Зиновьева Ирина
Мастер-класс для педагогов «Узор в башкирском орнаменте»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний о башкирском узоре и освоение их в практической деятельности.
Задачи:
• Систематизировать знания педагогов о башкирском орнаменте.
• Продолжать знакомить с элементами башкирского орнамента.
• Дать понятие значению слов: интерпретация, тамга, руническая письменность, модификация.
• Способствовать эстетическому развитию педагогов.
• Повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педаго-гического общения по освоения башкирского узора.
Методы:
• Интерактивный (словесный, наглядный, практический).
Приемы:
• Беседа с показом практических действий.
• Использование наглядностей.
Оборудование:
• Ноутбук, экран.
• Мольберт.
Материал для практической работы:
• Гуашь, тонированная бумага, кисточки, стаканчики для воды, бумажные сал-фетки.
• Бумага квадратной формы, ножницы.
План проведения мастер-класса:
I. Введение в тему.
II. Теоретическая часть, сообщение на тему «Узоры в башкирском орнаменте».
III. Показ приемов рисования узоров башкирского орнамента.
IV. Практическая часть. Рисование башкирских узоров, вырезание элемента - звез-да.
V. Итог мастер-класса.
I. Введение в тему.
Нашу встречу мне хочется начать с замечательного стихотворения Розы Даутовой «Башкирский узор»
В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта.
Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент.
В переводе с латинского «орнамент» означает узор, украшение.
В искусстве каждого народа есть свои традиции, свой самобытный, историче-ски сложившийся орнамент, который является важным и своеобразным слоем ху-дожественной памяти народа и его символико-графическим языком. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, выражая свои чувства и понятия.
II. Теоретическая часть.
Башкирский орнамент – это узор, который основывается на гармоничном по-вторении геометрических, зооморфных (стилизованные изображения животных, растительных элементов. Подобным орнаментом мастера и мастерицы украшали посуду, одежду, оружие, жилище.
Особенности башкирского узора.
Башкирский узор: яркий, многокрасочный, с различными элементами.
• симметричный;
• узоры располагаются бордюром, розетками, сеткой, иногда всё это применяется вместе;
• композиционная зона определяется размерами, назначением, формой изделия;
• элементы располагаются в 2-4 ряда, канва составлена из ритмически повторя-ющихся элементов;
• центральное поле украшено более крупными элементами, а верхние зоны- более мелкими, рисунок отражается на них зеркально.
Цветовое решение.
В цветовом отношении башкирский орнамент:
• полихромный (многоцветный и яркий);
• цвета контрастные, яркие, чистые;
• преобладают красный, желтый, черный, зеленый, реже встречаются голубой и синий, алый и оранжевый;
• фон изделия черный или красный, гораздо реже встречаются белый и желтый.
Группы мотивов.
В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов, которые имеют своё смысловое значение:
Кускар – символ завитых бараньих рогов.
Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завит-ков привело к образованию различных узоров орнамента.
Ромб – символ.
Ромб, так же как и кускар видоизменяется (дополняется элементами) то в сво-ей плоскости, то за своими пределами, превращаясь в многоплановые узоры.
Одним из элементов башкирского орнамента является солярные знак – круг, украшенное изображение солнца, плодородия жизни и добра. Ему принадлежит определенный смысл оберега-хранителя от злых духов.
Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.
Происхождение орнамента и его древнее значение связано с религиозным ми-ровоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта, уми-лостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти эле-менты встречаются и у других народов.
Искусство орнамента связано так же с созданием тамга-родовой фамильный знак, знак собственности.
Названия элементам давали и мастерицы, например, кое-где крупный ромб называют «поднос», отростки ромба – «птичья голова», ромб типа русского ре-пья – «цветок», S – «шея верблюда».
Практическая часть.
Рисование узоров – это работа, которая требует усидчивости и напряжения. Правая рука с кистью должна быть четко зафиксирована в локте, но иметь пол-ную свободу движении кисти и пальцев. Движения должны быть легкими и плавными (при рисовании растительного орнамента, волны, кускара, кисть держим перпендикулярно листу.
Учить дошкольников начинаем с простых элементов, которые повторяются, а затем переходим к более сложным графическим элементам.
1. Лесенка, ступеньки (рисуем плоской кистью).
Проводим длинную линию, затем линию короче.
2. Ромб многоступенчатый.
Проводим среднюю длинную линию, затем покороче сверху и снизу.
3. Ромб.
Проводим вертикальную линию, затем горизонтальную по середине, соединя-ем верхнюю точку с боковыми и боковые с нижней точкой. Закрашиваем.
4. Кускар.
5. Вихревая свастика.
Учим детей изображать шею верблюда, а затем учим рисовать свастику.
6. Вихревая розетка.
7. Узор из сердечков.
Итог мастер-класса.
Обсуждение (какие трудности испытывали педагоги в ходе рисовании баш-кирских узоров).
Спасибо вам за сотрудничество, приятно было работать с вами.