Кристина Тиникашвили
Лэпбук «Посуда. Правила этикета за столом»
Сегодня нам сложно представить свою жизнь без посуды. Древним же людям долгое время приходилось обходиться без нее. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева, плел корзины из прутьев. Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, нельзя хранить жидкости.
Люди пытались использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей и, конечно же, выдалбливали сосуды из камня.
Публикация «Лэпбук „Посуда, Правила этикета за столом“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Лэпбук. Лэпбуки на ВСЕ темы
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, дидактические пособия
- Предметный мир. Игры, дидактические пособия
- Столовый этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
Естественно, ни о каких красивых фарфоровых тарелочках или изящных чашечках и речи в те далекие времена не шло. Все только начиналось, и начало этому «всему» нашлось не где-нибудь, а в земле-матушке. Речь о глине. Именно из нее, вручную были сделаны первые образцы посуды. Вышли они корявыми, некрасивыми и непрочными. Но все же они были. Процесс, как говорится, пошел: именно глиняные плошки стали прообразами современных тарелок, кастрюль, сковородок. С течением времени были подобраны наиболее подходящие сорта.
Очередным, этапом посудопроизводства стала практика добавления в глину разных других веществ. С их помощью увеличивали прочность готового продукта, меняли его цвет, делая более приятным взору. Такая глина (с добавками) получила название «керамика». Дальше все, в общем-то, шло по нарастающей: улучшалась технология обжига, находились новые материалы для изготовления посуды – это способствовало постепенному повышению ее качества.
Первые тарелки появились почти 600 лет назад во Франции и имели четырехугольную форму. Не менее солидный возраст и у салфеток. Ими пользовались еще древние римляне. Правда, изготовляли салфетки из алебастра. После обеда их не мыли, а, чтобы очистить, кидали в огонь. В России салфетки прижились при Петре I. В России фарфоровая посуда появилась значительно позже, чем в европейских странах. Долгое время предпочтение в дворянских домах отдавалось посуде из серебра и золота. Столовые приборы начинали свой путь гораздо раньше керамики.
Самым древним является нож. Его изготовляли и использовали еще первобытные люди. Каменными ножами разделывали туши убитых на охоте животных, но в трапезе никогда не использовали. В эпоху неолита нож изменил свое обличие, стал похож на современный нож, длинным и тонким.
Первые ложки были сделаны из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек.
Вилка - самая молодая из собратьев по столу. Делалась вилка в то время с двумя прямыми зубцами, с помощью которых можно было только нанизывать, а не зачерпывать пищу. Первоначально она была, скорее, своеобразным показателем престижа монарха, а вовсе не столовым прибором. Приживалась вилка плохо, и еще несколько столетий считалась не просто ненужным, но и даже вредным и запрещенным предметом.
По прошествии веков произошло немало изменений в этикете за столом и сервировке стола. Менялась посуда, вводились новые дополнительные столовые приборы, элементы украшения стола и помещения, в котором производится трапеза. Появились новые манеры. Можно сказать, лишь одно в любое время этикет застолья и сервировки будет являться признаком хорошо воспитанного человека и цениться во всем мире. Столовый этикет вырабатывался столетиями, целью которого было приятное времяпрепровождения за столом, чтобы поведение всех присутствующих было гармоничным, рациональным и не смущало других. Нельзя говорить о высоком культурном развитии и образовании человека, если он неаккуратно ест или не знает и не соблюдает нормы поведения за столом.
Цель:
Систематизация знаний детей по теме: «Посуда».
Задачи:
-Формировать обобщающие понятия о посуде.
- Закрепить представления о материалах, из которых сделана посуда;
- Формировать умение классифицировать предметы посуды по одному признаку - назначению: столовая, кухонная, чайная.
- Закреплять правила поведения за столом, правила сервировки стола.
- Воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам быта.
При закреплении темы «Посуда. Правила этикета за столом» в старшей группе я использовала тематический лэпбук.
Содержание лэпбука :
1 Виды посуды, ее назначение;
2 Из чего сделана посуда;
3 Национальная посуда (русская и осетинская посуда);
4 Сервировка стола;
5 Правила этикета;
6 Пазлы;
7 Раскраски;
8 Игра «Найди 10 отличий»