Наталья Попова
Мастер-класс для инструкторов по физической культуре «Народные игры»
Цель: передача опыта проведения народных игр участникам мастер-класса.
Задачи:
1. Распространить личный педагогический опыт работы проведения народных игр с детьми;
2. Повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса;
3. Активизировать участников мастер-класса на совместную активную деятельность.
Оборудование: обруч, кепка для Вани, музыкальное сопровождение.
Публикация «Мастер-класс для инструкторов по физической культуре „Народные игры“» размещена в разделах
Ход мастер-класса :
«В народных играх нет
педагогической навязчивости,
и вместе с тем, они вполне педагогичны».
(Усова А. П.)
Народные игры для детей – это произведения народного творчества, самобытные обычаи и традиции. Чем хороши народные игры для детей? Это не только отвлечение от забот дня, отдых и развлечение. Игра приобщает к культуре народа, формирует принадлежность к нему. Народные игры для детей, по большей части, - игры коллективные. Благодаря им, ребенок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам, чувствовать свою принадлежность к группе, а через игру – к народу, нации. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств народного языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой народа.
В своей работе при проведении подвижных игр учитываю возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения. Перед проведением народной игры я предварительно показываю детям иллюстрацию с изображением людей в национальном костюме. Так же подбираю национальное музыкальное сопровождение. Каждая игра начинается с выбора водящего, чаще всего это происходит с помощью считалки. Русская народная считалка :
Уж как зоренька-заря
Русы косыньки плела.
Кто те косы расплетёт,
Тот в игре водить идёт!
Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.
Я использую народные игры в совместной образовательной деятельности, на прогулке, в ходе праздников и развлечений.
Белорусская народная игра «Ванюша и лебеди».
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры : На земле чертят круг диаметром 10 м. Это лес, а в середине квадратик – это дом лесовика. В квадрате помещают Ванюшу и выбирают «лесовика». Остальные – «лебеди». «Лебеди», залетая в лес, пробуют забрать Ванюшу, а «лесовик» – поймать «лебедей» рукой. «Лебедь», которому удается вывести из леса Ванюшу, сам становится «лесовиком», и игра начинается сначала. Правила игры. Забегать в дом «лесовика» нельзя. Пойманные «лебеди» выбывают из игры до смены ролей. «Лесовик» не имеет права выходить из леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.
Татарская народная игра «Хлопушки» (Абакле)
Цель: развивать скорость, выносливость.
Ход игры : На в противоположных сторонах площадки рисуются две параллельные черты. За одной чертой стоят в шеренге дети. Одна рука у них на поясе, другая вытянута вперёд ладонью вверх. Это старый город. В новом городе (за другой чертой) пока никто не живёт. Выбирается ведущий, который со словами: «Хлоп да хлоп – сигнал такой. Я бегу, а ты за мной!» подходит к одному из игроков и тихонечко хлопает его по ладошке. После окончания слов они бегут в «новый город». Кто первый пересёк черту, тот остаётся там жить. Кто проиграл, тот ведущий. Так до тех пор, пока все дети не переберутся жить в новый город.
Башкирская народная игра «Поймай воробья поясом» (Букен кайыш)
Цель: развивать ориентировку в пространстве, быстроту.
Ход игры : По кругу парами стоят дети: один впереди, другой за его спинной. В центре – водящий с поясом или верёвкой. Он ходит по кругу со словами:
Лето прошло, осень прошла, зима пришла.
Утки улетели, гуси улетели. Ворона, стой! Воробей беги!
После этих слов, водящий останавливается перед одной парой и показывает поясом на впереди стоящего ребёнка, который сразу начинает убегать по кругу. Водящий бежит за ним, размахивая поясом, и пытается запятнать, если пояс коснулся игрока, он становится водящим. Если игрок успевает добежать до своего места, водящий остаётся прежний.
Русская народная игра «Я по горенке иду»
Цель: развивать умение согласовывать совместные действия.
Ход игры : В роли водящего инструктор. Дети встают в круг, водящий внутри круга идёт по кругу и поё т:
Я по горенке иду,
друга я себе найду,
Вот ты (инструктор останавливается и поворачивается к ребёнку лицом и хлопает 2 раза)
Вот я (подпевает ребёнок, после слов хлопает 2 раза)
Вот компания моя (поют вместе, берут друг друга под руку и кружатся)
Далее расходятся, в разные стороны идут по внутренней стороне кругу и ищут себе пару. Игра продолжается до того момента пока все играющие не встанут в пары.
Используемая литература:
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010г.
3. Кабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
4. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М. ,1991.
5. Интернет-ресурсы.