МААМ-картинки

Макет режиссёрской игры «Бабушкин сундук» (1 фото)

Ольга Белова
Макет режиссёрской игры «Бабушкин сундук»
▼ Скачать +Заказ

Пояснительная записка

Макет режиссёрской игры «Бабушкин сундук» предназначен для групповых и индивидуальных занятий с детьми 4-7 лет в детском саду и дома.

Макет даёт элементарные представления о деревенском рубленном доме, знакомит с понятием «изба», с устройством крестьянского дома и его убранством, особенностями крестьянского быта, закрепляет знания детей о названии старинных народных предметах быта.

Основное отличие макета от других игровых пособий:

Публикация «Макет режиссёрской игры „Бабушкин сундук“» размещена в разделах

- является наглядность: уменьшенные копии строений передают образное восприятие действительности;

- вариативность: детали макета выполнены отдельными элементами, что позволяет создавать разные сценарии игры;

- возможность пополнения дополнительными деталями и предметами, которая даёт в перспективе использовать макет для усложнения и развития игровой деятельности в зависимости от образовательной задачи.

Макет «Бабушкин сундук» интересен:

- познавательными элементами;

- совместным изготовлением,

- игровыми действиями взрослых и детей;

- макет сделан из экологических материалов: дерево, бумага, ткань;

- предусматривает использование мелких игрушек животных, кукол;

- наличие колёс на макете предполагает свободное перемещение по групповому пространству.

Предисловие

За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть духовно-нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды – жестокость, равнодушие, грубость, невежество… мы можем наблюдать ежедневно и повсеместно. Наши дети это наше будущее, и от того на каких культурных ценностях мы их воспитаем, зависит будущее нашей Родины. Поэтому в настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура - это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.

Представленное игровое пособие эффективно содействует духовному и познавательному развитию дошкольников, направлено на приобщение к народной культуре, развитию творческих способностей детей.

1. Теоретическая часть

Актуальность

В дошкольном возрасте происходит становление базовой культуры личности, формируются высшие нравственные чувства, к которым относится чувство патриотизма. Чтобы с раннего возраста научить детей доброте, терпению, милосердию, и состраданию, мы должны им передать не просто знания, а знания, имеющие нравственную основу, вызывающую эмоциональный отклик ребенка. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными культурными традициями, мастерством народных умельцев, фольклором.

Многие родители вопросы обучения детей истории и культуре своего народа не считают важным, поэтому эта работа актуальна и требует большого такта и терпения, ведь знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитание любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Появилась проблема, как в более доступной и интересной форме рассказать и показать детям традиции народной культуры, сформировать целостное восприятие как изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть - мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается мужской работой.

Для этого необходимо было создать такую предметно-развивающую среду, которая могла быть использована как в игровой деятельности, так и как наглядное пособие на занятиях.

Детскую игру нельзя представить без конструирования. Конструирование в детском саду было, есть и будет. На его основе успешно развивается технология макетирования, которая все больше обращает на себя внимание. Ключевые компоненты данной технологии - это творчество и игра, именно они объясняют всё возрастающий интерес к ней.

Макеты - это модели, которые представляют собой уменьшенные объекты реальности. А сам процесс макетирования - совместная творческая деятельность детей, родителей и педагога по созданию объектов для организации мобильного игрового пространства.

Современным детям трудно представить, что такое «изба» и как жили люди раньше без компьютеров, телевизоров, микроволновок, как спали на печи, хранили в сундуках вещи, ходили по воду, пили чай из самовара.

Поэтому возникла необходимость создания макета, где дети в полной мере могли усвоить полезные знания и реализовать свой замысел игры как индивидуально, так и совместно в небольшой группе.

Свой опыт я решила реализовать через режиссёрские игры с макетом «Бабушкин сундук».

Было принято решение изготовить, прежде всего «универсальный» макет, то есть тематически многозначный маркер игрового пространства «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры.

Макет «оживает», наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от сюжета и игровых замыслов детей.

Игры с макетами способствуют развитию инициативы, ребенок, самостоятельно придумывает и комбинирует разнообразные сюжетные события, активизирует комментирующую речь (то есть, играя, ребенок комментирует свои действия, поступки, используя для этого разнообразные средства: мимику, жесты, речевую интонацию.

Дети обозначают в игре конкретную цель, дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Создавая своими руками атрибуты для игры, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.

Новизна

Новизна этого пособия заключается в том, что для детей такой макет, это своего рода интерактивная игрушка, которую можно применять не только в совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.

Цель:

Создать в группе предметно-развивающую среду, которая способствовала бы знакомству с народными традициями, культурой, бытом и приобщала детей к духовной культуре, к богатому культурному наследию русского народа.

Задачи:

Образовательная:

- Познакомить с условиями быта, укладом жизни, предметами домашнего обихода (их названиями и назначением, традициями и обрядами русского народа. Закрепление и обобщение знаний детей.

- Обогащать словарь детей.

Развивающая:

- Развивать моторику рук, коммуникативные навыки.

- Активизировать лексический словарь.

- Формировать навыки сочинительства, творческие способности.

Воспитательная:

Воспитывать интерес, любовь к родному краю, традициям и обычаям. Дружелюбие, умение работать в коллективе.

Макет «Бабушкин сундук» позволяет реализовать следующие принципы, утвержденные ФГОС ДО:

- Доступность - простота, свободный доступ к макету и игрушкам, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей.

- Наглядность - иллюстративность, наличие дидактического материала.

- Демократичность и гуманизм – взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих способностей.

- Принцип интеграции, основанный на изучении разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной).

- Трансформируемость – возможность изменения, перемещения элементов в зависимости от образовательной задачи.

2. Варианты использования макета:

На занятиях: для ознакомления с убранством избы и предметами быта.

В дидактических играх: на закрепление полученных знаний с использованием частей избы, предметов быта.

В развивающих играх: на развитие у детей представлений об убранстве дома в старину и в современное время.

В беседах с детьми: для ознакомления с убранством и бытом людей раньше и сейчас, для закрепления пройденного материала.

В настольных играх: с использованием кукол и макетов посуды и убранством избы.

3. Использование макетов в режиссёрских играх дошкольников

Ни для кого не секрет, что уклад жизни современного ребенка изменился за последние годы. Большинство детей дошкольного возраста, по исследованиям специалистов, в свободное время вообще не играют. Это происходит из-за того, что дома компьютер, телевизор, планшеты и прочие современные гаджеты, которые прочно вошли в жизнь детей, вытеснив игру с реальными игрушками. Взрослые стали забывать, что от того, каким ребенок войдет в мир игры, зависит его будущее.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Это и радость, и познание, и творчество. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, новые отношения, умение и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

Большое место в жизни дошкольников занимает режиссёрская игра с

мелкими игрушками, когда ребёнок создает воображаемую ситуацию,

придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняет

одну или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в

игровой форме. Она требует высокого уровня развития воображения (по

собственному замыслу ребенка).

Специфика режиссёрской игры заключается в том, что ребёнок организует деятельность как бы из вне, как режиссёр, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их.

Необходимым условием для режиссерских игр является подбор игрового материла. Игрушка должна слушаться малыша, подчиняться его логике, подыгрывать ему. Тогда ребенок сможет перенести на нее функции любого предмета, использовать ее, как захочет, сможет воображать.

Ещё одним условием для развития режиссерских игр можно назвать создание макетов.

Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей. Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.

Самодельная предметная среда является развивающей. Ребенок активно

использует и творчески преобразует имеющиеся у него навыки, ищет и на практике пробует новые способы действий. Еще одна важная развивающая особенность самодельной макетной среды состоит в том, что каждый ребенок может выбрать наиболее привлекательную именно для него деятельность.

Макет «Бабушкин сундук» даёт детям возможность построить игровое пространство по собственному замыслу, в процессе игры добавить персонажи и атрибуты. Макет предназначен для организации игр детей в возрасте от 4 до 7 лет. Играть дети могут как индивидуально, так и коллективно группой до 4 человек.

4. Технология изготовления макета режиссёрской игры:

- Изучение различных макетов для игр.

- Знакомство с понятием «изба», с устройством крестьянского дома и его убранством, особенностями крестьянского быта, традициями.

- Определение цели и задач.

- Подбор иллюстрированного материала о жизни в деревне.

- Создание эскиза макета.

- Изготовление макета из короба для хранения архивных документов (совместная работа с родителями).

- Изготовление домашней утвари, предметов мебели (совместно с родителями).

- Подготовка макета к игровой деятельности воспитателем. Расположение предметов в соответствии с игровой и обучающей задачей.

- Создание сценариев игры для предложения детям.

- Проигрывание сюжета игр.

Используемые материалы:

Макет выполнен из короба для хранения архивных документов. Снаружи короб оклеен самоклеящейся плёнкой, имитирующей древесину, внутри стены оклеены бумагой с нанесённым рисунком имитирующий бревенчатый сруб; по бокам избы наклеены нарисованные на ватмане оконные рамы, к рамам на окнах внутри избы прикреплены шторы из ткани.

Печь сделана из небольшой картонной коробки, окрашена белой и чёрной гуашью. Белая гуашь – имитирует побелку, чёрная – металлические части и трубу дымохода.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Ухват сделан из воздушного пластилина, чугунки также вылеплены из пластилина.

Лавка стулья и стол сделаны из фанеры и палочек для суши.

Сундук сделан из палочек для мороженного.

Коврики связаны крючком.

Куклы изготовлены из отрезов ткани, ниток, ваты, тесьмы, атласных лент, картона, шпагата.

5. Взаимодействие с родителями

Работа с родителями является важным фактором в системе дошкольного образования, как постоянный и непрерывный процесс. Значительное место в этом процессе должно уделяться совместной детско-родительской деятельности, ведь семья и дошкольное учреждение на определённом этапе, составляют для ребёнка основную воспитательно-образовательную микросреду. Семья и детский сад по-своему передают ребёнку социальный опыт.

Технология макетирования рассматривается как особый механизм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Родители являются не только источником информации, помощи и поддержки ребёнку и педагогу, но и непосредственными участниками образовательного процесса.

Поэтому технология макетирования делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей.

На первоначальном этапе я провела семинар-практикум для родителей «Познавательное развитие детей посредством макетирования», который позволил в доступной и интересной форме познакомить их с технологией и этапами изготовления макетов, а также способами организации развивающей среды в группе. В родительском уголке разместила информацию «Как использовать технологию макетирования в семье».

Родители поддержали идею создания макета и активно подключились к подбору ресурсов и к изготовлению основы макета и наполнению его предметным материалом.

6. Взаимодействие с детьми

Для привлечения детей была создана проблемная ситуация: чем играли дети в деревне? Совместно с детьми мы искали информацию об этом в разных источниках. Так у воспитанников группы родилась идея изготовить для игр своими руками традиционную игрушку в быту русской деревни – тряпичную куклу.

Художественно-творческую деятельность с детьми я организовала в виде Мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Для начала мы с детьми изучили историю народной куклы, традиции и обычаи, связанные с куклами, приемы изготовления текстильной куклы.

При изготовлении куклы осуществлялась не только совместная деятельность педагога с детьми, но и совместная деятельность со сверстниками: работа парами («Сделал сам, помоги другому»).

7. Варианты игр с макетом «Бабушкин сундук»:

«Крестьянский быт»

Цель: Учить детей составлять описательный рассказ по теме «Крестьянский быт». Отвечать на вопросы по теме. Обогащать словарь детей за счет слов: изба, печь, ухват, чугунок и другие.

Игровое задание: расскажи, что ты видишь в крестьянской избе.

Правила игры: описать как можно точнее предметы быта, сообща составить рассказ.

«Знакомство с кухонной утварью»

Цель: познакомить с многообразием предметов домашнего обихода русского народа, их названиями и назначением. Закреплять умение различать предметы по характерным признакам.

Игровое задание: найди предметы, которые относятся к кухонной утвари. Правила игры: детям предлагают описание вариантов действий с тем или иным предметом кухонной утвари (В чем варят еду в печи? Этим предметом достают чугунок из русской печи? и т. д.). Дети отгадывают предмет. Возможно в ходе игры использование русских народных потешек, загадок, пословиц.

«Угадай, что спрятали»

Разложить предметы обихода, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятали.

«Знакомство с колыбелью, колыбельными песнями».

Цель: - познакомить детей с устным народным творчеством (пестушками, потешками, колыбельными)

Колыбельные:

Баю-баюшки-баю,

Песню тихо я пою.

Спят все звери на земле:

Кто в берлоге, кто в дупле.

А цыплята спят в лукошке.

А бычку приснились рожки.

Не снимает петушок

На ночь красный гребешок.

Баю-баюшки-баю,

Песню тихо я пою.

«Закрепление знакомых сказок».

Цель: развивать речевую активность, художественно-творческие способности, воображение, эмоциональную сферу ребенка дошкольника.

Игровое задание: расскажи сказку, используя макет.

Правила игры: детям предлагаются герои знакомых сказок для самостоятельного обыгрывания сказки с помощью макета «Бабушкин сундук». («Курочка ряба», «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка» и др.). Возможно дополнение героев сказок из различных видов театра.

Варианты игр с народными куклами:

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик

(На левой руке все пальцы широко раздвинуты, на правую руку надет «Зайчик на пальчик», остальные сжаты в кулак.)

Вниз скатился, повернулся

И опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик!

(«Зайчик на пальчик» ритмично «прыгает» по пальцам левой руки вверх и вниз.).

Игра в прятки. Это очень проста игра. Дети одевают зайчика на пальчик, взрослый говорит: «А теперь зайка спрятался! Нет зайки! Где зайка? Зайка спрятался за ухом (под столом, за стулом, справа от кубика, над машинкой и т. д.».

Игра-драматизация «Пиф-паф – ой-ой-ой» Разыграйте мини-спектакль по всем известному стихотворению с зайчиком на пальчик в главной роли.

Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять.

(постепенно поднимаем игрушку-зайчика рывками на каждый счет)

Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.

(вытянете указательный палец второй руки, «прицеливаясь» в зайчика)

Пиф-паф, не попал, серый зайка ускакал!

(спрячьте игрушку за спину или за ладонь второй руки).

Пальчиковая игра «Зайчик, зайчик, где ты был?». Это очень полезное пальчиковое упражнение. Наденьте зайчика на указательный палец, а затем дотрагивайтесь указательным пальцем-зайцем до всех остальных пальчиков

Зайчик, зайчик, где ты был?

С этим братцем — в лес ходил. (касаемся большого пальца)

С этим братцем — щи варил. (касаемся среднего пальца)

С этим братцем — кашу ел. (касаемся безымянного пальца)

С этим братцем — песни пел! (касаемся мизинца).

8. Предполагаемые результаты

- Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.

- Дети научатся узнавать, называть и различать предметы домашнего обихода.

- У детей сформируется познавательный интерес к народным традициям.

- Дети научатся изготавливать своими руками народную игрушку – куклу.

- Дети научатся совместно с родителями находить информацию о народных культуре, истории, традициях, принимать участие в обогащении РППС группы.

- Будет развиваться воображение, творчество для построения собственных сценариев режиссёрских игр.

Заключение.

При систематической работе с данным игровым пособием создаются условия для развития познавательного интереса дошкольников, развивается мышление, память, воображение у детей, что повлияет на сознательное отношение к приобретению знаний.

Занятия и игры детей с макетом «Бабушкин сундук» – это отличный способ закрепить определённую тему, провести исследовательскую работу, в процессе которой дети и родители участвуют в изучении информации. Такая форма работы способствует лучшему запоминанию.

Макет режиссёрской игры «Бабушкин сундук»
Публикации по теме:

«Старинный бабушкин буфет…» Фотоотчет о празднике народного декоративного искусства«Старинный бабушкин буфет…» Фотоотчет о празднике народного декоративного искусства Уважаемые коллеги! В нашем дошкольном учреждении №22 "Казачок" г. Азова, прошел очень яркий, красочный и необычный праздник. Организовала.

Дидактическое пособие «Бабушкин дворик» для второй младшей группыДидактическое пособие «Бабушкин дворик» для второй младшей группы Макет «Бабушкин дворик» - хорошая возможность познакомится с обитателями сельского двора. В игровой форме дети узнают: Какой окрас у животного?.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Бабушкин сундучок» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «Бабушкин сундучок» в центре помощи семье и детям Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». На занятии «Бабушкин сундучок» под руководством.

Фотоотчёт о создании посылки «Бабушкин сундук»Фотоотчёт о создании посылки «Бабушкин сундук» Сегодня я хочу поделиться с вами фотоматериалами о подготовке посылки в дружественную группу "Сказка" загородного детского сада, в рамках.

Игровая обучающая ситуация «Путешествие в бабушкин огород» Возрастная группа: старшая группа Тема недели: «Подарки осени» Задачи: 1) Познавательное развитие: закрепить представление детей об овощах.

Интегрированное открытое занятие в старшей подгруппе «Бабушкин сундучок»Интегрированное открытое занятие в старшей подгруппе «Бабушкин сундучок» Цель: пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям марийского народа; ознакомить детей с народным творчеством, предметами.

Конспект мастер-класса по изучению и сохранению семейных традиций кубанского казачества «Открываем бабушкин сундук» «Открываем бабушкин сундук…» Цель: создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к истории, быту и культурному наследию.

Макет для игры «Животные» своими руками. Мастер-классМакет для игры «Животные» своими руками. Мастер-класс Предлагаю Вашему вниманию идею изготовления макета для игр с мелкими дидактическими игрушками "Животные". Для его изготовления необходим.

Мини-проект «Бабушкин сундук» Мини проект «Бабушкин сундук.» Тапчиева Р. В. Володечева М. А. Паспорт проекта «Бабушкин сундук.» Срок: краткосрочный проект. Тип проекта:.

«Гараж для машин». Макет для сюжетно-ролевой игры «Транспорт» (первая младшая группа)«Гараж для машин». Макет для сюжетно-ролевой игры «Транспорт» (первая младшая группа) Уважаемые КОЛЛЕГИ, хочу сейчас представить ВАМ следующую поделку для обогащения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду-это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Макет режиссёрской игры «Бабушкин сундук»
Опубликовано: 11 февраля 2023 в 10:13
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Макет режиссёрской игры «Бабушкин сундук»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Белова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД