Марина Блавацкая
Лэпбук как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук как средство развития речи.
Лэпбук, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка - это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями.
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде :
Публикация «Лэпбук как средство развития речи» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
• полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности. Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
• вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей. В лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;
• доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;
• насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
• включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;
• добровольное присоединение детей к деятельности;
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
• открытый временной конец деятельности (каждый из участников работает в своем темпе).
Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над темой, важно затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может включать материал по всем пяти направлениям
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие, средство развития речи детей. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Зачем нужен лэпбук
• Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал
• Это отличный способ для повторения пройденного
• Поможет закрепить и систематизировать изученный материал
• Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию
Лэпбук состоит из папки разного формата, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией.
Что вам понадобится:
• распечатанные шаблоны лэпбука;
• лист плотной бумаги разного формата;
• ножницы;
• клей-карандаш;
• цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;
• скотч;
• безграничная фантазия.
В интерактивной тематической папке, который вы сделаете, лучше вместе с детьми своими руками будут храниться материалы с разным речевым содержанием. Например: блокнотик с загадками, карты, лабиринты, кроссворды, сюжетные картинки, карточки. Всё, что поможет детям с ОВЗ, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Поскольку мы, используя лэпбуки имеем возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.
В нашей группе комбинированной направленности использование лэпбуков как никогда актуально. Поэтому специалисты (воспитатели, учитель - логопед, педагог-психолог и т. д., работающие с детьми с ОВЗ активно применяют данное пособие в своей работе.
Лэпбук – отличный помощник в работе учителя-логопеда. Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми разного возраста. В папке содержатся задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе задания по силам.
Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Это пособие помогает детям усвоить знания (звуковой, лексический, грамматический материал, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме.
Лэпбук – это превосходный способ для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.
Лэпбук для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. Наполняется пособиями, играми и упражнениями, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики). Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.
В пособии отражены следующие разделы:
• артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения, символы гласных звуков, характеристика согласных звуков);
• пальчиковая гимнастика;
• дыхательная гимнастика;
• развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова «Игры со словами» т. д. ;
• автоматизация звуков (чистоговорки, скороговорки);
• грамматический строй «Предлоги»;
• развитие связной речи («Составь рассказ по серии картинок»);
• мелкая моторика («Тактильные дорожки», «Игры с палочками», «Шнуровка», «Сделай букву», «Смастери букву»);
• зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»).
Вывод: такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка обязательно будет привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию внимания, памяти, мелкой моторики.
Мы работаем в группе комбинированной направленности, поэтому поставив перед собой задачу повышения компетентности родителей (законных представителей, в вопросах развития и образования. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно-воспитательного воздействия на развитие ребенка.
Одна из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка – это использование лэпбука. Лепбук может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Мы знакомим родителей с интересным способом подачи информации детям и привлекаем их к созданию лэпбуков (поиск информации, подготовка одного из разделов). В нем можно разместить информацию по тематической неделе, для закрепления пройденного материала: повторить стихи, закрепить с детьми слова-определения или слова действия и т. д.
Таким образом, использование лэпбука позволяет педагогам реализовать современные требования ФГОС ДО, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:
• уверенность в собственных силах;
• любознательность;
• способность к волевым усилиям;
• самостоятельность;
• инициативность.
Список используемой литературы
1. «Дошкольное образование» 2015г.
2. https://www.tavika.ru/
3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
4. Тарасова О. К. Алгоритмизация процесса обучения математике детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — №19.1. — С. 32-35.