Получи документы

Малые литературные жанры как средство речевого развития у детей дошкольного возраста (план + введение)

Стелла Плетнева
Малые литературные жанры как средство речевого развития у детей дошкольного возраста (план + введение)
▼ Скачать + Заказать документы

План

Введение…. 3 - 8

Глава I. Формирование правильной речи ребенка посредством произведений устного малого жанра

1.1. Особенности развития речи детей…. 9 – 15

1.2. Обзор психолого–педагогической и методической литературы с развитием речи детей …. … … 16 – 19

1.3. Влияние произведений устного малого жанра творчество и развития речи детей …. … 20 – 30

1.4. Методика использования произведений устного малого жанра в работе с детьми по развитию речи…. …. 31 – 37

Заключение ….… 38 – 40

Публикация «Малые литературные жанры как средство речевого развития у детей дошкольного возраста (план + введение)» размещена в разделах

Библиография … 41 – 44

Введение

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольный возраст особенно сензитивен к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Психологи и педагоги (дидакты) отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева)[4,8]. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.

К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств воспитания речи детей (игры, упражнения, художественные произведения и другие).[12] Малые фольклорные жанры одни из них. Многозначность народного искусства для развития личности раскрыли еще такие видные педагоги как Ушинский К. Д., Сорока – Русинский В. Н. Главными хранителями фольклора были русские женщины – крестьянки, матери, бабушки, няни, кормилицы, гусляры, люди рассказывающие сказки. В защиту детского фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие наши писатели. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги как Флерина, Е. А. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова. В. П. Аникин высоко оценивал роль колыбельных в музыкальном и речевом воспитании, так как пение песен приучает ухо младенца различать тональность слов, овладевает некоторыми элементами содержания этих песен. [8,17]Социально бытовой аспект пословиц и поговорок раскрыли В. И. Адрианова – Перец, Н. А. Дмитриева, С. Г. Лазутин, В. И. Чичепов, Ю. Г. Илларионова во всей красе представляют нам развивающие возможности загадки, рожденной в недрах народной смекалки, наблюдательности. Психологи Л. Н. Павлова, Н. Н. Палагина столь высоко ценили активизированные воздействие малых фольклорных форм, что предлагали с их помощью решать проблемы социализации детей дошкольного возраста.

Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с первых дней жизни ребенка. Это колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми (“Сорока”, “Ладушки”, “Коза” и другие, потешки, загадки, сказки. [1] Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Еще древнегреческий философ Аристотель отмечал, что у детей губы служат для сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой греческий философ Гиппократ считал, что воздух производит звук, голова резонирует, язык артикулирует. Большое внимание проблеме развития речи уделял Л. С. Выготский. Идеи Высотского продолжают разрабатываться многими психологами, его учениками и последователями (Л. М. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Эльконеным).[4,8]

В практике дошкольного образования можно наблюдать такую картину: при ознакомлении дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты, кое-где уже обучают чтению. Занятия по развитию речи отводятся на второй план.

Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. [8] Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).

Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, Л. С. Выготского.

Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю. Г. Илларионова, Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, А. М. Бородич, С. С. Бухвостова, О. С. Ушакова, А. П. Усова, А. Я. Мацкевич, И. В. Черная, К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский, Е. Н. Водовозова, М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко, Н. В. Шайдурова, О. И. Давыдова, Н. В. Казюк. [4]

В настоящее время появилось достаточно большое количество различных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Но и в этих программах также не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

И так, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора.

Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Решение данной проблемы определило выбор темы «Малые литературные жанры как средство речевого развития детей дошкольного возраста».

Проблема исследования – каково влияние малых литературных жанров на развитие речи детей дошкольного возраста.

Объект исследования – влияние малых литературных жанров на развитие речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс речевого развития детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Цель исследования – выявить оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей дошкольного возраста повышается, если:

- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста.

2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

3. Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.

Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Ф. А. Сохин, А. М. Бородич); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д. Б. Эльконин, А. Н. Гвоздев, Л. С. Выготский).

Теоретическая значимость исследования – заключается в обобщении и систематизации материала по теме исследования, определении основных направлений по влиянию малых жанров на развитие речи детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования - заключается в возможном использовании материалов исследования в работе воспитателя, психолога, родителей.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 5–7 лет (ОНР — III уровень речевого развития) Содержание коррекционной работы 1. Обследование всех сторон речи (арт. моторики, звукопроизношения, фонем, слуха, словарного запаса, слогового.

Презентация «Формирование правильной речи у детей с ОНР» В данной презентации рассматривается, что такое лексико-грамматический строй речи, как развивается речь у дошкольников, как строить работу.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Малые литературные жанры как средство речевого развития у детей дошкольного возраста (план + введение)
Опубликовано: 7 февраля 2015 в 19:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Малые литературные жанры как средство речевого развития у детей дошкольного возраста (план + введение)» (включая файлы) размещена пользователем Стелла Плетнева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД