Залина Бечканова
Мастер-класс для инструкторов по физической культуре «Эффективные методы и приемы проведения занятий по физической культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: повысить уровень профессиональной компетентности инструкторов.
Задания:
обогатить воспитателей знаниями, практическими навыками в воспитании физической культуры детей.
осуществлять преемственность в физическом воспитании между инструктором по физической культуре и воспитателями группы;
совместная разработка методологических подходов, методов решения проблемы.
Участники: воспитатели дошкольных учреждений,
Публикация «Мастер-класс для инструкторов по физической культуре „Эффективные методы и приемы проведения занятий по физической культуре“» размещена в разделах
Ход урока
Теоретическая часть.
Инструктор. Добрый день, уважаемые коллеги!
Уроки физической культуры являются основной формой организации физического воспитания в детском саду. Для того чтобы урок физической культуры был эффективным, необходимы согласованные действия инструктора по физической культуре, воспитателя и всех специалистов детского сада.
Последовательность в работе – залог хорошего результата.
Не забываем, что воспитатель является активным участником учебного процесса на уроке физической культуры, поэтому ему необходимо знать методику обучения движениям, особенности выполнения движений, технику выполнения, педагогические требования к обучению.
Необходимо стремиться к тому, чтобы работа по физическому воспитанию не сводилась к набору определенных показателей физического развития детей, а прививала дошкольникам любовь к спорту и движению на всю жизнь, чтобы физическое воспитание оставалось полезным и приятная привычка, а здоровый образ жизни – насущная необходимость.
Подготовка к занятию – необходимо продумать содержание, подготовить оборудование, пособия, наметить окончательные результаты. Перед занятием нужно облегчить одежду детей. Занятие считается эффективным, если моторная плотность составляет 60-80%. Если ниже, то занятие не было тренировочным. Если выше, то ребенок перегружен.
Структура построения урока физкультуры.
В структуре физического воспитания выделяют 3 части, в которых двигательная активность должна увеличиваться и уменьшаться постепенно:
вводно-подготовительные - разминочные (должно наблюдаться учащение пульса по мере увеличения нагрузки);
основной, в ходе которого решается комплекс запрограммированных задач (на него приходится пик физических нагрузок занятия и с ним начинается их спад);
заключительная, цель которой восстановить пульс и дыхание (за это время пульс должен восстановиться до исходного).
Существуют разные способы организации детей при освоении и обучении ОВД. Какие способы организации детей при обучении и развитии ОВД вы знаете? (группа и поток).
При организации поточно-«станционного» метода воспитатель должен находиться в спортивном зале и следить за качеством выполнения упражнений, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Это должно помочь детям лучше понять содержание программы. Умения, знания и умения, приобретенные детьми на занятиях по физической культуре, воспитатель должен закреплять в утренней зарядке и в повседневной жизни детей.
В обязательном порядке необходимо оценивать моторику детей (в младших группах - общую похвалу, в старших - общую, дифференцированную и индивидуальную).
Важно учитывать индивидуальные способности каждого ребенка. Недопустимы как чрезмерные, так и недостаточные нагрузки: одна вызывает переутомление, другая не дает тренировочного эффекта. И то, и другое снижают результативность занятости в целом.
Двигательная активность на занятиях является важным показателем ее эффективности.
Основные группы приемов повышения двигательной активности детей на занятиях :
Ясность, краткость речи учителя.
Использование наиболее рационального способа организации детей (линейной, фронтальной, групповой).
Многократное повторение движений.
Эффективное использование спортивного инвентаря.
При проведении физических упражнений необходимо предусмотреть страховку во избежание детских травм. Особого внимания требуют такие движения, как лазание по гимнастической стене, прыжки с разбега, прыжки в длину, упражнения на равновесие и с элементами акробатики.
Практическая часть.
Инструктор. Приступаем к практической части нашего мероприятия.
Момент деления на группы. Педагоги строятся в шеренгу. Инструктор предлагает произвести расчет на первый-второй. Первые номера остаются на месте, вторые номера делают шаг вперед. Команды занимают свои места, выбирают капитанов.
«Разминка»
Инструктор. Вам нужно по очереди отвечать на небольшое количество вопросов в течение 30 секунд. Сколько правильных ответов даст команда, сколько очков она заработает в этой игре.
Вопросы к первой команде:
1. Отец и мать ребенка (родители)
2. Технология, отвечающая за формирование навыка правильного дыхания, восстановление дыхания после физических нагрузок (дыхательные упражнения)
3. Перечислите основные части утренней зарядки (вводная, основная, заключительная)
4. Распорядок дня ребенка в течение дня? (режим дня)
5. Продолжительность игр на свежем воздухе в старшем возрасте? (15 минут)
6. Каковы основные формы организации двигательной активности на прогулке? (подвижные и спортивные игры, оздоровительный бег)
7. Собрание родителей для решения педагогических задач? (Родительское собрание)
8. Перерыв на отдых? (минутка физкультуры)
9. Строго регламентированная деятельность детей в дошкольном учреждении? (непосредственно учебная деятельность)
10. Как наиболее эффективно привлекать родителей к занятиям физкультурой в детском саду? (спортивные соревнования «Мама, папа, я спортивная семья!»)
Вопросы для второй команды
1. Мальчики и девочки? (дети)
2. Наука о воспитании и обучении?
3. Привычное положение тела человека в покое и при движении? Продолжительность подвижной игры в младшем возрасте? Коньки на лето?
4. Один за всех, и все за…
5. Приемы сбора детей при организации игровой деятельности? (звуковой сигнал – удар в бубен, хлопок в ладоши, голос; зрительный сигнал – взмах рукой, флажком и т. д.)
6. Цель обливания холодной водой? (закаливание)
7. Классифицируйте подвижные игры по основным видам движений (игры с ходьбой, бегом, ползанием, лазанием, метанием, прыжками)
8. Заминка в речи из-за судорожного сокращения мышц? (заикание)
«Умники»
Инструктор. Для каждой команды подготовлено по 2 ситуации. У каждого есть 1 минута, чтобы решить. За правильный, точный и полный ответ команда получает 5 баллов.
- 1 Ситуация такая: воспитатель предлагает детям, одетым в спортивную одежду, выстроиться в шеренгу и пойти в спортзал на физкультуру. Дети готовы идти в зал, но в группу приходит опаздывающая девочка. Учитель просит ее быстро переодеться. Выясняется, что у ребенка нет спортивной формы и обуви, она ходит в спортзал в обычной одежде. Одно из заданий на уроке - ползание по скамейке. Цепляясь за край скамейки, девушка случайно рвет платье. Ребенок сидит на скамейке, больше не учится, плачет, чем отвлекает остальных детей. Платье порвано, урок прерван. Настроение ребенка испорчено. Вечером родители объявляют воспитателю, что платье дорогое, и они потребуют за него компенсацию.
А теперь вопросы:
1. Виноват ли воспитатель в порче платья?
2. Каким должен быть выход из сложившейся ситуации?
3. Пострадали ли в этой ситуации остальные дети?
- Рассмотрим вторую ситуацию.
Воспитатель собирается с детьми в спортзал, на урок физкультуры. Все дети переоделись в спортивную форму и выстроились в очередь. До урока осталось несколько минут. Приходит мать с ребенком. У нее много вопросов, на которые она хочет немедленно получить ответы. Воспитатель пытается дать ответы на поставленные вопросы, но беседа не получается, так как дети начинают шуметь и баловаться. Разговор не получился, а время вышло. Учительница с детьми входит в зал очень поздно. Урок начинается. В середине урока дверь открывается, и мать вталкивает еще одного опоздавшего ребенка. Не хочет идти на урок, сопротивляется, отвлекает своим поведением детей и учителя. Пока воспитатель пытается наладить контакт с опоздавшим ребенком, в зал заходит следующая группа. Работа отменена. Дети идут в группу.
А теперь вопросы:
1. Кто виноват в случившейся ситуации?
2. Пострадали ли в данной ситуации остальные дети группы?
3. Что делать, если ребенок опоздал на занятие?
4. Можно ли было отправить детей одних в спортивный зал, а воспитателю продолжить разговор с мамой?
5. Когда, в какой форме родители могут получить необходимую информацию от воспитателей про своих детей?
«Давайте поиграем»
Инструктор. Давайте вспомним основные этапы проведения подвижной игры?
Сбор на игру
Создание интереса к игре
Организация играющих, объяснение игры
Определение ведущего, распределение ролей
Проведение игры
Окончание игры, подведение итогов.
Правила игры. Командам предлагается вытянуть название подвижной игры и организовать ее с коллегами, как с детьми.
«Проверь себя»
Тема «Физическое воспитание»
Инструктор. Вопросы:
1. Что является средствами физического воспитания?
Ответы: Физические упражнения : гимнастика, игры, спортивные упражнения, простейший туризм, спорт; психогигиенические факторы: режим, питание, сон,
2. Сколько частей выделяют в структуре физкультурного занятия? Назовите их.
Ответы: 3 части. 1. Вводная. 2. Основная. 3. Заключительная
Назовите продолжительность образовательной деятельности по физической культуре в младшей группе? (15 мин). В средней? (20 мин) В старшей группе? (25 мин) В подготовительной к школе группе? (30 мин).
3. Перечислите основные виды движений.
Ответы:
Ходьба, бег, прыжки
Метание, ловля-бросание
Ползание-лазание
Строевые упражнения
4. Назовите количество повторов при выполнении упражнений в младшей группе? (4-5). В средней? (4-6) в старшей группе? (5-8) в подготовительной к школе группе? (6-8)
5. В какой части занятия происходит нагрузки для детей.
Ответы:
вводная — разминка (должно наблюдаться повышение пульса, так как растут нагрузки);
основная, в ходе которой решается комплекс запрограммированных задач (на нее приходится пик физических нагрузок занятия и с нее начинается их спад);
заключительная, назначение которой - восстановить пульс и дыхание (за это время пульс должен восстановиться до первоначального).
6. Какие приемы используют при организации детей на подвижную игру.
7. Какие типы игр вам известно?
Подвижная игра
Игры малой подвижности
Игры с элементами спортивных игр
8. Основные задачи вводной части.
разучивание строевых упражнений;
освоение разных способов ходьбы и бега;
закрепление выполнения простых усвоенных движений (прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах);
развитие быстроты реакции и активизация внимания детей;
развитие динамической ориентировки в пространстве;
разминка стопы и предупреждение плоскостопия.
9. Назовите основной части. С помощью упражнений решаются следующие задачи:
педагог должен обеспечить формирование правильной осанки;
содействовать подготовке организма ребенка к нагрузке;
Основные движения включаются для первоначального разучивания, закрепления, для развития определенных физических качеств.
10. Назовите основные задачи заключительной части:
переход от интенсивной деятельности к спокойной, снижение физиологической нагрузки Это достигается включением малоподвижных игр и ходьбы в разном темпе.
«Подвижные игры»
Инструктор. Из какой игры эти строки:
«День наступает – все оживает. Ночь наступает – все замирает»
«Вот построили мы круг, повернемся разом вдруг…» «Вымыл ухо, вытер сухо!»
«Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься
«Готовятся к полету наши…. …. Мотор заводите и быстро летите» «Раздувайся большой, да не лопайся …» «Ну, попробуй нас догнать…» «Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят!»
Подведение итогов
Инструктор. Наш мастер-класс окончен. Сегодня было очень приятно пообщаться с командами. Вы много знаете о физической культуре, а если не знали, то сегодня точно узнали. Вы, уважаемые воспитатели, можете использовать эти знания в воспитании физической культуры ваших детей. Ведь только совместными усилиями можно вырастить крепких, бодрых, жизнерадостных, а значит, и здоровых детей.
Заключительное слово «Притча о здоровье»
«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы.
«Забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, сила познания, уверенность в себе. «Сухомлинский»
«Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить самостоятельно», — гласит восточная мудрость.
Задача педагогов научить детей покорять эту вершину.