Папки-передвижки

Малые жанры детского фольклора

Светлана Давыдова
Малые жанры детского фольклора

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка.

Публикация «Малые жанры детского фольклора» размещена в разделах

Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка.

Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. В процессе развития ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение.

В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку для развития детей.

Также эффективно использовать малые формы народного фольклора при обучении детей в самостоятельной деятельности при досуге, на занятиях, конкурсах, развлечениях, театрализации, обрядовых праздниках. Это повышает интерес к устному народному творчеству.

2. Жанровое многообразие детского фольклора, его возрастная направленность, особенности художественной формы:

А) колыбельные песни,

Колыбельные песни – это самый древний жанр устного народного творчества. Небольшое музыкальное лирическое произведение.

Глубокое понимание колыбельной песни дает возможность лучше понять красоту и выразительность изучаемого языка, формирует первый словарный запас ребенка, образует картину мира, выраженную в слове.

Последние исследования, показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонематическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.

Знакомство с колыбельными песнями поможет детям вырасти уравновешенными и доброжелательными людьми.

Б) произведения прибауточного жанра,

Прибаутка –этонебольшое смешное произведение, или отдельное выражение, чаще всего рифмованное.

Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей.

Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов – в виде диалога.

Так малышу легче воспринимать переключение действий с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей.

Множество прибауток, известных сегодня, являются плодами русского народного творчества, дошедшими до нас из глубины веков.

Эти словесные формы несут в себе огромный положительный потенциал, переданный детям нашими предками.

В) считалки,

Считалки - это еще один малый жанр детского фольклора. Считалкой называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап.

Кто не помнит считалок своего детства «Заяц белый, куда бегал?»,

«Эники, бэники, ели вареники.» - и т. п. Сама возможность играть словами привлекательна для детей. Это жанр, в котором они наиболее активны как творцы: нередко привносят в готовые считалки новые элементы.

Г. С. Виноградов называл рифмы считалок нежными, задорными, подлинным украшением считалочной поэзии.

Г) скороговорки.

Скороговорка — это фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.

Они бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Пример рифмованной скороговорки:

Ехал грека через реку.

Видит грека - в реке рак.

Сунул грека руку в реку.

Рак за руку грека - цап!

Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции, и широко применяется учителями и дефектологами.

Скороговорки считаются очень эффективным методом избавления от дефектов речи, способствуют развитию правильной речи.

3. Афористические жанры народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, их происхождение, назначении, художественное своеобразие.

К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры. Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia – притча1).

Пословицы и поговорки, как произведения народного творчества, близки друг к другу по своим художественным признакам.

К общим признакам пословиц и поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения. 4

Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.

Пословицы складывались во всех слоях населения, но больше всего в крестьянской среде, как основной носительнице национальной народной культуры. Годовой цикл крестьянского труда отразился в пословицах "до поры до времени не сеют семени", "доброе семя, добрый и всход".

Пословицы возникали и в среде ремесленников – "без топора – не плотник, без иглы – не портной", и в среде бурлаков – "нужда научит калачи есть".

В пословицах и поговорках применяются различные художественно-изобразительные средства и приемы: сравнения ("чужая душа – что темный лес", метафоры, олицетворения ("хмель шумит – ум молчит", "ставить палки в колеса", антитезы, т. е. противопоставления ("корень учения горек, да плод его сладок", гиперболы ("из кожи вон лезть", "в трех соснах заблудиться"). Встречается в пословицах и художественный прием – тавтология6 ("от добра добра не ищут", "слыхом не слыхано, видом не видано").

Пословицы ритмичны. В них рифмуются отдельные слова ("без труда не вынешь и рыбку из пруда", отдельные части или вся пословица ("на чужой каравай рта не открывай, а пораньше вставай да свой затевай"). Они разнообразны по форме высказывания. В них может быть включен монолог или диалог ("из лука не – мы, из пищали – не мы, а попить да поплясать против нас не сыскать", "Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, пойди вино пить! – Ох, дай оболокусь да как-нибудь доволокусь").

Пословицы и поговорки – это образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни, народных представлениях и идеалах, моральных устоях.

Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной поэзии в глубокой древности, бытуют в течение многих веков и играют бытовую и

Публикации по теме:

Дидактические карточки для дошкольников «Литературные жанры»Дидактические карточки для дошкольников «Литературные жанры» Цель: познакомить детей с основными литературными жанрами, научить определять их и находить различия между ними. Порой очень трудно объяснить.

Фотоотчет «Малые олимпийские игры»Фотоотчет «Малые олимпийские игры» За летний период в детском саду проводим большое количество различных спортивных игр. На площадке мы играем не только в традиционные игры.

Фотоотчёт «Малые Олимпийские игры»Фотоотчёт «Малые Олимпийские игры» 20 января 2018 года на территории детского сада прошел спортивный праздник посвященным " малым Олимпийским играм" в рамках. Дня зимних.

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Актуальность мероприятий с использованием детского игрового фольклора в музыкальном воспитании детейАктуальность мероприятий с использованием детского игрового фольклора в музыкальном воспитании детей Существуют различные разработки, методики, позволяющие развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности. Единственная цель раннего.

Фотоотчет «Малые олимпийские игры в ДОУ»Фотоотчет «Малые олимпийские игры в ДОУ» В нашем детском саду, традиционно, в сентябре проходят Малые Олимпийские игры. По руководством ИФК Шаламовой Н. Н. дети проходят испытания.

Пособие по ИЗО «Жанры живописи»Пособие по ИЗО «Жанры живописи» Изодеятельность в детском саду является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников, ведь каждый ребёнок по своей природе.

Презентация «Жанры русской народной песни»Презентация «Жанры русской народной песни» Презентация «Жанры русской народной песни» У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Малые жанры детского фольклора
Опубликовано: 18 сентября 2024 в 19:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Малые жанры детского фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Давыдова (УИ 2781193) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 апреля 2025 среда
Осваиваем декупаж!
День рождения Прокофьева С. С
1891г.
День рождения У.Шекспира
1564 г.
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД