Ирина Иванченко
«Маленький эколог». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Маленький эколог
МАЛЕНЬКИЙ ЭКОЛОГ
Подготовила воспитатель 1-й младшей группы МБДОУ детский сад № 18 р. п. Мухен: Иванченко Ирина Владимировна
Главная цель экологического воспитания – формирования начал экологической культуры, т. е. бережного отношения ребёнка к природе, себе и окружающим людям.
Публикация «„Маленький эколог“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание дошкольников следует начинать с наблюдения, чтобы понять, как дети относятся к природе, животным, растениям. Отметить, интересуются ли дети уголком природы, обратить внимание на практические действия детей (как положительные, так и отрицательные, направленные на живые объекты, игры с использованием природного материала, фиксировать их высказывания о природе.
Наблюдения выявляют негативное отношение к живым существам у некоторых детей (увидев ползущих по земле муравьёв, жучков, они их затаптывают, а летающую бабочку стремятся поймать, неумелость и неосознанность их действий по уходу за растениями.
Большинство детей проявляют положительное отношение к объектам природы, но избирательное, т. е. только к тем, которые им привлекательны. Они стараются ухаживать за цветами, животными, но их привлекает только сам процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата, важного для жизни растений и животных.
Но есть и такие дети, у которых выражена положительная направленность: отсутствие негативных проявлений, охотный отклик на предложения помочь живому, знание правил поведения в природе.
Важный компонент экологического воспитания – правильная организация природного уголка. И хотя программы дошкольного образования рекомендуют определённое количество растений и видовое разнообразие в каждой возрастной группе, с точки зрения экологического воспитания не имеет значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое – растения должны хорошо себя чувствовать. Наблюдая за ними, ребёнок начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили или нет, поставили на солнце или в тень. При систематическом общении с растениями ребёнок делает для себя открытие, что внешние показатели (цвет, форма, размер и другие параметры) – прежде всего показатели степени благополучия растений. Научившись понимать состояние растений ребёнок будет им сочувствовать, оберегать. Сохранять их.
Ещё один важный компонент в экологическом воспитании дошкольников – игровая деятельность. Ведь овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанного, правильного отношения к растительному и животному миру. У детей ещё преобладают сказочные представления о живой природе. Поэтому для обучения используются различные игровые элементы: сюжет, воображаемая ситуация, ролевые действия, и своеобразные игровые элементы в обучении – игрушки, литературные персонажи, герои мультфильмов.
Работу можно строить на игровых обучающих ситуациях с игрушками разного типа: игрушки-аналоги, персонажи литературных произведений. Такие ситуации используются в разных формах работы с детьми: наблюдениях, занятиях, ведении различных календарей, целевых прогулках и экскурсиях.
Только с помощью взрослых ребёнок может понять, как жизнь растения или животного зависит от наличия тепла, света, воды. Если вместе со взрослым «учить» этому дошкольника, будет сказочный персонаж, например Чиполлино, Буратино или доктор Айболит, то он скорее полюбит природу, будет сочувствовать ей так, как это делают сказочные герои.
Длительной и кропотливой, но очень интересной и познавательной в экологическом воспитании является работа по созданию и выращиванию «огорода на окне». Его можно сделать в форме «Домика в деревне» как в нашей группе – где всё, как настоящее: есть и дедушка с бабушкой, и домик, и грядки. У детей есть возможность в течение длительного периода наблюдать за растениями, ухаживать за ними, делать зарисовки и осуществлять опытно-экспериментальную деятельность. А помогут им в этом опять же сказочные персонажи: Чиполлино, который учит ребят сажать лук и овёс; Доктор Айболит, который проверяет, правильно ли развиваются растения и что следует сделать для их хорошего роста и т. д.
В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому в самых различных ситуациях можно накапливать и расширять знания дошкольников – уточнять с ними форму, цвет, запах, размер и т. д. объекта природы. Здесь большое поле деятельности для опытно-экспериментальной работы. Можно создать картотеку опытов в живой и неживой природе. А помогать проводить опыты будет Карлсон и Незнайка. Которые очень часто чего-то не знают и попадают в сложное положение – и тогда нужны необходимые знания и помощь ребят. Дошкольники начинают их учить. Из обучаемых, превращаются в обучающих, благодаря чему активизируется их умственная деятельность.
Дошкольник – ребёнок, который хочет играть. Поэтому своеобразным игровым элементом в обучении служат игрушки, изображающие растения и животных, т. е. игрушки-аналоги. Главный смысл использования такого рода игрушек сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера. Например, при организации наблюдений за рыбками в аквариуме, попугаем в клетке. Мы не можем взять их в руки, а с игрушками аналогами дети могут поиграть, что особенно важно для младших дошкольников.
Дети очень любят играть в путешествия, в процессе которых узнают много нового. Они отдаются игре, она их захватывает, поэтому здесь необходима особенно тщательная подготовка: нужно заранее продумать все игровые приёмы. Способы поддержания воображаемой ситуации и выполнение одной из ролей. Очень важно. Чтобы сам воспитатель легко входил в игру.
Такая тщательная подготовка оборачивается, как правило, увлекательной игрой, высоким эмоциональным накалом детей, надёжным усвоением экологических знаний и обретением игровых умений.
Кроме игровых обучающих ситуаций в работе с детьми можно использовать разнообразные дидактические игры природоведческого характера.
Игра доставляет большую радость ребёнку, потому что она даёт ему возможность активно действовать. Необходимо предлагать дошкольникам игры, которые строятся на их знаниях и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Детям очень интересны дидактические игры-схемы, которые они самостоятельно выкладывают, например: «Что такое природа?», «Домашние и дикие животные», «Связь живой и неживой природы». Интересны им и игры-перфокарты: «Что опасно для природы?», «Чьи следы?». Кроме традиционных дидактических игр можно предложить игры в «блокноте», которые более интересны по действию: «Назовите одним словом», «Из чего сделано», «Собери животное» и др.
Во время прогулок нужно наблюдать за цветущими травянистыми растениями на территории детского сада. Они разные по окраске. Названиям, и все очень красивые, на них приятно посмотреть, рядом с ними приятно находиться. Останавливаясь с детьми возле каждой клумбы, можно показать пример общения с растениями – ласково обратиться к ним: «Здравствуйте, цветочки, мы пришли на вас посмотреть! Ребята, послушайте, может, цветы с вами поздороваются (дети прислушиваются). Нет, цветы хотя и живые, но говорить не умеют, это могут только люди. Давайте посмотрим на цветы. Как приятно на них смотреть, потому что они очень красивые!»
Даже на территории нашего детского сада осенью изобилие цветов: золотые шары, ноготки, бархатцы, георгины, гладиолусы, настурции, астры. Детям можно предложить обследовать их с помощью разных органов чувств: понюхать, прижаться щекой, погладить, закрыть глаза и ощутить аромат клумбы. Здесь уместно провести такие игры, как «Живая клумба цветов», «Найди растение по описанию», «Найди растение по названию».
Не забываем заглянуть и в наш фитоогород, где дети знакомятся с лекарственными растениями: ромашкой, пижмой, тысячелистником, подорожником. Дети получают и закрепляют имеющиеся знания о пользе и применении лекарственных растений.
Хотелось бы, чтобы в нашем детском саду был огород, где можно было бы проводить наблюдения за растениями от момента всхода и до полного их созревания. Можно предложить детям посмотреть, где у овощей ботва, а где корнеплоды, провести игры: «Угадай, что в руке», «Чудесный мешочек», «Опиши, мы отгадаем».
Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными, бережно относится к ней и её обитателям. Привлекая детей к тесному общению с природой, познанию мира, способствует развитию у них таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти качества, заложены в дошкольном возрасте. Прочно войдут в их характер, станут его основой. Помогут на протяжении всей дальнейшей жизни бережно относиться к окружающему миру.