Светлана Давыдова
Малые жанры детского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.
Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка.
Публикация «Малые жанры детского фольклора» размещена в разделах
Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка.
Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. В процессе развития ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение.
В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку для развития детей.
Также эффективно использовать малые формы народного фольклора при обучении детей в самостоятельной деятельности при досуге, на занятиях, конкурсах, развлечениях, театрализации, обрядовых праздниках. Это повышает интерес к устному народному творчеству.
2. Жанровое многообразие детского фольклора, его возрастная направленность, особенности художественной формы:
А) колыбельные песни,
Колыбельные песни – это самый древний жанр устного народного творчества. Небольшое музыкальное лирическое произведение.
Глубокое понимание колыбельной песни дает возможность лучше понять красоту и выразительность изучаемого языка, формирует первый словарный запас ребенка, образует картину мира, выраженную в слове.
Последние исследования, показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонематическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.
Знакомство с колыбельными песнями поможет детям вырасти уравновешенными и доброжелательными людьми.
Б) произведения прибауточного жанра,
Прибаутка –этонебольшое смешное произведение, или отдельное выражение, чаще всего рифмованное.
Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей.
Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов – в виде диалога.
Так малышу легче воспринимать переключение действий с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей.
Множество прибауток, известных сегодня, являются плодами русского народного творчества, дошедшими до нас из глубины веков.
Эти словесные формы несут в себе огромный положительный потенциал, переданный детям нашими предками.
В) считалки,
Считалки - это еще один малый жанр детского фольклора. Считалкой называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап.
Кто не помнит считалок своего детства «Заяц белый, куда бегал?»,
«Эники, бэники, ели вареники.» - и т. п. Сама возможность играть словами привлекательна для детей. Это жанр, в котором они наиболее активны как творцы: нередко привносят в готовые считалки новые элементы.
Г. С. Виноградов называл рифмы считалок нежными, задорными, подлинным украшением считалочной поэзии.
Г) скороговорки.
Скороговорка — это фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.
Они бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Пример рифмованной скороговорки:
Ехал грека через реку.
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека - цап!
Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции, и широко применяется учителями и дефектологами.
Скороговорки считаются очень эффективным методом избавления от дефектов речи, способствуют развитию правильной речи.
3. Афористические жанры народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, их происхождение, назначении, художественное своеобразие.
К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры. Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia – притча1).
Пословицы и поговорки, как произведения народного творчества, близки друг к другу по своим художественным признакам.
К общим признакам пословиц и поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения. 4
Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.
Пословицы складывались во всех слоях населения, но больше всего в крестьянской среде, как основной носительнице национальной народной культуры. Годовой цикл крестьянского труда отразился в пословицах "до поры до времени не сеют семени", "доброе семя, добрый и всход".
Пословицы возникали и в среде ремесленников – "без топора – не плотник, без иглы – не портной", и в среде бурлаков – "нужда научит калачи есть".
В пословицах и поговорках применяются различные художественно-изобразительные средства и приемы: сравнения ("чужая душа – что темный лес", метафоры, олицетворения ("хмель шумит – ум молчит", "ставить палки в колеса", антитезы, т. е. противопоставления ("корень учения горек, да плод его сладок", гиперболы ("из кожи вон лезть", "в трех соснах заблудиться"). Встречается в пословицах и художественный прием – тавтология6 ("от добра добра не ищут", "слыхом не слыхано, видом не видано").
Пословицы ритмичны. В них рифмуются отдельные слова ("без труда не вынешь и рыбку из пруда", отдельные части или вся пословица ("на чужой каравай рта не открывай, а пораньше вставай да свой затевай"). Они разнообразны по форме высказывания. В них может быть включен монолог или диалог ("из лука не – мы, из пищали – не мы, а попить да поплясать против нас не сыскать", "Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, пойди вино пить! – Ох, дай оболокусь да как-нибудь доволокусь").
Пословицы и поговорки – это образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни, народных представлениях и идеалах, моральных устоях.
Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной поэзии в глубокой древности, бытуют в течение многих веков и играют бытовую и