Алина Евгеньевна Грицак
Мастер-класс для педагогов «Культурно-гигиенические навыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
«Формирование культурно-гигиенических навыков посредством игровых ситуаций»
Разработала: Грицак Алина Евгеньевна, воспитатель МБДОУ д/с № 48
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста через игровые ситуации.
Задачи:
• Продемонстрировать методы и приемы работы с детьми: дидактические игры и дидактические пособия.
Темочки:
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• Прокомментировать эффективность применения.
• Отработать приемы в деятельностно-имитационном режиме.
Оборудование: разрезные картинки с изображением последовательности алгоритмов «Моем руки», «Сервировка стола», «Одевание на прогулку», карточки с названиями алгоритмов, дидактическая игра «Одень Катю на прогулку», дидактическая игра «Что, чем едят?».
Основные этапы
• организационный (приветствие, введение в тему мастер-класса);
• демонстрационный (демонстрация приемов работы, комментарии, отработка приемов в деятельностном режиме);
• заключительный (подведение итогов, рефлексия).
Ход мастер-класса
Содержание
Вводное слово.
- Добрый день уважаемые коллеги. Предлагаю вам принять участие в мастер-классе. Надеюсь, что тема, которую мы затронем, будет для вас интересной, а материал будет полезным.
Чистота – залог здоровья –
Это точно знаем мы,
Потому и гигиене деток обучать должны!
- Как вы думаете, какая тема моего мастер-класса?
(Культурно-гигиенические навыки дошкольников)
Как нам известно, основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, где важное значение, приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с
воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи(
перечислите)
• приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно
есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
• уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
• учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша,
бутерброд, запеканка);
• познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);
4. Как правильно показать детям движения намыливание рук?
(продемонстрировать)
5. Можно ли использовать одну расчёску для нескольких детей?
Почему?
Как вы думаете, какие условия нужны для успешного формирования культурно-гигиенических навыков?
(рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых)
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
В дошкольном возрасте основные формы мышления наглядно – действенное и наглядно – образное. Как вы думаете, в связи с этим, какими методами мы будем пользоваться для обучения дошкольников культурно-гигиеническими навыками?
(наглядные, словесные, игровые и практические методы).
К приемам формирования культурно – гигиеническим навыков можно отнести :
· Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
· Пример взрослого;
· Приучение, упражнение;
· Создание воспитывающих ситуаций;
· Поощрение помогает ребенку утвердиться, поверить в свои силы.
Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях.
Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. Видное место отводится при этом дидактическим играм.
А теперь давайте с вами поиграем.
(предложить педагогам 3 карточки : алгоритмы «Моем руки», «Сервировка стола», «Одевание на прогулку»).
(После выполнения задания педагоги демонстрируют и комментируют свой алгоритм).
-А теперь проверим, верно ли вы выстроили последовательность ваших алгоритмов.
(Показываю карточку с алгоритмами).
- Всем известна игра «Одень куклу на прогулку», я вам предлагаю превратиться в детей и тоже поиграть в игру «Одень Катю на прогулку». Игра заключается в следующем: на куклу нужно одеть одежду по выбору детей.
В процессе игры дети осваивают названия одежды, последовательность её надевания, даётся понятие детям, что одежда нас защита от холода, жары и других природных факторов, а также игра помогает развить мелкую моторику пальчиков.
- Огромный эффект имеет показ деятельности педагога, например умывание, с художественным словом.
Например, воспитатель, при умывании после прогулки, набирает в ладошки воду, сопровождает действия художественным словом.
Наши щечки умываем,
Глазки наши закрываем –
Их водичкой моем тоже –
На принцессу ты похожа. (строчка для девочки)
(Ты такой теперь пригожий) (строчка для мальчика)
А какие вы потешки знаете?
А теперь предлагаю вам с играть в игру «Что чем едят?» И приглашаю 3-х человек.
В процессе игры у детей формируются представления о том, что, как и чем едят; знания правил этикета за столом.
Игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. В конверте карточки с изображением руки, ложки, вилки и вилки с ножом, а также изображения различных блюд. Необходимо подобрать блюда, соответствующие тому или иному виду употребления пищи.
Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре; а навыки постепенно совершенствовались и становились привычными.
«Игровая пауза»
«Бабушка и Красная шапочка» (обыгрывают воспитатели).
Под музыку из к/ф «Красная шапочка» входят Красная шапочка и ее
Бабушка.
Между ними происходит такой диалог:
- Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо:
- Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
- Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
- Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
- Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
- Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
- Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
- Это потому, моя Деточка, что по утрам не делала зарядку
В один голос: Если не хочешь, что бы тебя съел Серый волк, как бабушку,
веди здоровый образ жизни!
«Эрудиты»
На обсуждение командам предлагаются практические ситуации.
Максимальная оценка - 3 балла за каждую ситуацию.
1 команда
1 ситуация.
Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать
мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.
Вопросы:
Как должен поступить воспитатель?
*Сделать замечание детям.
*Терпеливо ждать, пока закончится игра с водой.
Как бы вы поступили?
2 команда
1ситуация.
Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана
пальто записку, адресованную воспитателю, с просьбой матери не закаливать
её ребёнка после дневного сна, причина не указывалась.
Вопросы:
* Вы выполни бы просьбу?
* Продолжаете дальше закаливать ребёнка?
* Какие будут ваши дальнейшие действия?
Я рада, что мы сошлись с вами в едином мнении. Спасибо за внимание!