Елена
Мандалатерапия в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МАНДАЛАТЕРАПИЯ или «Волшебный круг», дающий возможность погружаться в свой внутренний мир на ту глубину, к которой ты готов «здесь и сейчас», безопасно исследовать свою личность, а значит, лучше себя чувствовать и осознавать.
Уважаемые педагоги!
В этом учебном году я стала использовать в работе с детьми один из способов арт-терапии – Мандалатерапию. Это один из инструментов для оздоровления и исцеления психики, естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей и взрослых.
Публикация «Мандалатерапия в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Слово ма ндала в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание».
Слово ма ндала в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание».
Метод мандалатерапии представляет собой процесс рисования мандал, раскрашивания специальных матриц мандал, созерцания мандал и иных взаимодействий человека с мандалами (рассматривание). Приведем пример с рисованием мандалы. Допустим, у человека есть какой-то внутренний неразрешенный конфликт. Он, следуя своим чувствам и ощущениям, интуитивно, а, не основываясь на каких-либо логических умозаключениях, выбирает цвета и их сочетания для отрисовки своей мандалы, таким же путем находит и символику для нее (узоры, фигуры и т. д.) и рисует мандалу. Полученная мандала всегда соответствует его настоящему психоэмоциональному состоянию. Затем он также интуитивно подбирает цвета и символику для другой мандалы, рисование которой будет способствовать разрешению его конфликта. В дальнейшем его задачей становится периодическая отрисовка его личной "терапевтической" мандалы.
Мандалотерапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать. Поэтому эта техника может быть использована без ограничений детьми и взрослыми.
Развитие эмоций у дошкольников остается актуальной проблемой на сегодняшний день. Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений. Для того чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных детей, развить у них навыки саморегуляции.
Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, с бессознательным. Рисование мандалы способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознаванию нюансов различных звуков, развитию интуиции и эмоционально-чувственного мира, т. е. становлению творческой личности.
Созерцание мандал. Только при систематическом созерцании мандал можно говорить о переменах. Систематических – это как минимум каждый день по 15-20 минут 30 дней подряд.
Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными). Одну и ту же мандалу можно раскрасить по-всякому, много раз, и выглядеть они будут совершенно по-разному.
Рисование и создание собственных мандал из ниток, цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала и т. д.
Правила работы с детьми при использовании мандал-раскрасок :
1. Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).
2. Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.
3. На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.
4. Практикуется использование музыкального сопровождения.
5. Взрослый не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.
6. Взрослый следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.
7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.
8. После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы)