Светлана Иванова
Мастер-класс для педагогов «Обучение детей составлению загадок»
Добрый день, уважаемые коллеги.
Слайд 1. Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам Мастер – класс "Обучение детей составлению загадок".
Слайд 2. Ее загадаешь -
Себя проверяешь,
Ее отгадаешь -
Радость получаешь! (Загадка)
Слайд 3.
Слайд 4. Цель мастер-класса : показать, как развивать речь и мышление дошкольников с помощью составления загадок разными техниками : по опорным таблицам.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Обучение детей составлению загадок“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Темочки
Образовательные:
- учить составлять образные характеристики предметов путем загадывания загадок;
Развивающие:
- развивать творческую речевую деятельность, умение мыслить самостоятельно, анализировать, сравнивать; логическое, наглядно-образное мышление;
- развивать сенсорную сферу;
Воспитательные:
- воспитывать находчивость, сообразительность, быстроту реакции; умение слушать друг друга.
Слайд 5.
– Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.
Слайд 6. Загадки :
– обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
– помогают увидеть вторичные значения слов;
– формируют представления о переносном значении слова;
– помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
– Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.
– А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно до – гадаться, от – гадать.
Учитывая то, загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки : не отгадывать их, а наоборот, придумывать.
Слайд 7. – Виды загадок : народные и авторские.
Слайд 8 9. – Типы загадок :
Описательные, например:
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (АРБУЗ)
Загадки – звукоподражания, например:
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце.
Бьется чье-то сердце
Тихо так,
Тихо так. (ЧАСЫ)
Загадки –рифмы, например:
В подполье, в каморке
Живет она в норке
Серая малышка
Кто же это? (МЫШКА)
Загадки- перевертыши, загадки – небылицы, например:
Шерсть смотали мы в моток
Выйдет шелковый платок.
Отвечайте, правда ли? (НЕТ)
– Так как же играть в загадки? Попытаемся сейчас составить загадки по опорным таблицам.
Слайд 10. Конечно, важна предварительная работа. Надо научить детей сравнивать предметы «На что похоже?», выделять особые признаки предмета.
Слайд 11. Таблицы помощи описания предметов.
Слайд 12. И так попробуем.
Слайд 13. Способ первый
Слайд 14. Загадка
Слайд 15. Способ второй.
Слайд 16. Загадка.
Слайд 17. Способ третий.
Слайд18. Загадка.
Слайд19. Формы работы с детьми по составлению загадок
• Составление загадок коллективно для одного отгадчика.
• Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.
• Составление загадок дома по опорным таблицам.
Слайд 20. Тренинг (педагоги пробуют придумать загадку).
Слайд 21 Загадка-
• настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста;
• отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей;
• употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Слайд 22. Как говорил Ян Амос Коменский
"Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. " а наша задача помогать им в этом.