Лариса Макарова
Мастер-класс для педагогов и родителей «Психоэмоциональное здоровье и благополучие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными. Так в раннем детстве малыши живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным. Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. Делать это профессионально и грамотно, объединив усилия педагогов-психологов, родителей, воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, тревожными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.
Публикация «Мастер-класс для педагогов и родителей „Психоэмоциональное здоровье и благополучие детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Данное пособие уникально тем, что поможет детям овладеть навыками управления своей эмоциональной сферой; развивать способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их оценивать и полноценно переживать; развивать воображение, внимание, память, восприятие; развивать связную речь; тренировать невербальные средства общения; прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса;
Цель: повышение психолого – педагогической грамотности педагогов и родителей.
Материал: Буклет: «Игры на снятие психоэмоционального напряжения»; Атрибуты к игре: 6 котят - синего, жёлтого, красного, зелёного, черного и белого цвета. солнышко, тучка, смайлики – настроения, 4 домика из цветного картона с одной стороны тёмного, с другой светлого оттенка одного цвета - синий, жёлтый, зелёный, красный; слова текста игры на каждого участника.
Ход мастер-класса
1. Вводная часть начинается ритуалом приветствия и настроем на тему.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться, весел и здоров, и тема нашего сегодняшнего мастер-класса «Психоэмоциональное здоровье и благополучие детей». В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя спокойно, тепло и уютно, комфортно.
Цель игры: познакомить с эмоциональной характеристикой цвета, способами художественного выражения своего настроения и впечатлений.
Задачи:
Расширять представления об эмоциях, их названиях и описании;
Формировать умение передавать свое и чужое эмоциональное состояние через называние, понимание и описание;
Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
Научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.
Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные; Определить настроение, как характеризуются “радость” и “грусть”. Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывают ощущение радости, а какие грусти.
Научить создавать цельность цветового впечатления путем поиска разнообразия оттенков для выражения определенного настроения.
Формировать эмоциональное восприятие к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.
Развивать творческое воображение и фантазию.
Воспитывать чувство эмпатии (сопереживания, умение слушать друг друга. Воспитывать дружеские отношения
Выполняются действия общаясь друг к другу.
Бывают чувства у людей, У рыбок, птичек и зверей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто удивлен?
А кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
Черный и белый котенок поочередно подходят к домикам разноцветных котят.
Сказочница: (ребенок старшего дошкольного возраста) рассказывает придуманную сказку «Как котята подружились с Грустинкой и Веселинкой» и что в результате произошло :
Как котята подружились с Грустинкой
Сказочница: Жила - была Грустинка, она была на всех сердитая, потому что у нее было плохое настроение. Не нравилось ей, что все смеются и радуются когда ей грустно. Она любила когда на небе сердитые тучки, пасмурно (достаются соответствующие атрибуты,
Ребёнок (чёрный котёнок) Я маленький, чёрненький, грустный котёнок Сердитый, печальный, несчастный с пелёнок. Где я только появлюсь, там сразу наступает грусть. Темнеет небо, солнышко, травинки За это все зовут меня - Грустинка.
Сказочница: Пошла Грустинка, чтобы передать свое плохое настроение, к разноцветным котятам. Шла она шла и пришла к домику синего котенка:
Ребёнок (синий котёнок) Я весёлый и счастливый, Я по цвету синий – синий Я танцую и пою Всех на свете я люблю.
Ребёнок (чёрный котёнок) Давай с тобой дружить синий котенок. Котенок согласился, но вдруг ему стало грустно, решил он пойти в домик, а его домик из синего превратился в темно синий грустный и сердитый.
(домик поворачивается с синего на темно синий, котенок печалится, меняется смайлик на мордочке котенка на грустного,)
Ребёнок (жёлтый котёнок) Котёнок чёрный не грусти… Ко мне в гости заходи, Поиграем мы немножко (два котёнка играют) Что случилось? Как же так? В моём доме кавардак (котёнок загрустил, заплакал, меняется смайлик на мордочке и домик с жёлтого на тёмно - жёлтый)
Сказочница: И к какому бы домику не подходил чёрный котёнок, настроение у всех портилось, все грустили, печалились и плакали.
(Зеленый на темно- зеленый, красный на тёмно- красный)
Как котята подружились с Веселинкой
Сказочница:
Жила -была Веселинка, у нее было очень хорошее настроение она, смеялась радовалась и поэтому на небе светило солнышко, летали и чирикали птички (достаются соответствующие атрибуты, и у всех было очень хорошее настроение (какую песенку можно спеть?-веселую). Решила Веселинка пойти погулять, чтобы передать свое хорошее настроение. Ребёнок белый котё нок: Я озорной, смешной котёнок белый Весёлый, добрый, я мурлыка – СМЕЛЫЙ. Я не грущу, не лью я зря слезинки. Зовут меня ребята – ВЕСЕЛИНКА.
Шла она шла и пришла к домику синего котенка: Давай с тобой дружить синий котенок, я хочу тебе передать хорошее настроение. Сказочница: И к какому бы домику не подходил белый котёнок, все радовались. (разворачиваем домик с синего на голубой, котенок улыбается, меняется смайлик на мордочке котенка с грустного, на веселого) (Соответственно красный на розовый, темно-желтый на светло-желтый, темно-зеленый на светло-зеленый)
Белый котё нок: Вы котята не грустите Ко мне скорее подойдите Вас за лапку я возьму, обниму, развеселю!
Все котята: Дружно за руки возьмёмся, Улыбнёмся, повернёмся Из сказки в садик мы вернёмся.
Проигрывание сказок стимулирует к объединению в игровое сообщество, вызывая у детей позитивный эмоциональный отклик на совместную деятельность со сверстниками. Мастер-класс подошел к завершению Желаю творческих успехов. Спасибо за внимание.
Библиография:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование, М., Просвещение, 2005.
2. Коломинский Я. Л. Психическое развитие дошкольников. - Мн., 200110
3. Валитова И. Е. Психологические особенности сознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте. - М., 1990
4. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб., 2001
5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - М., 1966
6. Коломнский Я. Л., Панько Е. А. Психология шестилетнего возраста. - Мн., 1999
7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М., 2000
8. Никфоров Г. С. Психология здоровья. - СПб., 2002