покоя и радости, а так же способствуют укреплению их здоровья. Важно, чтобы рядом с детьми был педагог, влюбленный в свою профессию, обладающий творческой энергией и тонко понимающий ребенка.
Итоги наблюдений, осуществленных в процессе работы, позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы.
Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чудо, их быстрый, изобретательный ум, раскрепощенность, неиссякаемый интерес к движению, творчеству, музыке, умение спонтанно включаться в любую ритмическую игру, пластично и выразительно исполнять этюды.
Имитационная игра.
Урок рождается непросто:
Порой – с наивного вопроса,
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то…
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось
Уважаемые коллеги, я порошу вас побыть в роли детей старшего дошкольного возраста.
Участники располагаются на стульях, заранее расставленных по кругу.
"Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что детство - время непрерывного познания мира, а театрализованная деятельность более легко и непринужденно дает возможность познать его. Помогают в этом правильно подобранные методы и приемы. Наш мастер-класс посвящён игровым методам и приёмам театрализованной деятельности. Путём прямого и комментированного показа мы познакомим вас с отдельными методами и приёмами, которые используются в работе над образом, а затем рассмотрим возможность и варианты их применения в различных видах детской деятельности.
Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж - лису. Основные этапы работы над образом лисы представлены на схеме.
(В. М. обращает внимание слушателей на схему). Приложение 1
В. М. : "Первый этап - определение образа. Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему. Для реализации этого этапа используется ряд методов и приёмов, представленных на схеме. Рассмотрим один из них - "демонстрация контрастных отрывков". В рамках мастер-класса, для лучшего восприятия они будут представлены вашему вниманию в виде показа двух мезосцен в исполнении детей. Необходимо распознать, какой именно образ лисы присущ той или иной мезосцене и дать ей характеристику. (нарезка их мультфильмов)
Показ детьми мезосцен "Лиса Алиса" и "Лисичка-сестричка". После показа воспитатели-слушатели дают характеристику увиденным образам в соответствии с поставленными В. -М. вопросами:
- Какой предстала перед вами лиса Алиса? ( Предполагаемые ответы: настойчивая, напористая, экстравагантная т т. д.)
- Какую вы увидели лисичку-сестричку? (осторожную, хитрую, хищную и т. д.)
Итак, с помощью метода "демонстрации контрастных отрывков" перед вами предстали два разных образа лисы.
Второй этап - работа над мимикой. Его задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики. На схеме представлены методы и приёмы, способствующие её реализации. Остановимся подробнее на приёме - работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние.
В. М. делит воспитателей-слушателей на 2 подгруппы : "Лиса Алиса" и "Лисичка-сестричка", обращая их внимание на магнитную доску с иллюстрациями.
В. М. : Перед вами ряд иллюстраций с изображением лисы в различных эмоциональных состояниях, которые наиболее ярко выражены в ее мимике. Необходимо выбрать те иллюстрации, на которых мимика лисы подходит к образу персонажа в соответствии с подгруппой и аргументировать свой выбор.
Выполнение задания слушателями.
В. М. : Таким образом, приём "работа с иллюстрациями" даёт возможность определить мимику героя через его эмоциональное состояние.
Третий этап - работа над голосом. Его задача - развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности. (В. -М. обращается к схеме). Все методы и приёмы, используемые на этом этапе широко известны. Рассмотрим прием - "интонационная выразительность".
Задание для первой подгруппы - проговорить фразу Лисички-сестрички "Я - лисичка, я - сестричка, я хожу не слышно". Задание для второй подгруппы - проговорить фразу Лисы Алисы: "Ах вот ты где, Буратино. Я тебе сейчас все объясню". Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, присущей определённому образу лисы.
Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.
В. М. : Таким образом, с помощью приёма "интонационная выразительность" можно придать речи эмоциональную окраску.
Четвёртый этап - работа над жестом и движением. Его задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа. Найдите на схеме те методы и приёмы, которые используются на данном этапе. Познакомимся с игровым методом на запоминание различных действий, используя игру "Повторяй-ка".
Для её проведения В. М. вызывает четырёх человек из воспитателей-слушателей.
В. М. : Правила игры:
- совместно выбрать конкретный образ лисы;
- первый участник показывает одно движение, присущее выбранному образу;
- задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.
Игра проводится под музыкальное сопровождение.
В. М. : Таким образом, игры на память различных действий способствуют развитию двигательной активности детей через координацию "жест-образ".
Пятый этап - заучивание роли. Его задача - выучить текст конкретной роли. Педагогу необходимо помнить, что все приёмы, применяемые на данном этапе, взаимосвязаны и должны использоваться в строго определённой последовательности, указанной на схеме. В рамках мастер-класса мы отступим от данного правила и начнём работу со второго приёма, а далее последовательно перейдём к следующим.
Далее В. М проводит комментированный показ.
В. М. : "Прием "Книжечка" используется непосредственно во время прочтения текста. Детям предлагается закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони "превращаются" в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от "воображаемой книги", по очереди как бы "читают" из неё те предложения, которые запомнили. Чтобы выстроить из этих предложений ранее прочитанный текст, используется следующий прием - "Волшебный сундучок". Детям демонстрируется сундучок с ленточками. Воспитатель спрашивает, кто запомнил самое первое предложение и предлагает этому ребенку вытянуть из сундучка первую цветную ленточку и произнести это предложение. Таким же образом другими детьми воспроизводятся все последующие предложения. И так постепенно с помощью воспитателя выстраивается текст.
При использовании следующего приема - "Театра на фланели", в процесс запоминания текста включается зрительная память. Эти игровые действия проходят по принципу составления рассказа по серии сюжетных картин, каждая из которых воспроизводит в изображении последующее предложение текста.
В совокупности эти приёмы способствуют более лёгкому запоминанию текста. Вы сможете в этом убедиться в следующей части мастер-класса.
Таким образом, мы рассмотрели все этапы работы над образом, а также некоторые методы и приёмы, используемые в театрализованной деятельности. Однако их можно широко использовать в других видах детской деятельности.
Моделирование
На следующем этапе работы ваша задача - применить те методы и приёмы, с которыми вы познакомились в: музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной деятельности и в развитии речи.
В. М. привлекает внимание слушателей к стенду, Приложение 2 на котором по указанным видам деятельности расположены четыре карточки в соответствии с цветовой гаммой столов, цель и приём, которые они должны использовать.
В. М. : каждая группа, используя "конверт-подсказку" с дидактическим материалом, выполняет задание: применить конкретный приём в определённом виде деятельности и продемонстрировать коллегам результат.
Дается время на обдумывание задания. Звучит негромкая фоновая музыка. При необходимости В. М консультирует, направляет ход рассуждений группы. После чего каждая из групп по очереди представляет результат своей работы.
Содержание "конвертов-подсказок" :
Для первой подгруппы вид деятельности - изодеятельность;
цель - использовать приём "рисунок-шаблон" для передачи эмоционального состояния через мимику персонажа;
2 рисунка с изображением безликих персонажей лисы в соответствии с подобранными к ним диалогами;
Текст диалогов:
Медведь - Лиса:
1.
Пошел медведь к избушке и зарычал:
- Ступай, лиса, вон!
А она ему с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!
Петух - Лиса:
2.
Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах в красных сапогах.
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи - пошла лиса вон с печи!
- Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю.
Петенька, убегаю!
Примерный результат работы группы: нарисовать мимику лисы на шаблоне в соответствии с её эмоциональным состоянием в диалоге.
Для второй подгруппы развитие речи;
цель: использовать приемы "Книжечка", "Волшебный сундучок" и "Театр на фланели" для заучивания текста;
- сундучок с цветными ленточками;
- фланелеграф;
- 4 картинки с изображениями лебедя, соответствующими каждому предложению текста;
Текст.
1. Вдоль по бережку лебедушка плывет.
2. Выше бережка головушку несет.
3. Белым крылышком помахивает.
4. Со крыла водичку стряхивает.
Примерный результат работы группы: воспитатели демонстрируют запоминание текста с помощью, предложенных приёмов.
Для третьей подгруппы музыкальная деятельность;
цель: использовать приём "голосовая импровизация" для расширения диапазона и тембра голоса в соответствии предложенным персонажем;
- шапочки З-х медведей;
- карточки с изображением музыкальных инструментов.
Текст.
На полянке, на лугу три медведя жили,
Три медведя жили, малину есть любили.
Как малину найдут сразу песню запоют.
Папа-мишка низко пел: " ля-ля-ля-ля-ля-ля"
Мама нежно песню пела: "ля-ля-ля-ля-ля-ля"
А Мишутка-медвежонок звонко песню распевал,
Да малину доедал: "ля-ля-ля-ля-ля-ля".
Примерный результат работы группы: воспитатели выбирают картинку с определённым инструментом, соответствующим по звучанию тембру голоса, предложенных персонажей. Далее имитируют голос персонажа, пропевая текст.
Для четвертой подгруппы - физкультурно-оздоровительная деятельность;
цель:
использование игры "Повторяй-ка" для развития ритмической активности активности детей;
- шапочки кошек;
Текст:
1. Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть. (Слова педагога - "Понаблюдав за ней немножко ее движенья можем повторить".)
2. Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть.
Потом задумалась немножко -
Решила грудочку помыть. (Слова педагога - "Понаблюдав за ней немножко ее движенья можем повторить".)
3. Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть
Потом задумалась немножко -
Решила хвостик свой помыть.
довольная собой осталась,
с хвостом пушистым разыгралась. (Слова педагога - "Понаблюдав за ней немножко ее движенья можем повторить".)
Примерный результат работы группы: воспитатели проговаривают по очереди текст, сочетая его с определёнными движениями.
В результате презентаций подгрупп получается наглядное представление о возможности использования приемов и методов, но уже в других видах детской деятельности.
В. М. : Театрализованная деятельность не исчерпала своих возможностей и продолжает активно вовлекать детей в процесс творчества. Следовательно, чрезвычайно важно искать новые методы и приемы, создавать специфическую предметно-окружающую среду, способствующую развитию творческой личности ребенка.
Рефлексия
Оборудование: панно «Настроение» со съемными деталями (солнце и лучики, тучи, капли дождя, деревья, животные).
Задание: необходимо выбрать деталь соответственно своему отношению к изложенному педагогом материалу и прикрепить ее на панно. В результате получается пейзаж, по которому можно сделать вывод о доступности, значимости изложенного.
Варианты вопросов к участникам мастер-класса :
• Если вы считаете, что методы, применяемые мной в работе эффективны, вам все понятно, то дорисуйте солнышку лучики.
• Если вам не все понятно, что-то вызывает сомнения, нарисуйте тучки.
• Если вам ничего не понятно, вы не согласны со мной, то тогда из вашей тучки пусть пойдет дождик.
• Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полета!
Все это – дивное явленье –
Урок, рожденный вдохновеньем…
Благодарю за сотрудничество! Творческих в работе!