Горева Ирина Валерьевна
Мастер-класс для педагогов на тему «Русское народное творчество и его роль в патриотическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов на тему:
«Русское народное творчество и его роль в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с русским народным творчеством детей дошкольного возраста и его значение в формировании патриотических качеств у дошкольников.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов на тему „Русское народное творчество и его роль в патриотическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
1. Представить педагогам разнообразные формы и методы работы с дошкольниками по формированию базовых ценностей через духовно – нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России.
2. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе инновационных технологий в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.
3. Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, конверты с карточками, ребусы, конверты с пословицами.
Ход мастер-класса:
Вводная часть. Здравствуйте, коллеги! Приглашаю вас принять участие в моем мастер – классе: «Русское народное творчество и его роль в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие русскому народу черты характера, мышления. Именно через русскую песню, сказку,овладевая русским языком, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Русское творчество несет в себе много национальных традиций и тесно связано с тем, чем живет русский народ в настоящее время и чем он жил в прошлом.
«Нет Земли краше -чем Родина наша» - говорится в народной пословице.
Для начала, чтобы настроиться на работу, мы с вами поиграем в игру «Поздороваемся».
Цель: сплочение коллектива. Надо образовать круг, и поздороваться плечиками, ладошками, щечками. Всё под русскую народную музыку.
Я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей стране Счастливое детство.
1 город- «Родной язык» .
Русский язык ни с чем не сравним по образности, поэтичности и точности. В русском языке выражения насыщенны определенным содержанием.
Задание: «Цветик семицветик»
Одну и ту же фразу требуется произнести с разной интонацией и чувством.
Ведущий берет для образа один лепесток и произносит фразу с соответствующей интонацией (например вопросительной). Пока звучит музыка, участники бегают вокруг цветка. Когда музыка заканчивается, участники берут любой цветок и выполняют задание.
Надписи на лепестках:
Зачем ты это сделал (обычный вопрос)
Зачем ты это сделал (недоумение)
Зачем ты это сделал (угроза)
Зачем ты это сделал (душевная боль)
Зачем ты это сделал (отчитывание)
Зачем ты это сделал (чувство сожаления)
Зачем ты это сделал (переспрос)
2 город-«Поговорки, пословицы»
Припевками, поговорками и пословицами на Руси издавна пользуются в воспитании детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, «поговорить».
Задание: «Составь поговорку или пословицу»(Поговорки и пословицы разделены пополам)
-Отца и мать почитать- горя не знать
-Умный молчит- когда дурак кричит.
-Учись с молоду- не мрешь под старость с голоду
-Дружба и братство- дороже богатства
-Где родился – там и пригодился
-Смелый боец- в бою молодец
-Птица хороша пером- а человек умом
-Коли есть отец и мать – так ребенку благодать.
3 Город – «Загадки»
Загадка- это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме.
Загадки как форма словесного народного творчества,образной народной речи также получили свое признание в работе с детьми. Разгадывание загадок развивает у детей способность к анализу,обобщению,формирует умение самостоятельно делать выводы,расширяют знания о мире,прививают любовь к родному языку. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.
Загадка – это своеобразная игра. Загадки можно не только отгадывать, но и придумывать.
Объектами для составления загадок служат предметы, игрушки, фрукты, овощи, домашние или дикие животные и т. д. Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину) какого либо предмета и дать сравнение с другим предметом, используя межу строк связку слов «а не», «но не».
Пример:
Свечка
Что делает? Что делает так же?
Светит (тусклая) лампочка
Тает (небольшой) снег
Капает (редкий) дождь
Получилась загадка:
Светит, но не лампочка
Тает, но не снег
Капает, но не дождь. (Свечка)
Задание: «Ты мне загадку, я тебе отгадку»
Составить загадку со словом: клубника, самовар, арбуз, солнце, снег, применяя между строк связки «но не», «а не».
Город 4 –«Скороговорки»
Скороговорки – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.
Скороговорки возникли очень давно, их первыми авторами считаются скоморохи. Эти бродячие артисты путешествовали по городам и селам, где развлекали толпу.
И одним из таких развлечений были труднопроизносимые фразы. Скоморохи, которые долго тренировались, говорили без проблем. А потом просили зрителей повторить. И вот тут начиналась потеха, так как почти все, кто пытались, запинались и говорили совершенно другие слова. И естественно, это вызывало смех и веселье среди зрителей.
То есть изначально скороговорки были развлекательным жанром фольклора, и только спустя какое-то время превратились в элемент образования.
Заучивание и произношение скороговорок одно из самых любимых занятий для детей.
Задание: «Произнеси скороговорку»
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа тупа.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
- Белые бараны били в барабаны.
- Водовоз вез воду из водопровода.
Город 5-«Поговорки»
Поговорки — это часть народного фольклора, короткие образные высказывания, которые помогают сделать речь более яркой и эмоциональной. В них проявляются мудрость народа, наблюдения за жизненными явлениями и умение воплотить эти наблюдения в слова.
Как правило, в поговорке нет ритма, это короткое словосочетание, составленное с юмором. Владимир Даль говорил, что поговорка — это цветочек, а пословица — ягодка. Большинство старинных поговорок связаны с крестьянским бытом и мироустройством. Многие из них актуальны и сегодня.
Задание: «О чем говорит поговорка»
- Дружные, как два голубя — так говорят про крепкие пары.
- Вскружила голову — очаровала.
- Не разлей вода — так говорят о крепкой дружбе.
- Закадычный друг — верный и лучший друг.
- Дружеское плечо — поддержка друга в трудную минуту.
- Вместе съели пуд соли — через многое вместе прошли. -
-В добрый час — пожелание удачи.
- Впитал с молоком матери — привык с малых лет.
- Бьется как рыба об лед — так говорят о напрасных усилиях.
- Грести деньги лопатой — получать много денег.
- Бросать деньги на ветер — бездумно тратить.
Город 6- «Пословицы»
Пословицы — это короткие высказывания, житейская мудрость, воплощенный в словах опыт народа. Они считаются частью фольклора и передаются из поколения в поколение.
Пословицы нередко можно услышать в разговорной речи, прочитать в литературных произведениях, услышать в песнях. Образы очень яркие и обычно интуитивно понятные. Так, пословица «молчание — золото» говорит о том, что сдержанность порой очень ценна и помогает избежать конфликтов, неприятных ситуаций. Пословицы — важная часть культуры.
Задание: «Объясни пословицу»
• «Сердцу не прикажешь» — человек не может приказать себе испытать те или иные чувства, потому что разум часто не властен над эмоциями.
• «Любовь — не волос, скоро не вырвешь» — приказать себе перестать любить — непростая задача.
• «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» — ради счастья ребенка родители готовы на многое.
• «Яблочко от яблони недалеко падает» — дети похожи на своих родителей.
• «У семи нянек дитя без глазу» — иногда даже сразу несколько взрослых не могут уследить за ребенком.
• «Маленькие детки спать не дают, а с большими сам не уснешь» — в каждом возрасте ребенка находятся свои заботы.
• «Гору разрушает ветер, людскую дружбу — слова» — неосторожной фразой можно обидеть своего друга.
• «С другом и горе пополам разгорюешь» — друзья поддерживают друг друга в беде.
Город 7-«Сказочный»
Гениальными произведениями русского народного творчества являются сказки. Сказки прочно вошли в быт. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Именно со сказки начинается его знакомство с прекрасным миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Русская народная сказка любима не только маленькими детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки, а теперь читают и рассказывают их своим детям, внукам. Педагогическое значение сказочного жанра очень велико: он знакомит дошкольников с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство любви к народному творчеству.
А сейчас я предлагаю поиграть в сказки.
Задание:«Знаете ли вы сказки»
«Узнай сказку по её отрывку»:
1. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, простившись с зелёной кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
2. Красна девица грустна –
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка.
Угадайте, о ком, о чём идёт речь в этой сказке-загадке:
1. «Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…»
2. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие добрые, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…»
«Дополни имя»
У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.
Кощей-, Мальчик -, Елена -, Василиса-, Братец -, Иван-, Сестрица -, Крошечка - ….
«Покажи свое отношение к герою»
Для того, чтобы выяснить, кому из героев сказки вы сопереживаете в том или ином эпизоде, предлагаю карточки-символы:
1. синий - мне жалко,
2. жёлтый - хочу помочь,
3. белый - справедливо,
4. чёрный - несправедливо.
- сказка «Волк и лиса»: выразите свое отношение к волку.
- сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»: отношение к Аленушке
Теперь я предлагаю вам этюд для выражения своих эмоций. Для этюда возьмем небольшой отрывок из сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Я предлагаю проговорить фразу с различной интонацией (Грустно, весело)
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Релаксационная игра «Волшебный цветок добра»
Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами
• Откройте глаза.
• Посмотрите по сторонам.
• Пошлите друг другу добрые мысли.
• Всего вам доброго!
Итог: Вот мы с вами познакомились с некоторыми методами и приемами, которые я использую при работе с детьми. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться.