Елена Ермакова
Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в детском саду. Нейробика»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологий в ДОУ. Нейробика»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с целью повышения их профессиональной компетентности.
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Здоровьесберегающие технологии в детском саду, Нейробика“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ход мастер класса
Ведущий мастер класса :
Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.
- Здравствуй! - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет
Так заведено с давних времен, люди увидев друг друга, выражают своё отношение словами или знаками. Для приветствия мы употребляем слово «здравствуйте», то есть желаем собеседнику быть здоровым.
Давайте встанем в круг.
Упражнение «Поздороваемся»
Друг другу лицом повернулись.
Улыбнулись!
Руку правую подали.
Руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
И немного покружились.
Все готовы заниматься.
Будем очень все стараться!
А для начала мы с вами проведём упражнение, которое называется “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка. Но шар всё равно снижается и надо ещё сбросить некоторый балласт и вычеркнуть ещё 3 слова из списка. Что вы оставили в списке? (Все зачитывают по кругу свои оставшиеся жизненные ценности, а ведущий записывает их на доске, и если слова повторяются, то он ставит плюсы напротив каждого. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.)
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная Организация Здравоохранения)
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. (В. А. Сухомлинский)
Хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. То есть можно сделать вывод, что образование и здоровье неразделимы.
Пришло время новых технологий, назначение которых - объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление здоровья. Эти технологии получили название «здоровьесберегающие». Что же такое «здоровьесберегающие технологии»?
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника.
Сегодня мы с вами поговорим о нейробики.
Нейробика это Система упражнений, которая способствует расширению диапазона ментальной активности.
Термин был введен профессором нейробиологии Лоуренсом Катцем и мэннингом рубином и США.
Изначально задача гимнастики была стимуляция работы мозга и тренировка памяти у взрослых
Методики нейробики используют пять чувств человека необычным образом и в разных комбинациях, что создает новые нейронные связи в коре головного мозга.
Что включает в себя нейробика
1. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.
2. Сенсорно-интеграционные упражнения – развитие всех видов восприятия: зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, тактильно-двигательного.
Кинезиологические упражнения
1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе
2. «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя.
3. «Зайчик, колечко, цепочка»
Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко не простое –
Блестит, словно золотое.
4. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
5. «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
6. «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
7. Фонарики. Фонарики зажглись пальцы выпрямились, погасли, пальцы сжаты
8. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ МОЗГОВОЙ ГИМНАСТИКИ.
Автор Н. П. Локалова
«Перекрёстные движения» - одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперёд, в бок, назад. Одновременно совмещается движения глазами во все стороны.
(упражнение активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний).
«Качание головой» - расслабить плечи, уронить голову вперёд. Позволить голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления мышц. (упражнение улучшает мыслительную деятельность).
«Качание икр» - возьмитесь за спинку стула впереди себя, поставьте вперёд правую ногу и немного согните её в колене. Левая нога сзади вытянута. Одновременно с наклоном вперёди выдохом мягко прижмите находящуюся сзади пятку к полу. Затем приподнимите пятку и сделайте глубокий вдох. Повторите 3 раза, меняя ноги. (упражнение улучшает мыслительную деятельность, внимания, понимания при чтении).
«Точки мозга» - одну руку дети кладут на пупок, другой рукой массируют точки, которые расположены сразу же под ключицей с правой и левой стороны груди. При выполнении движения дети представляют, что на носу находится кисточка, и «рисуют» ею бабочку на потолке. (упражнение улучшает внимание, чтение).
«Ленивые восьмёрки» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение одновременно двумя руками. (упражнение активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
«Точки равновесия» - дотронуться двумя пальцами одной руки до впадины у основания черепа, другую руку положить на пупок. Через минуту поменять руки. (упражнение улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений).
«Заземлитель» - удобно расставьте ноги. Правую ступню разверните вправо, левую направьте строго прямо. При выходе согните правое колено, вдохните, одновременно напрягая правую ногу. Повторите упражнение 3 раза, затем сделайте то же самое с левой ногой. (упражнение улучшает внимание, мыслительную деятельность, понимание при чтении).
«Активизация руки» - держите одну вытянутую вверх руку рядом с ухом, другой рукой обхватите за головой локоть вытянутой руки. Мягко выдохните воздух через сжатые губы. Одновременно активизируя мышцы и подталкивая кисть другой руки в четырёх направлениях (вперёд, назад, к себе, от себя). (упражнение улучшает зрительно – моторную координацию).
«Сова» - ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову в лево так, что бы смотреть назад через плечо. Теперь посмотрите назад через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой. (упражнение улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении).
«Шапка для размышлений» - дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки уха 3 раза. Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют. (упражнение улучшает внимание, правописание, ясное восприятие речи).
«Слон» - согнуть левое колено, «Приклеить» голову к левому плечу и вытянуть руку, показывая пальцем поперёк комнаты, используя грудную клетку двигайте верхнюю часть тела так, чтобы, рука описала восьмёрку. (смотрите дальше пальцев, если вы видите две кисти – всё в порядке). Повторить движение второй рукой. (упражнение улучшает восприятие, правописание)
«Симметричные рисунки» - дети должны рисовать симметричные рисунки одновременно двумя руками (к себе, от себя, вверх, вниз) (*упражнение улучшает зрительно – двигательную координацию).
9. Нейроскакалка — необычный тренажер для детей и взрослых. В отличие от тренировок с классической скакалкой, при использовании этого снаряда руки остаются свободными. Нейроскакалки могут быть разных цветов, а некоторые производители дополнительно снабжают их диодами.
В итоге получается не только веселое, но и красочное развлечение. Новички порой находятся в недоумении при виде этого нехитрого устройства и поначалу не представляют, как с ним обращаться.
10. Балансборд
Занятия на балансборде способствуют укреплению мышц спины, развитию координации движений и межполушарных связей, а так же укреплению глазных мышц и снятию нервного напряжения. Тренажер рекомендуют психологи, логопеды, нейропсихологи, массажисты. На балансборде можно не только проходить лабиринт, но и играть с мячом, приседать, отжиматься, отрабатывать звуки и учить стихи.
11. Доска балансировочная
Тренажер, который развивает воображение, стимулирует умственное и физическое развитие. Восприятие ритма при раскачивании на доске помогает сформировать в мозгу нейрональные структуры, которые являются основой для многих процессов в нашей нервной системе и во всем организме. Так же занятия на тренажере улучшает кровообращение, регенерацию тканей суставов, мышц и нервных волокон.
Польза нейробики
Улучшает способность к обучению
Повышает качество исполнения любой деятельности
Увеличивает работоспособность
Улучшает качество мышления, памяти, речи, внимания
Развивает детско-родительские отношения (при совместном выполнении нейробических упражнений)
Упражнение (Сюжетная сказка «Разноцветные звезды»). (Включается спокойная музыка, на фоне “неба” развешаны звезды.)
Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “А что ты даешь людям?”– спросили ее другие звезды.
Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам светится всегда и везде, уважаемые коллеги!
Немного о серьезном в шутку.
Сказка «Красная шапочка!»
— Бабушка, бабушка, а почему у тебя такое морщинистое лицо?
— Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
— Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
— Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
— Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
— Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
— Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
— Это потому, моя деточка, что по утрам никогда не делала зарядку.
Если ты не хочешь выглядеть, как эта бабушка, веди здоровый образ жизни!
В. А. Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, не свод требований к режиму, питанию, труду и учебе. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил».
Упражнение «Дружественная ладошка».
Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.
Участникам раздаются листки бумаги.
Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.
Выполнение задания участниками.
— Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.
До свидания!