Патракова Светлана
Мастер-класс для педагогов «Рисуем зимний пейзаж»
▼ Скачать
Мастер-класс для педагогов. Тема: «Рисуем зимний пейзаж»
Цель:
Развивать художественно-эстетический вкус через произведения изобразительного искусства.
Учить рисовать пейзаж зимнего леса по воображению.
Ход мастер – класса
(Воспитатели сидят за столами.)
«Даже наслаждением, получаемым от природы, мы частично обязаны искусству; пусть мы смотрим на природу собственными глазами, но любоваться ею нас научили художники».
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Рисуем зимний пейзаж“» размещена в разделах
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Зимние поделки
- Зимний пейзаж. Конспекты занятий
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
М. Я. Фридлендер (немецкий историк искусства).
Уважаемые коллеги! Сегодня я проведу с вами мастер- класс, на котором покажу и расскажу, как формирую у детей эстетическое отношение к окружающему миру и научу вас рисовать зимний пейзаж.
Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою околдован лес стоит». Чародейкою зимой – одно из самых ярких произведений в пейзажной лирике Тютчева. Поэт называет зиму чародейкой. Действительно, сейчас самое удивительное, самое волшебное и сказочное время года- зима.
Красоту зимней природы, а именно, красоту зимнего пейзажа, воспевают поэты, музыканты и художники, и передают они ее разными способами и средствами.
Поэты создают картины природы словами, эти картины мы не видим, а слышим и представляем себе. В них поэты изображают зиму волшебницей, совершающей чудеса. Вспомните, пожалуйста, какими словами, эпитетами, сравнениями воспевают поэты зиму (варианты строчек и стихов).
Неподвижная, немая снежная бахрома, чудная жизнь, сон волшебный, легкая пуховая цепь, косой луч, зимнее солнце, ослепительная краса.
Такие стихи могут рождаться только у тех людей, которые по- настоящему любят свою природу и восхищаются ею.
Композиторы красоту зимней природы изображают с помощью звуков. Шум дождя, птичье пение, переливы искрящихся на
солнце водных струй и. т. д Все эти звуки природы вдохновляли
композиторов к созданию музыкальных произведений.
Послушайте,
музыка вокруг
Она во всём – в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Предлагаю прослушать музыку итальянского композитора Антонио Вивальди. По разному зима поет свои песни, то звонкую, то радостную, то морозную, то тоскливо – унылую, печальную.
Художники рисуют картины природы красками на бумаге или холсте. Они разговаривают с нами цветом, мазком, линией. Каждый настоящий художник –пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее, и можно сказать, что они пользуются красками, но» пишут чувствами».
Не то, что мните вы, природа:
Картины Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Поэтому, надо научиться видеть картины, понимать их особый язык. Сегодня я вас познакомлю с репродукцией картины И. Шишкина «Зима»
Уважаемые коллеги, рассмотрите внимательно картину художника И. Шишкина «Зима» и подумайте, о чем она рассказывает (звучит тихая музыка 30-40 сек.). (о зиме в лесу)
Вопросы:
- Как вы думаете какое время изобразил художник?
- Что изображено на переднем плане?
- Что покорило, удивило и порадовала его в лесу?
- Какой же это лес?
- А чуть дальше, что мы видим
- А что мы видим на земле?
- Как вы думаете, где стоял художник, когда писал эту картину?
- Видите ли вы еще живое существо?
- Какая же по настроению эта картина? (тихая спокойная)
Картину «Зима» написал замечательный художник Иван Иванович Шишкин.
Достаточно одного взгляда на полотно, чтобы почувствовать красоту зимы ее умиротворение, холодное спокойствие и по-своему праздничную и торжественную атмосферу.
На переднем плане видна заснеженная лесная поляна. Возникает ощущение, что недавно прошла буря. Сильный ветер поломал сухие деревья, и теперь их ветви и стволы лежат на мерзлой земле, прикрытые высокими сугробами. В центре стоит несколько небольших елочек. Буря их пощадила, а снег аккуратно прикрыл, подарив надежную защиту от мороза.
Кажется, что с первыми лучами весеннего солнца они встрепенутся и пойдут в рост. Подобная группа елей заметна и в правой части полотна. Слева видны кусты. Их ветви покрыты блестящим инеем. Они выделяются на фоне соседних деревьев. По сторонам расположены высокие сосны. Оттенок их коры меняется от почти черного до теплого красно-коричневого.
Шишкину удалось очень рельефно изобразить снег. Рассматривая полотно, можно заметить все холмики и даже мельчайшие ямки. Создается впечатление, что картина Шишкина Зима окутана легкой Розовой дымкой. Кажется, что это один из зимних закатов, когда солнце не спеша прячется за горизонт. Особое внимание стоит обратить на задний план. Там виды сосны, уходящие вдаль. Это дает понять, что лес очень большой, он раскинулся на многие километры.
Все детали на полотне выписаны очень точно и тщательно. Благодаря мастерству и технике художника можно рассмотреть оттенки холодного низкого зимнего неба. При этом кажется, что чувствуешь незабываемый характерный запах зимнего воздуха. Кора деревьев изображена настолько реалистично и живо, что хочется ее потрогать и ощутить шершавость.
Автор полотна – настоящий романтик. Он тонко чувствует природу и воспевает ее красоту. Картина Шишкина Зима свидетельствует о том, что художник – пейзажист по призванию.
Практическая часть мастер-класса.
Зима- любимое время года многих из нас. Радует глаз белый снежный ковер, искрящийся на солнце. Хочется взять кисть и нарисовать зимнюю красоту.
Сегодня вы тоже будете художниками- пейзажистами и нарисуете зимний пейзаж. Нам понадобиться альбомный лист, гуашь, кисти и вода. Альбомный лист расположите горизонтально. Хорошо смачиваем водой, широкой кистью или губкой.
Прорисовываем голубым, синим и фиолетовым цветом основу, делая плавные переходы. Начинаем сверху вниз.
Берем чистый лист и прикладываем его сверху на рисунок, чтобы убрать лишнюю краску.
На ближнем плане любой картины предметы больше и крупнее. Соответственно, на дальнем плане – все предметы ниже и меньше.
«Главными героями» пейзажа являются деревья, кусты, холмы и т. д.
Коричневой гуашью рисуем дерева, оно будет крупнее потому что на переднем плане, ниже рисуем кустики черной краской.
Затем приступаем к рисованию елочек на чем дальше они будут меньше. (мазками)
Легкими мазками белой гуашью рисуем снег на елочках, на дереве. кустиках. А, сейчас, по желанию, вы можете изобразить снег, либо тихо падающий, как в стихотворении И. Сурикова «Белый снег пушистый тихо падает, ложится» Снег мы изображаем с помощью техники «набрызга»
Вот и получился наш зимний пейзаж.
Итог: Тема мастер- класса «Приобщение детей к искусству» интегрировалась в направлениях:
- Художественно-эстетическом ( через области: художественное творчество и музыка).
- Познавательно-речевое ( через область: чтение художественной литературы).