Татьяна Клещевникова
Исследовательская деятельность как метод обучения старших дошкольников. Конспект интегрированного занятия «Мы — исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Сказка» город Лабытнанги
Занятие – мы исследователи.
Программное содержание. Учить детей проводить самостоятельные исследования (подготовка сообщения, доклада).
Закрепить умения детей собирать доступную информацию, обрабатывать ее, закрепить методы исследования, умение фиксировать информацию знаками и символами. Расширять кругозор детей.
Развивать творческие способности детей, умение смело высказывать свои определения, развивать мышление, речь детей.
Публикация «Исследовательская деятельность как метод обучения старших дошкольников, Конспект интегрированного занятия „Мы — исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Воспитывать умения работать в коллективе, дружеские отношения, интерес к новой информации.
Задачи.
Образовательные.
Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком. Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки. Активизировать в речи детей слова: притягивает, примагничивает, магнитные силы; обогащать словарь детей словосочетанием: магнитное поле.
Развивающие: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
Воспитательные: Воспитывать желание приходить на помощь другим.
Оборудование и материалы:
Материал: карточки с изображением «методов исследования», картинки – «темы» будущих исследований : животные – домашние и дикие, растения, вода, магнит, песок и другие; компьютер; картинки с информацией о животном (собака, медведь, заяц, волк и т. д.); детская энциклопедия и другая литература; папка исследователя, маленькие кусочки бумаги, ручки, карандаши, фломастеры; академические головные уборы и мантии, дипломы для каждого ребенка; магнит, различные железные, резиновые, пластмассовые, стеклянные, деревянные детали и предметы; картон, железные опилки, песок, стакан с водой.
Ход ЗАНЯТИЯ (эксперимента)
1. Подгруппа детей располагается вокруг нескольких расставленных вместе столов. На столах разложены все необходимые материалы
В. Дети, мы сегодня будем учиться проводить самостоятельные исследования, так же как это делают взрослые учёные. Мне нужны два помощника. Кто желает?
2. Выбранная пара «исследователей» определяет тему своего исследования. Выбор темы осуществляется путём выбора детьми карточки с картинкой (ранее заготовленные карточки с различными изображениями – темами исследований). Дети выбрали карточку с магнитом.
3. В. Дети, ваша задача – получить как можно больше новых сведений о предмете исследования, т. е. о магните и его свойствах, и подготовить о нём сообщение – небольшой доклад. Для того, чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её.
Существует много способов добычи информации – «методов исследования». Как вы думаете, что мы должны сделать вначале? С чего начинает исследование учёный?
Дети, в ходе коллективного обсуждения называют основные методы. После того, как кто-то из детей, сказал, что новое можно узнать из книг, кладём карточку с изображением этого метода исследования перед детьми. Так составляем план нашего исследования.
В. Дети, как вы думаете? С чего мы начнём наше исследование? Что мы будем делать в самом начале?
Подводим детей к идее, что сначала мы должны подумать самостоятельно. Составляем последовательный план.
4. Работа детей (сбор материала).
В. Пока мы с вами не умеем писать, а нам надо сделать сообщение, правильно прочитать доклад, нам помогут карточки – схемы. Они и будут нашим планом. На маленьких листочках бумаги ручкой, карандашом или фломастером можно делать заметки – рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы и слова, а также специальные, изобретённые «на ходу» значки и различные символы.
– Теперь, дорогие ученые, займите свои места в лабораториях и начинайте свою работу.
На тренировочном занятии все дети-участники помогают выделенной нами паре исследователей. Они могут подсказать и саму идею, и как её проще и точнее изобразить.
В. Итак, по плану первый из выделенных нами методов – «подумать самостоятельно». Дети, что вы можете рассказать о магните и его свойствах.
Дети, выбранные нами, рассказывают, всё что они знают о магните. Все идеи нужно зафиксировать. Например, ребёнок говорит, что магнит притягивает железо. Нарисуем на листочке бумаги магнит и какой - нибудь железный предмет. Стрелками укажем, что магнит притягивает железо.
В. «Спросить у другого человека» - следующий метод исследования и пункт нашего плана. Дети вы можете расспросить о магните всех присутствующих детей и взрослых. В результате расспросов других людей можно узнать, что-то совсем новое, неизвестное раньше. Для закрепления подсказанных другими идей нарисуем соответствующие им схематические изображения.
«Узнать из книг» - третий пункт нашего плана.
Если дети ещё не умеют читать, можно ограничиться просмотром иллюстраций или попросить помощи у того кто может прочитать требуемую страницу.
В. «Наблюдение и эксперимент» - четвёртый пункт нашего плана. Давайте проведём несколько экспериментов с магнитом, чтобы ещё раз убедиться в правильности наших предположений и узнать ещё какие-то новые свойства магнита.
Эксперимент №1.
Дети проводят магнитом над различными предметами, и железные детали притягиваются к магнитам.
В. Расскажите, что делали? И что получилось?
Ребенок. Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
В. А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем, что вы увидели.
Резина -
Дерево -
Железо +
Пластмасса -
Стекло -
Какие вы, молодцы, самостоятельно узнали первое свойство магнита. (Выставляем схему №1).
В. Вы видели, как магнит притягивает железные предметы, почему так происходит?
Дети. Потому что на них действуют магнитные силы.
В. Как же увидеть магнитные силы? Подумайте, для этого есть железные опилки, магнит, картон.
(Ответы детей).
В. Нужно положить магнит под картон и насыпать с небольшой высоты железные опилки. Посмотрите, что получится.
Внимание! С железными опилками нужно обращаться очень аккуратно, брать руками их нельзя. Они очень острые и могут поранить руку.
Эксперимент №2.
Воспитатель проводит опыт, комментируя свои действия. Я с небольшой высоты насыпаю металлические опилки на картон. Что с ними произошло?
Дети. Они притянулись к картону, в том месте, где находится магнит – примагнителись.
В. Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их. Так что же притягивает железные предметы?
Дети. Магнитное поле.
В. Правильно, ребята, магнитное поле это пространство вокруг магнита, которое притянуло железные опилки. Сегодня вы узнали, что у магнита есть магнитное поле это его второе свойство. (Воспитатель ставит схему №2).
А теперь внимание! Со мною произошел интересный случай, как-то, раз я потеряла часы на пляже, в песке. Как же их найти, посоветуйте?
Дети. Можно руками поискать в песке; можно внимательно посмотреть, если светит солнце, стекло часов заблестит; можно магнитом провести над песком, корпус часов железный и часы притянутся.
В. Молодцы правильно. А теперь сами достаньте предметы, спрятанные в песке. Приступайте.
Эксперимент №3.
Дети проводят над песком магнитом, и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные под песком.
В. Расскажите, что вы сделали и что получили?
Дети. Я провел магнитом над песком и к нему притянулся гвоздь, спрятанный в песке. Значит, магнитные силы проходят сквозь песок.
(Схема №3).
В. А через воду пройдут ли магнитные силы? Проверьте используя магнит.
Эксперимент №4.
Дети проводят магнитом над водой, железные детали, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.
В. Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?
Дети. Я провел над стаканом с водой магнитом и гвоздь лежащий в воде притянулся. Значит, магнитные силы проходят через воду.
(Схема №4).
В. А пройдут ли магнитные силы через картон? Давайте проверим. Приступайте.
Эксперимент №5.
Дети кладут картон на магнит, на картон кладут железные предметы, двигая магнит, наблюдают за движением железных предметов.
В. Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?
Дети. Я провел магнитом под картоном, и железные предметы на нем стали двигаться за магнитом. Значит, магнитные силы действуют и через картон.
В. Правильно, молодец. Давайте поставим схему.
(Схема №5)
В. Так что же мы узнали о магнитных силах?
Дети. Магнитные силы проходят через разные материалы.
В. Это еще одно свойство магнита. (Третье.)
5. Физкультминутка.
Воспитатель – магнит, дети - железные предметы, при появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю преодолевая препятствия на своем пути).
В. Мы уже знаем 3 свойства магнита. Как вы думаете, как поведут себя два магнита, если их поднести друг к другу? Давайте проверим.
Эксперимент №6.
Дети подносят 2 магнита друг к другу и наблюдают, как они притягиваются.
В. Что вы сделали, и что у вас получилось?
Ребенок. Я поднес магниты друг к другу, и они притянулись; значит, магниты притягиваются.
В. А теперь поднесите магниты другой стороной. Проверьте что получится.
Дети подносят магниты друг к другу разными сторонами и наблюдают, как они отталкиваются.
В. Расскажите, что вы сделали, и что у вас получилось?
Ребенок. Я поднес магниты друг к другу разными сторонами и они оттолкнулись; значит, «магниты могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.
Во. Вот мы и узнали еще одно (четвертое) свойство магнита. Давайте поставим схему. (Схема №6)
6. Обобщение полученных данных.
В. Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на ковре наши записи и схемы, так, чтобы все их видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведённого исследования?
Давайте уточним, с какими свойствами магнита мы сегодня познакомились? (Работа со схемами.)
Опираясь на схемы, дети вспоминают свойства магнитов.
1. Магнит притягивает железные предметы.
2. Магнит имеет магнитное поле.
3. Магнитные силы проходят через разные материалы (песок, вода, картон).
4. 2 магнита могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, как их подносить друг к другу.
7. Доклад.
Надеваем на исследователей академические головные уборы и мантии. Наши исследователи делают сообщение – «Доклад о свойствах магнита».
После выступления исследователей – завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.
В. Дети, вам понравилось быть учеными? Работать в своих лабораториях? Молодцы! Я – руководитель научного центра хочу наградить вас за хорошую работу дипломами «За исследовательскую работу» (Вручаются дипломы).
По итогам защиты своих докладов педагог поощряет не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.