Виктория Волгина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Музыкальные русские народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Музыкальные русско-народные игры»
Цель мастер-класса: Передача опыта организации и проведения с детьми народных игр участникам мастер-класса.
Задачи: Распространение педагогического опыта работы по пропаганде народных игр; повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Музыкальные русские народные игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Русские народные игры
- Темочки
Все используемые игры достаточно известны и находятся в свободном доступе в сети интернет. Можно играть под фортепиано, а можно использовать минусовки, например, для игр в группе или на улице.
Ход проведения:
Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. В народных играх ребенок знакомится с привычками и обычаями народа, семейной жизни, знакомой окружающей среды, приобщается к истокам прошлого. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у подрастающего поколения и развивают физическую культуру. Русские народные игры доставляют детям большое удовольствие, заставляют много двигаться и требуют ловкости, находчивости, смекалки и упорства.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками.
Чтобы начать игру, нужно выбрать водящего. Его назначают или выбирают по считалке.
Дети очень любят шутливые, весёлые стихи-считалки, быстро их запоминают.
При выборе игр для детей следует учитывать следующие факторы:
1. Возраст играющих.
2. Место для проведения игр.
3. Количество участников игры.
4. Инвентарь для игр должен быть подготовлен заранее в достаточном количестве.
5. Знание правил игры. Объясняя детям правила, воспитатель должен встать так, чтобы его все видели.
6. Выбор водящего лучше всего делать с помощью считалок, которые нравятся детям.
7. Игра должна быть вовремя закончена. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть в нее еще раз. Любая игра завершается подведением итогов. Главное здесь - это мнение детей. Воспитатель обращается к детям с вопросами: понравилась ли игра, что в ней было наиболее интересного, кто из детей был самым ловким и быстрым.
- А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в детей и немного поиграть.
А давайте подружимся и познакомиться. Подходите ко мне и становитесь в круг.
Собрались все вместе в круг:
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Игра 1 «Кукушка»
Цель игры: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость.
Игру начинают со среднего возраста (4-5 лет). С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга. Ему завязывают платком глаза.
Материалы: платок.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами.
Дети идут по кругу и поют:
К нам кукушка в огород
Прилетела и поет.
Ты кукушка не зевай
Кто кукует отгадай.
Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, кто будет куковать. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен угадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим.
Игра с пением 2 «Кукушка» (Игра с пением "Кукушка" Т. Чернявской)
Цель: закрепление музыкально-ритмических движений.
Играющие образуют круг, выбранная «кукушка» становится в центр.
Дети водят хоровод и поют песенку. С окончанием песенки, играющие останавливаются, поворачиваются лицом в круг. Кукушка кукует, дети считают. Затем Кукушка показывает движение, которое все играющие должны будут повторить столько раз, сколько она накуковала.
Во время выполнения детьми задания Кукушка вслух считает.
Варианты движений: 1. Прыжки на одной ножке, 2. Хлопки над головой/хлопки за спиной. 3. Наклоны 4. Приседания 5. Подскоки на месте, и т. д.
Примечание: Каждый раз Кукушка самостоятельно выбирает себе замену. Кукушка должна куковать громко, отчётливо, в удобном для всех играющих темпе.
3. «Игра с колокольчиком»
Цель: Звучит музыка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга ребенок с колокольчиком. С началом пения идут противоходом. Ребенок с колокольчиком поет. В конце песни ребенок с колокольчиком выбирает того, с кем будет танцевать. Двое детей пляшут под любую плясовую музыку. Выбранный ребенок становится ведущим.
4. Хороводная игра «Дударь»
5. Хороводная игра «Шел козел по лесу…»
Цель игры: снятие усталости, создание хорошего настроения.
Текст и правила игры:
Выбирают одного ведущего — «козла».
6. Игра «Колпак-колпачок».
Дети водят хоровод, поют песню и показывают жесты. Водящий сидит на стульчике в центре круга в забавном колпачке. В конце песни он танцует и выбирает следующего водящего. В этой игре ребята запоминают имена друг друга и учатся взаимодействовать, тренируют умение двигаться в соответствии с текстом и действовать по правилам, воспроизводить движения, следуя тексту.
7. «Золотые ворота»
8. Игра «Карусель»
Все берутся за ленточками. Двигаются под музыку, меняя ритм (быстрее, медленнее, останавливаются, выполняют движения по тексту)
9. «Солнышко и дождик»
Задачи: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
10. Игра с платочком или «Гори-гори ясно»
11. «У медведя во бору»
12. Игра «Тень-тень, потетень»
Подведение итогов (рефлексия)
Наш мастер – класс мы завершаем и предлагаем вам добавить нужное слово.
«Доскажи словечко».
Мы сегодня не устали,
Потому что …. (поиграли).
Много нас собралось вместе,
Было очень … (интересно).
Игр нам разных показали.
Новых много мы…. (узнали).
Русские народные
Игры хороводные
Не пристало забывать,
Будем чаще в них….(играть).
Спасибо за внимание!