Кристина Тиникашвили
Лэпбук «Посуда. Правила этикета за столом»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня нам сложно представить свою жизнь без посуды. Древним же людям долгое время приходилось обходиться без нее. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева, плел корзины из прутьев. Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, нельзя хранить жидкости.
Люди пытались использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей и, конечно же, выдалбливали сосуды из камня.
Публикация «Лэпбук „Посуда, Правила этикета за столом“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
Естественно, ни о каких красивых фарфоровых тарелочках или изящных чашечках и речи в те далекие времена не шло. Все только начиналось, и начало этому «всему» нашлось не где-нибудь, а в земле-матушке. Речь о глине. Именно из нее, вручную были сделаны первые образцы посуды. Вышли они корявыми, некрасивыми и непрочными. Но все же они были. Процесс, как говорится, пошел: именно глиняные плошки стали прообразами современных тарелок, кастрюль, сковородок. С течением времени были подобраны наиболее подходящие сорта.
Очередным, этапом посудопроизводства стала практика добавления в глину разных других веществ. С их помощью увеличивали прочность готового продукта, меняли его цвет, делая более приятным взору. Такая глина (с добавками) получила название «керамика». Дальше все, в общем-то, шло по нарастающей: улучшалась технология обжига, находились новые материалы для изготовления посуды – это способствовало постепенному повышению ее качества.
Первые тарелки появились почти 600 лет назад во Франции и имели четырехугольную форму. Не менее солидный возраст и у салфеток. Ими пользовались еще древние римляне. Правда, изготовляли салфетки из алебастра. После обеда их не мыли, а, чтобы очистить, кидали в огонь. В России салфетки прижились при Петре I. В России фарфоровая посуда появилась значительно позже, чем в европейских странах. Долгое время предпочтение в дворянских домах отдавалось посуде из серебра и золота. Столовые приборы начинали свой путь гораздо раньше керамики.
Самым древним является нож. Его изготовляли и использовали еще первобытные люди. Каменными ножами разделывали туши убитых на охоте животных, но в трапезе никогда не использовали. В эпоху неолита нож изменил свое обличие, стал похож на современный нож, длинным и тонким.
Первые ложки были сделаны из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек.
Вилка - самая молодая из собратьев по столу. Делалась вилка в то время с двумя прямыми зубцами, с помощью которых можно было только нанизывать, а не зачерпывать пищу. Первоначально она была, скорее, своеобразным показателем престижа монарха, а вовсе не столовым прибором. Приживалась вилка плохо, и еще несколько столетий считалась не просто ненужным, но и даже вредным и запрещенным предметом.
По прошествии веков произошло немало изменений в этикете за столом и сервировке стола. Менялась посуда, вводились новые дополнительные столовые приборы, элементы украшения стола и помещения, в котором производится трапеза. Появились новые манеры. Можно сказать, лишь одно в любое время этикет застолья и сервировки будет являться признаком хорошо воспитанного человека и цениться во всем мире. Столовый этикет вырабатывался столетиями, целью которого было приятное времяпрепровождения за столом, чтобы поведение всех присутствующих было гармоничным, рациональным и не смущало других. Нельзя говорить о высоком культурном развитии и образовании человека, если он неаккуратно ест или не знает и не соблюдает нормы поведения за столом.
Цель:
Систематизация знаний детей по теме: «Посуда».
Задачи:
-Формировать обобщающие понятия о посуде.
- Закрепить представления о материалах, из которых сделана посуда;
- Формировать умение классифицировать предметы посуды по одному признаку - назначению: столовая, кухонная, чайная.
- Закреплять правила поведения за столом, правила сервировки стола.
- Воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам быта.
При закреплении темы «Посуда. Правила этикета за столом» в старшей группе я использовала тематический лэпбук.
Содержание лэпбука :
1 Виды посуды, ее назначение;
2 Из чего сделана посуда;
3 Национальная посуда (русская и осетинская посуда);
4 Сервировка стола;
5 Правила этикета;
6 Пазлы;
7 Раскраски;
8 Игра «Найди 10 отличий»