МААМ-картинки

Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие речи старших дошкольников через применение мнемотаблиц»

Анастасия Ковалева
Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие речи старших дошкольников через применение мнемотаблиц»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей в области ознакомления воспитанников с детской литературой, формирования у них интереса к чтению.

Задачи:

1. Обобщить представления педагогов по теоретическому содержанию образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО;

2. Раскрыть основные формы работы по речевому развитию дошкольников;

Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Развитие речи старших дошкольников через применение мнемотаблиц“» размещена в разделах

3. Показать значимость применения сказок в речевом развитии старших дошкольников;

4. Обмен практическим опытом по организации образовательного процесса по речевому развитию в условиях ДОУ.

Материалы и оборудование: клубочек, карточки, презентация, проектор, ноутбук, ручки, лист с таблицей в практической части.

Слайд № 2 цитата

Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки.

Если вы хотите, чтобы они были еще умнее,

читайте им еще больше сказок.

Альберт Эйнштейн

1. ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКОВ

Упражнение «Клубочек»

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать Вас!

Приглашаю Вас всех в круг, и передавая волшебный клубочек, предлагаю нам познакомиться следующими высказываниями: «Меня зовутАнастасия, моя любимая русская народная сказка - «Курочка Ряба», потому что в ней главная героиня очень добрая и позитивная, жалела своих хозяев Бабушку с дедушкой и обещала снести новое яичко». Так все участники передают друг другу клубочек и знакомятся.

Ведущий после игры приглашает участников занять свои места в зале.

2. ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕМУ МАСТЕР-КЛАССА

Ведущий: Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш открывает и познает мир, учится высказывать свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для дальнейшего успешного обучения в школе.

В дошкольном возрасте речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов, как мышление, внимание, память, воображение, со становлением сознания и формированием личности ребёнка.

Речевое развитие выделено в отдельную образовательную область во ФГОС ДО. Стандарт определяет содержание образовательной области «Речевое развитие»

Вопрос к участникам: Что означает нормальное развитие речи? (ответы)

Ведущиймс: Это означает, что ребенок:

- правильно произносит все звуки родного языка

- владеет значительным словарным запасом

- освоил основы грамматического строя речи

- владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом).

Ведущий: В старшем дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое строение слова, знакомится с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом).

Наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. Всякая задержка, любое нарушение

в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, на формировании личности в целом.

Вопрос к участникам: От чего зависит качество работы педагога по речевому развитию детей? (ответы педагогов)

Ведущий: Качество и результативность проводимой работы зависят от многих условий:

- создание развивающей предметно-пространственной среды в группе;

- использование разнообразных форм работы с детьми;

- влияние других видов деятельности на речевое развитие детей;

- организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Вопрос к участникам: Уважаемые коллеги, какие виды сказок Вы знаете?

Ведущий: сказки можно разделить на народные и авторские. Как Вы думаете, чем они отличаются? (ответы)

Немного поиграем «Отгадай название сказки»

Сивка,Гуси…., Маша и, Царевна, «Крылатый, мохнатый да., Заюшкина, Царевна, Крошечка, Золотой, Жар., Лисичка-сестричка и…., Заяц …. ,

Молодцы справились

В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной,чёткой,красивой речи,что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс,используется приём мнемотехники. Я хочу сегодня немного поговорить о мнемотехники. Мнемотехника-очень древняя наука,которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память,которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. А вот использование мнемотехники для развития речи это новое направление.

Суть мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать :

связность,последовательность,лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов :

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для :

- обогащения словарного запаса ;

- обучения составлению рассказов ;

- пересказов художественной литературы ;

- отгадывания и загадывания загадок ;

- заучивания стихотворений.

А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат,и,дети,имея перед глазами такую карточку-символ,бычтро запоминают стихотворения и любые тексты.

А теперь,гляля на свои мнемотаблицы,прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось?

Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена,что вы согласитесь со мной,если скажу,что нарисованное запечатляется в памяти лучше,потому что закрепляется не только слово,но и образ.

Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно.

При пересказе с помощью мнемотаблиц,когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к русской народной сказке «Заюшкина избушка». Попробуем пересказать текст. (Педагоги пересказывают сказку).

Педагогам предлагается оценить мастер-класс и выбрать сундучок определенного цвета (бумажные на столе) на них можно написать свой личный отзыв о мастер-классе.

Красный: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!» - послушала и ничего не понятно!

Желтый: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается – мне надо всё обдумать!

Зеленый: Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам – урок! – мне всё понятно, буду применять в своей работе.

Автор публикации:
Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие речи старших дошкольников через применение мнемотаблиц»
Опубликовано: 17 января 2024 в 21:29
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие речи старших дошкольников через применение мнемотаблиц»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Ковалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД