Светлана Иванова
Мастер-класс для педагогов по использованию набора «Дары Фридриха Фрёбеля» в образовательной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области -
детский сад комбинированного вида «Родничок»
Мастер – класс для педагогов
Использование набора «Дары Фридриха Фрёбеля»
в образовательной деятельности дошкольников
Подготовила и провела
воспитатель: первой категории Иванова Светлана Михайловна
2023г.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по использованию набора „Дары Фридриха Фрёбеля“ в образовательной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Цель: Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фридриха Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Задачи:
• познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
• сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
• вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;
• показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Методы:
• Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
• Игровой.
Ожидаемый результат: Сформированность умений педагогов по созданию условий для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Формы организации:
• групповая;
• подгрупповая.
Содержание:
– Добрый день, уважаемые коллеги!
В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Первым, кто рассмотрел игру как ведущий вид деятельности, в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог XIX (19) века Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Фридрих Фребель (1782-1852) был самым первым в истории экспертом в области образования, признавшим ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей. Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов, разработанных Фребелем, позднее это количество возросло до 20 видов, благодаря последователям Фребеля. В настоящее время встречается 14 видов образовательных материалов Фребеля в точности с теми же образовательными функциями.
Технология Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. Этот набор учебных материалов называется «дарами». «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка).
• Набор № 1 «Шерстяные мячики»
• Набор № 2 «Основные тела»
• Набор № 3 «Куб из кубиков»
• Набор № 4 «Куб из брусков»
• Набор № 5 «Кубики и призмы»
• Набор № 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
• Набор № 7 «Цветные фигуры»
• Набор № 8 «Палочки»
• Модуль 9 «Кольца и полукольца»
• Набор № 10 «Фишки»
• Набор № 11 (J1) «Цветные тела»
• Набор № 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
• Набор № 13 (5B) «Башенки»
• Набор № 14 (5Р) «Арки и цифры»
Эти "дары " представляли систему занятий-игр с мячами и геометрическими телами - шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и все более мелкими и разнообразными их составляющими. Все это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, размера, числа, комбинаторных способностей мышления в процессе детских "построек ". Шар, куб, цилиндр и прочие предметы - средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним и внешним миром ребенка.
Дары Фрёбеля позволяют решать задачи всех образовательных областей в игровой форме с детьми.
А как это происходит, основные принципы, методы и приёмы, возможности использования игрового набора Дары Фрёбеля в образовательном процессе ДОУ я вам сейчас покажу.
У каждого модуля своя цель. Для решения определенной задачи могут
использоваться несколько модулей.
ДАР №1 «Мячи»
рекомендуются для детей младшего дошкольного возраста.
- учим различать цвета,
- раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая: "Вперед - назад ", "вверх - вниз ", "вправо - влево ", знакомим ребенка с пространственными представлениями,
- показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом: "Есть мячик, нет мячика ", малыш знакомится с утверждением и отрицанием,
- из мячиков можно выложить различные фигуры,
- дети любят носить их как бусы,
- игры: "Допрыгни", "Передача мяча", "Соединим и сделаем фигуры", "Поиграем в снежки", "Попади шариком в ведерко",
- можно изучать цвета радуги,
- применять в игре «Что пропало?»,
- использовать в НОД по развитию речи (синий, зеленый – согласные звуки, красный – гласный,
- применять в игре с заданными условиями (например, красный – присесть, зеленый – подпрыгнуть, желтый – хлопок, синий – поднять руки вверх,
- со старшими дошкольниками можно применить на занятиях по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему: «Ягоды сада и леса» Суть в том, что каждый вязаный цветной шарик напоминает ягоду. Дети подбирали названия ягод в соответствии с цветом шариков. Затем каждому ребёнку был предложен один шарик определённого цвета, после чего ребёнок рассказывал, на какую ягоду он похож, какая это ягода и где растёт. (таким образом, решается ряд задач: пополнение словаря согласно тематике, пополнение словаря признаков, согласование частей речи, развитие связной речи, развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия. Развивая мелкую моторику рук, дети берут мячик в руки и начинают его катать. Можно катать колобок, снежок по поверхности (стол, между ладонями, по всей длине руки. (Показ). Все задания могут, соединятся со стихами, музыкой, песнями.
Давайте поиграем, эти мячи я связала крючком
Давайте начнем с приветствия: встанем в круг, возьмите по шарику. Это у нас будет колобок. Слегка раскачайте его. Когда я читать стихотворения вы должны шариком касаться друг друга.
-- На занятие колобок, малышей встречает
-- И дорогою добра, с детками шагает
-- Вместе с колобком качнемся
--И друг другу улыбнемся.
Сегодня к нам в гости пришли цветные мячики.
Сколько мячей (много). Мячики решили с вами поиграть.
Прыг - скок, прыг-скок.
Мячик прыгал и скакал и к …. прискакал. У … мячик какого цвета. Желтого, правильно. И т. д. по количеству детей. Сколько мячей? (Много). Сколько у тебя…. Мячиков?. (один).
Что у меня в руке? (шарик)
Какого цвета? (красный) (рядом лежат картинки овощи, фрукты)
Давайте найдём картинку красного цвета.
Что на картинке? (помидорка)
Правильно помидорка.
Настя а ты хочеш что-нибудь про помидорку рассказать
- Это овощ, она круглая, красная. Она сочная, вкусная. Из нее делают салат