Получи документы

Мастер-класс «Замещение»

Валентина Ивановна Напханюк
Мастер-класс «Замещение»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи мастер-класса :

1 этап: дать определение и понятие действия «замещения».

2 этап: показать педагогам, как изменяется работа по освоению действия «замещения» по всем возрастным группам, выдерживая лексическую сторону речи.

3 этап: работа с педагогами (подбор материала, какие вопросы необходимо подбирать для детей, рекомендации педагогам по заданной теме).

Оборудование: презентация «Мастер-класс»

Раздаточный материал: листы для педагогов с заданиями для каждой возрастной группе по теме.

Публикация «Мастер-класс „Замещение“» размещена в разделах

Ход мастер-класса :

1 этап.

Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов, т. е. начинается замещение одних предметов другими (реальных-условными).

2 этап.

Возрастная группа, номер НОД, цель НОД. Вопросы воспитателя к детям для помощи освоения действия «замещения» Предполагаемые ответы детей на вопросы по заданной теме. Рекомендации педагогам.

2 младшая группа

НОД №3

Цель: освоение действий замещения персонажей сказки : подбор заместителей по заданному признаку (величина).

Сказка «Три медведя» - Какой кружок будет как будто Михаил Иванович?

- Какой кружок будет как будто Настасья Петровна?

- Какой кружок будет как будто Мишутка?

Воспитатель договаривается с детьми, что когда они будут слушать сказку про трех медведей, дети будут показывать большой кружок, когда будет говориться о Михаиле Ивановиче или его чашке, ложке, кровати, стуле; средний- когда о Настасье Петровне и маленький- когда о Мишутке. -Самый большой кружок.

- Средний кружок.

- Самый маленький кружок. Воспитателю необходимо обращать внимание на то, чтобы дети правильно поднимали кружки и по ходу сказки помогать тем детям, которым трудно справится с заданием.

НОД №6

Цель: освоение действий замещения персонажей сказки по заданному признаку (цвет). Сказка «Лиса, заяц и петух» - Дети, кто жил в сказке «Лиса, заяц и петух»?

- Какой кружок будет вместо лисы?

- Какой кружок будет вместо зайца?

- Какой кружок будет вместо собаки?

- Какой кружок будет вместо медведя?

-Какой кружок будет вместо петуха?

Затем воспитатель рассказывает сказку, а дети показывают нужный кружок по ходу сказки.

Необходимо выдерживать последовательность сказки- лиса-заяц-собака-медведь-петух.

Дети с помощью заместителей могут показывать передвижение персонажей в соответствии с событиями, происходящими в сказке.

НОД №13

Цель: освоение действий замещения персонажей сказки по комплексным признакам (цвет и величина). Развитие двигательного моделирования: разыгрывание сказки с помощью заместителей. Сказка «Волк и семеро козлят» -Ребята, посмотрите на кружки, которые лежат у вас на столе и догадайтесь из какой сказки герои?

-Почему вы так думаете?

-Как вы думаете, каким кружком может быть вместо волка?

- Какой кружок может быть вместо козы?

-У нас много маленьких белых кружков, вместо кого они могли бы быть?

-Остался один кружок, вместо кого он мог бы быть?

Дети располагают на фланелеграфе в разных его концах домики козы и волка, а около них кружки соответствующего цвета и величины. Воспитатель рассказывает сказку, а дети показывают в ней действия с помощью передвижения кружков.

- Волка и козлята

- Много кружков- много козлят.

-Большой серый кружок.

-Волк большой и серый.

-Большой белый кружок. Коза белая.

- Это козлята.

- Красный кружок – это кузнец.

-Кузнец сделал голос волку. Дети могут помогать в рассказывании сказки, проговаривая отдельные реплики персонажей и песенку козы.

Средняя группа

НОД №5

Цель: освоение действия замещения : выбор заместителей по заданному признаку (цвет). Развитие умения пересказывать сказку, опираясь на заместители. Сказка «Смоляной бычок». Воспитатель показывает детям черный, коричневый, серый и белый кружки.

Воспитатель:» Давайте выберем, какой кружок вместо кого у нас будет»

Показывает черный кружок

-Вместо кого будет этот кружок?

Показывает коричневый кружок

-Вместо кого будет этот кружок?

-Вместо кого будет этот кружок? (серый кружок)

-Вместо кого будет этот кружок? (белый кружок)

Дополнительные вопросы:

- Что произошло со зверями?

- Почему прилип (медведь, волк, заяц?

-Что сделал бычок?

Разыгрывается сказка по эпизодам.

- Вместо бычка.

-Вместо медведя.

-Вместо волка.

-Вместо зайца.

-Медведь прилип к бычку. (так же с волком и зайцем)

- У бычка был бок из смолы.

-Бычок потопал домой.

Кружки должны быть расположены близко друг к другу (создать видимость склеивания).

Бычок—медведь,

бычок- волк,

бычок- заяц.

Отвечать на вопрос должен только тот ребенок, кому скажет воспитатель.

Если дети затрудняются ответить, то воспитатель задает дополнительные вопросы.

НОД №8

Цель: освоение действия замещения выбор заместителей по заданному признаку (величине).

Развитие умения пересказывать сказку, опираясь на заместители. Сказка

«Лисичка со скалочкой»

Воспитатель предлагает разыграть сказку. На фланелеграфе расположен бумажный домик, а в верхнем углу – четыре бумажных полоски разной длины. Воспитатель говорит детям, что они сейчас вспомнят, что было у лисички в начале сказки, что потом и что в конце сказки.

-Вместо чего может быть эта полоска? (короткая)

-Вместо кого может быть полоска большей длины?

-Вместо кого может быть самая длинная полоска?

-Какой кружок?

-Вместо кого может быть этот кружок?

Воспитатель первый показывает один эпизод сказки, затем просит одного из детей показать и рассказать эпизод из сказки. Так же разыгрывается вся сказка.

Дополнительные вопросы:

-Где шла лисичка?

-Что нашла лисичка?

-Куда пошла лисичка?

-Что сделала лисичка?

-Вместо скалочки.

-Вместо курочки.

-Вместо гусочки.

-Оранжевого цвета.

- Вместо лисы.

- по дороге

- скалочку

-лисичка пошла в деревню

-спрятала скалочку

Перед каждым разыгрыванием эпизода сказки все заместители возвращаются на место. Воспитатель предлагает ребенку самостоятельно выбрать ту полоску, которая может быть скалочкой (курочкой, гусочкой).

Воспитатель сам показывает каждый эпизод сказки, затем показывает ребенок. Если ребенок затрудняется ответить воспитатель задает необходимые дополнительные вопросы.

НОД №18

Цель: освоение действия замещения выбор заместителей по заданному признаку (размер). Развитие умения пересказывать сказку, опираясь на заместители.

Сказка «Рукавичка». На фланелеграф помещается большая бумажная рукавичка, в углу фланелеграфа – семь полосок разной длины. Воспитатель напоминает детям начало сказки.

-Кто самый маленький прибежал в рукавичку?

-Кто прибежал побольше?

(такие же вопросы по всем героям сказки). Воспитатель показывает полоски.

-Кто может быть самой маленькой полоской?

-Кто может быть полоской, которая длиннее?

Аналогично подбираются полоски к каждому герою сказки.

Воспитатель рассказывает любой эпизод из сказки, дети внимательно смотрят, потом повторяют эпизод сказки. После воспитатель берет самую короткую полоску, перемещает ее к рукавичке и кладет на рукавичку. Затем кладет на место и предлагает кому-нибудь из детей выйти и рассказать. Что здесь произошло и самому повторить это действие с заместителями. Аналогично повторить со всеми героями. В последнем эпизоде сказки заместитель собачки- коричневый кружок.

- первой прибежала мышка.

-прибежала лягушка

-полоска может быть мышкой

- полоска может быть лягушкой. Воспитатель помогает ребенку наводящими вопросами, если ребенок затрудняется рассказать эпизод сказки.

Воспитатель показывает только один эпизод сказки, остальные эпизоды дети показывают самостоятельно.

НОД №21

Цель: освоение действия замещения выбор заместителей по заданным признакам (цвет, форма, величина). Развитие умения пересказывать сказку с опорой на заместители.

Сказка «Два жадных медвежонка» Воспитатель предлагает поиграть в сказку. На фланелеграфе располагают заместители.

-Какой герой сказки может быть вместо большого коричневого кружка?

-Почему ты так думаешь?

- Какие герои сказки могут быть вместо маленьких коричневых кружков?

-Почему вы так решили?

-Какой герой сказки может быть вместо оранжевого кружка?

-Почему вы так думаете?

- Вместо кого может быть желтый квадрат?

Затем разыгрывается сказка по эпизодам.

- мама медведица.

- медведица коричневого цвета и она большая.

-это медвежата

- медвежата маленькие и коричневые

- это будет лиса.

- Лиса большая и оранжевая.

- вместо сыра

Воспитатель по необходимости дополнительными вопросами помогает детям разыгрывать сказку по заместителям.

Обратить внимание детей на желтый квадрат, он другой формы, чем другие заместители, так как не герой сказки, а предмет (еда).

НОД №25

Цель: освоение действия замещения выбор заместителей по заданному признаку (цвет) Воспитатель предлагает разыграть сказку.

На фланелеграфе расположены атрибуты к сказке (два домика- Красной Шапочки и бабушки, дорожка между ними и елочки- лес)

Воспитатель показывает цветные кружки и дети последовательно выбирают героев сказки.

- Какой герой сказки может быть красным кружком?

-Почему ты так думаешь?

-Какой герой сказки может быть серым кружком?

-Какой герой сказки может быть белым кружком?

-Какой герой может быть голубым кружком?

- Какие герои сказки могут быть коричневыми кружками?

Заместители располагают в углу фланелеграфа. Затем с детьми обсуждается, где домик Красной шапочки, а где –бабушкин домик, и где лес.

Разыгрывается сказка по эпизодам.

- Это Красная Шапочка.

- Она носила красную шапочку.

-серый волк

- это будет бабушка.

- это будет мама Красной Шапочки

-Это дровосеки. После каждого эпизода сказки воспитатель возвращает заместители на место. В случае затруднений воспитатель помогает детям наводящими вопросами.

Старшая группа

НОД №6

Цель: развитие действия замещения выбор заместителей по заданным признакам (цвет, форма, размер). Развитие умения рассказывать сказку с опорой на заместители.

Сказка «Гу-си- лебеди» Дети сидят пере фланелеграфом, на одном конце закреплен домик белого цвета, на другом – домик черного цвета.

- Выберите домик, в котором живут Маша и Ваня и обоснуйте свой выбор.

- Как вы думаете, в каком домике могла бы жить Баба Яга?

-Обоснуйте свой выбор.

Воспитатель обращает внимание на кружки разного цвета и величины.

- Кто из героев сказки мог бы быть белого цвета?

- А кто из них мог бы быть большими белыми кружками?

-Кто из них могли быть маленькими белыми кружками?

- Почему вы так думаете?

-Какого цвета кружок?

-Кто из героев сказки мог быть черным кружком?

-Почему вы так думаете?

- Вместо кого будут серые кружки?

- Кто из героев сказки могут быть серого цвета?

- Это кружок какого цвета?

-Кто из героев сказки может быть красным?

-Почему вы для печки выбрали красный кружок?

-Кто из героев сказки может быть зеленым кружком?

- Почему вы так решили?

-Кто из героев сказки может быть коричневым кружком?

-Кто из героев сказки может быть розового цвета?

- А почему розового цвета, а не синего?

После обсуждения распределяются роли. Дети исполнители берут себе цветные кружки в соответствии с ролью. Воспитатель рассказывает сказку, а дети по ходу сказки подходят к фланелеграфу и произносят свои слова и действия.

-Ваня и Маша живут в белом домике.

-Они дети, они добрые. маленькие, хорошие т. д.

- В черном домике может жить Баба Яга.

-Баба Яга злая, поэтому и домик у нее черного цвета (нехорошая, вредная и т. д.)

-Пусть это будет мать и отец, Маша и Ваня

- мать и отец Вани и Маши.

- это Ваня и Маша

-Отец и мать большие, взрослые, а Ваня и Маша маленькие, дети.

-Черный кружок

- это Баба Яга

- Она злая, не добрая, нехорошая.

- серое кружки – гуси-лебеди.

- их много и гуси-лебеди серые.

-это красный кружок.

- это может быть печка

- печка горячая, в печке горит огонь. Она печет пирожки

- этот кружок будет яблоней.

- у яблони зеленые листочки.

-этот кружок будет ежиком, потом, что он коричневого цвета.

- этот кружок будет речкой.

- в сказке «молочная река, с кисельными берегами», а кисель розового цвета.

Цвет кружков предлагается детям по замыслу сказки (белые-серые-красный-зеленый-розовый-коричневый-черный).

Если дети затрудняются ответить на вопросы, воспитатель, при помощи дополнительных вопросов помогает детям.

НОД №9

Цель: развитие действия замещениявыбор заместителей по заданному признаку (цвет). Развитие умения пересказывать сказку с опорой на заместители.

Сказка «Крылатый, мохнатый и масляный» На фланелеграфе расположены силуэты домика и деревьев, обозначающих лес. Дети вместе с воспитателем распределяют заместители между персонажами сказки.

-Кем из героев сказки может быть этот кружок?

-Кем из героев сказки может быть этот кружок?

-Кем из героев сказки может быть этот кружок?

-Кем из героев сказки может быть этот кружок?

После распределения заместителей по эпизодам разыгрывается сказка.

- серый кружок в сказке будет мышь.

-коричневый кружок в сказке будет воробьем.

- желтый кружок будет блин.

- оранжевый кружок будет лиса, она оранжевая. Рыжая. Дети по очереди рассказывают сказка перемещая заместители по фланелеграфу.

После рассказывания сказки можно показать еще один кружок (герой) и попросить придумать еще одну ситуации по сюжету сказки.

НОД №13

Цель: развитие действия замещения- выбор заместителей по заданному признаку (цвет, размер). Развитие умения пересказывать сказку с опорой на заместители.

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» На фланелеграфе размещены контурные изображения домика и речки.

Воспитатель вместе с детьми распределяют заместители между персонажами сказки.

-Какой кружок будет вместо сестрицы Аленушки?

- Какой кружок будет вместо братца Иванушки?

-Какой кружок будет вместо купца?

- Какой кружок будет вместо ведьмы?

-Какие кружки будут вместо копытца?

Разыгрывается сказка по заместителям

- вместо сестрицы Аленушки будет большой белый кружок.

-вместо братца Иванушки будет маленький белый кружок.

- вместо купца будет красный кружок.

-вместо ведьмы будет черный кружок.

- вместо копытца будут коричневые кружки. Сказка разыгрывается по эпизодам

(один эпизод- один ребенок).

По возможности разыгрывается вся сказка.

Анализ способа «замещения» по всем возрастным группам.

Во второй младшей группе по освоению способа «замещения» детьми поставлена задача: развитие у детей принятия замещения персонажей сказки и отдельных предметов. Прежде всего детям дается задание на принятие замещения предметов по заранее выделенному признаку. Например, при повторном рассказывании сказки «Три медведя», медведи были заменены тремя кружочками коричневого цвета разной величины, которые должны быть у каждого ребенка. Дети должны просто поднять кружочек соответствующей величины, когда в сказке речь шла о большом медведе- Михаиле Ивановиче, о среднем-Настасье Петровне о маленьком- Мишутке. Поэтому во второй младшей группе работа с заместителями связана с тем, что замещение основывается на внешних, хорошо выделяемых всеми детьми признаках объекта.

В средней группе, когда освоение детьми принятия заместителей позволило перейти к обработке их использования. Дети уже самостоятельно должны распределить заместители в соответствии с персонажами сказки и воспроизвести с ними на игровом поле основные действия, происходящие в сказке. Примером этого может служить разыгрывание знакомой детям сказки «кот, петух и лиса». Первоначально дети словесно выделяют признак для подбора заместителей (таким признаком является внешний вид персонажей, а именно основной их цвет) а затем распределяют заместители между персонажами сказки. Затем дети разыгрывают сказку при помощи заместителей под рассказывание сказки воспитателем. Таким образом, разыгрывается несколько сказок, чтобы дети смогли перейти от манипулирования заместителями к осмысленному двигательному моделированию.

Далее, уже в старшей группе, работа с заместителями проводилась на большом фланелеграфе, где после распределения заместителей между героями сказки, один ребенок разыгрывал нужный эпизод сказки под рассказывание этой сказки воспитателем, но ребенок тоже может проговаривать слова из сказки (например, слова братца Иванушки «костры горят). Также усложняются и разыгрываемые сказки.

Публикации по теме:

«Чтобы ягодка росла…» Мастер-класс изготовления текстильной клубники«Чтобы ягодка росла…» Мастер-класс изготовления текстильной клубники Как поётся в любимой мною детской песенке:"Чтобы ягодка росла в сыр-бору, Её нянчила роса поутру. " Так и мы нянчим свои ягоды в саду,.

«Мы за мир!» — фотоотчет детского мастер-класса«Мы за мир!» — фотоотчет детского мастер-класса 9 мая – самый важный день в истории России. Это праздник великой Победы, со слезами на глазах и болью в сердце. В нашей старшей группе мы.

Мастер-класс для родителей «Я хочу помочь своему ребёнку говорить правильно» Прошедший учебный год я работала по своему второму образованию - учителем-логопедом в ДОУ, поэтому не было времени выкладывать, да и почти.

Мастер-класс для воспитателей «Чтобы шея не болела»Мастер-класс для воспитателей «Чтобы шея не болела» Часто бывает, что к вечеру устает и болит шея. Предлагаемый комплекс упражнений не требует специального помещения, спортивной одежды и.

Мастер-класс «Книга для ребенка своими руками. Детям о сотворении мира в картинках»Мастер-класс «Книга для ребенка своими руками. Детям о сотворении мира в картинках» Для участия в конкурсе «Православная книга своими руками», мы с моим сыном Андреем (6 лет) и дочкой Марией (3 года, смастерили книгу из.

Мастер-класс с родителями воспитанников «Как побуждать ребенка правильно держать карандаш» Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в режимных моментах в контексте ФГОС ДО (из опыта работы в период адаптации.

Учебные задания по русскому языку для учащихся 1 класса, направленные на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС Задание 1. Задание направлено на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии. УМК «Школа России». Русский язык. 1.

Сценарий мастер-класса «Кукла-помощница» Дидaктическая куклa «Алёнушка» 1-ый воспитатель: Фея знaла свое дело, И, летaя в небесах, Днем и ночью, то и дело Совершала чудесa. 2-ой.

Сценарий мастер-класса Сценарий мастер класса. 1. Актуализация знаний Участники образуют круг… Она-начиналась с фигового листка и заканчивается, когда фиговый листок.

Сценарий мастер-класса «Игровое сольфеджио» Программа: Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Игровое сольфеджио», срок реализации.

Автор публикации:
Мастер-класс «Замещение»
Опубликовано: 12 октября 2016 в 22:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Замещение»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ивановна Напханюк (УИ 446330) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД