Ольга Васильева
Мастер-класс для педагогов с использованием железного конструктора «Самоделкин»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Организация НОД в ДОУ с использованием железного конструктора "Самоделкин»
Васильева Ольга Валентиновна
Данный мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ
Продолжительность мастер-класса : 25 – 30 минут.
Цель мастер-класса : создание условий для распространения педагогического опыта и обучения педагогов приёмам организации НОД с применением железного конструктора.
Задачи мастер-класса :
Публикация «Мастер-класс для педагогов с использованием железного конструктора „Самоделкин“» размещена в разделах
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
• Распространение своего педагогического опыта путём прямого показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
• Обучение педагогов ДОУ приёмам организации НОД с использованием железного конструктора.
Оборудование: наборы железных конструкторов.
Ход мастер-класса
I. Вводная часть.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы провести с вами мастер-класс по теме «Организация НОД в ДОУ с использованием железного конструктора "Самоделкин». Я расскажу вам о том, что означает технология конструирования, а также проведу с вами несколько игр и упражнений.
Вопрос аудитории:
Посмотрите на эти коробки, в которых лежат детали конструктора. Какие ассоциации он у вас вызывает? Что собой представляет? С какой целью используется?
Слушатели высказывают свои мнения.
- Одно из самых приятных воспоминаний детства сегодняшних родителей и представителей старших поколений – металлический конструктор. Производственно-торговая компания «Самоделкин» существует на рынке уже много лет.
• Он присутствовал практически в каждом доме.
• Его брали в дорогу, на дачу, на уроки труда.
• По сути – это игра, но сложно называть его просто игрушкой. Скорее это компактный и функциональный тренажер. Он развивает руки, ум, логику, память. В новом тысячелетии металлические конструкторы почти не изменились. Они стали более разнообразными, интересными и безопасными с точки зрения материалов и применения мелких деталей. Появились уникальные цветные конструкторы. Объединяет их с предшественниками, представителями поколений 20-го века, неизменная популярность.
• Это по-прежнему одна из самых востребованных развивающих игрушек для ребенка в возрасте от 4-5 лет и старше!
• Наборы для конструирования можно дарить с того момента, как малыш перестает тащить в рот мелкие предметы, познавая таким образом мир.
Не стоит думать, что интересны эти игры только мальчикам. Папы и мамы с удовольствием покупают такой «железный конструктор» и для своих любимых малышек. Почему? Потому что детали (винтики, гаечки и прочее, собираемые по предложенной схеме (инструкции) или по желанию:
-помогают развивать мелкую моторику и фантазию;
-формируют логику мышления;
-знакомят с наиболее распространенными инструментами, которые есть в каждом доме (ключ, отвертка).
Девочки с удовольствием собирают, например, мебель для своих кукол, коляски и другие интересные предметы. Вернуться в детство и испытать ту самую радость? Это неплохо в любом возрасте, даже самом преклонном, а уж восторг ребенка, который собирает собственными руками модели самолетов, танков, стулья, тележки и многое другое, невозможно описать словами! Навыки, полученные во время игры, очень пригодятся в жизни. В начальных классах школ, на уроках труда, и в подготовительных детских учреждениях, где занимаются общим развитием малышей, часто присутствует металлический конструктор.
- Чем интересна мне именно эта педагогическая технология и почему я применяю её в образовательной деятельности с детьми в ДОУ?
- В связи с введением в систему дошкольного образования ФГОС, воспитателям открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик.
II. Основная часть.
- Работа детей с конструкторами в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки. Главной задачей конструирования является процесс, в ходе которого дети учатся подбирать соответствующие детали и, выстраивая конструкции, изменять их. Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию одарённости. Конструкторы на сегодняшний день - незаменимый материал для занятий в дошкольном учреждении.
Вопрос аудитории:
- Как вы думаете, можно ли использовать педагогическую технологию конструирование в различных образовательных областях или нет? Например, применять технологию конструирование в образовательной области «речевое развитие?
Слушатели высказывают свои мнения.
- В своей работе я широко применяю технологию конструирования на занятиях в различных образовательных областях и сейчас я познакомлю вас на практике с некоторыми вариантами такого применения конструирования.
Ознакомительная информация и практические задания для слушателей мастер- класса.
Применение конструирования в речевом развитии старших дошкольников.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, на развитие речи. В процессе конструирования дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь. Детям предлагаются следующие задания: составить образ буквы из пластин разной величины, построить различные предметы, начинающиеся с указанного звука, выложить столько пластин железного конструктора, сколько они слышат слогов в данном слове.
Вам я предлагаю сделать упражнение «Выложи схему слова»
Оборудование: пластины разной величины конструктора "Самоделкин".
Упражнение выполняется с целью формирования умения осуществлять звуковой анализ слова, состоящего из трёх-шести букв. Выкладывается схема слова, где гласные звуки обозначаются длинными пластинами, согласные – короткими. В этом упражнении также закрепляются представления о понятиях «слово», «звук», «буква».
Применение железного конструктора "Самоделкин" в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников.
Одна из основных целей конструирования – научить детей эффективно работать вместе, создавать совместные постройки, объединённые одной идеей. У детей формируются: умение сотрудничать с партнёром, работать в коллективе. Развиваются способность ставить цели, доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, широта интересов.
Слушателям предлагается игра «Кто быстрее соберёт?»
Оборудование: конструкторы "Самоделкин".
Данное упражнение предполагает работу в парах. Педагоги делятся по парам. Им даётся задание построить какой-либо предмет, например, башенку, мост и т. д. по сигналу ведущего мастер-класса. По окончанию работы, сравнивают постройки. Та, пара, у которой постройка выше, шире и длиннее, выигрывает. Упражнение поводится с целью развития мелкой моторики рук, обучения умению сравнивать постройки по длине, высоте, ширине, а также умению работать в парах.
Применение конструирования в познавательном развитии старших дошкольников.
В процессе конструирования у детей развиваются математические способности и формируются сенсорные представления: дошкольники пересчитывают детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, длину, закрепляют понятия «высокий - низкий», «широкий - узкий». В НОД познавательного характера используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же»). С помощью конструктора дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. Железный конструктор формирует пространственное мышление, развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций, развивает логическое мышление.
Слушателям предлагается игра «Весёлые цифры»
Оборудование: набор конструктора, схема.
Цифры конструируются из конструктора. Игра проводится с целью формирования, развития и закрепления счёта (прямого и обратного, а также для обучения умению детей выкладывать числовой ряд, для закрепления представлений о цвете.
Применение конструирования в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников.
Железный конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев, а затем обыгрывают с их участием различные сказки, ситуации, сценки.
III. Заключительная часть
Рефлексия
Обращение к аудитории
Дайте характеристику лучшему в мире конструктору. Поясните свой ответ.
Примерные ответы слушателей:
• Широкие игровые возможности;
• Безопасность;
• Наличие большого количества разнообразных серий;
• Возможность коллективной работы;
• Подходит для всех возрастов, для девочек и мальчиков, и даже для взрослых;
• Лёгкий сбор и разбор конструкций.
Вывод мастер-класса
Таким образом, данная технология интересна тем, что объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры с железным конструктором выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире. Игра с конструктором предоставляет детям огромные возможности для речевого, эстетического и социального развития.