Виктория
Маркеры игрового пространства как составляющее звено развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Маркеры игрового пространства, как составляющее звено развивающей предметно – пространственной среды.
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно– пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС.
Публикация «Маркеры игрового пространства как составляющее звено развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
- Маркеры игрового пространства, ширмы для игр
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Почему же именно к развивающей среде ДОУ предъявляются такие высокие требования? Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности, источником знаний, социального опыта и развития. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, поэтому в целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, предметно-развивающая среда должна обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности.
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А П. Усова, Е. А. Панько) говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, поэтому в целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, предметно-развивающая среда должна обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности.
Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для занятия индивидуальной деятельностью. Проектирование современной развивающей предметно-пространственной среды невозможно без создания маркеров игрового пространства нового типа.
Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра) и решается проблема.
Детально изучив требования к созданию предметно-развивающей среды и проанализировав существующие условия в группе, поставила себе задачу создать такую предметно – игровую среду в группе, которая обеспечивала бы ребёнка всевозможным материалом для его активного участия в различных видах деятельности. В связи с этим, целью моей работы, стало создание нового многофункционального маркера игрового пространства, который оптимально соответствующего современным педагогическим требованиям, а это:
- полифункциональность - обеспечивает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, пр.);
- доступность - свободный доступ детей к маркеру и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасность - соответствует всем требованиям по обеспечению безопасности их использования;
- трансформируемость - можно построить разнообразные масштабные объекты (корабль, машина, террариум, цирк, зоопарк, космический корабль и др., что эффективно реализует новые современные подходы к организации образовательного пространства ДОО;
- материалы и оборудование отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
- включает предметы оперирования, игрушки-персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства, наглядные пособия с изображением предметов и окружающей обстановки.
Используя многофункциональные маркеры, дети самостоятельно организовывают и преобразовывают игровое пространство, решают поставленные цели и задачи. Многофункциональность маркеров позволяет преобразовывать один и тот же маркер при решении разных проблем, что эффективно реализует новые современные подходы к организации образовательного пространства ДОО.
Применение маркеров игрового пространства при решении проблемных ситуаций позволит влиять на развитие эмоциональной сферы ребенка, активизировать самостоятельную познавательную деятельность дошкольников, повысить уровень коммуникативных навыков, повысить самооценку, создать условия для обучения в разных видах деятельности.
Использование маркеров игрового пространства для решения проблемных ситуаций способствует развитию познавательной активности, умению высказывать свою точку зрения, находить пути решения, креативность мышления, воображение, способность к формированию инициативы, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Помимо развивающего характера нельзя не отметить их другое достоинство – они очень удобны в использовании и не занимают много места при хранении.
Данные полученные в результате педагогических наблюдений, позволяют утверждать, что такой метод организации образовательной среды, как «Многофункциональные маркеры игрового пространства», являются эффективным средством реализации ФГОС ДО, что способствует созданию условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, гармоничного развития и становления его личности.
Многофункциональные маркеры игрового пространства могут быть использованы любым педагогом в соответствии с теми образовательными задачами, которые он перед собой поставил. Многофункциональность маркеров служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Благодаря такой простой методике, применению многофункциональности маркеров, можно добиться значительных результатов в развитии самооценки ребенка, его творческих способностях, умении решать проблемы разными способами, расширять представления об окружающем мире.
Мир детства должен быть ярким, красочным, активным, любознательным, познавательным и побуждать в детях самые разные эмоции, управлять которыми мы должны их научить.