Лариса Калсанова
Лэпбук «Азбука настроений»
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук предназначен для занятий с детьми 4-8 лет. Может быть использован в работе родителя, воспитателя, психолога для занятий с детьми дома, в детском саду, в начальной школе. Материал, направленный на развитие эмоционально-коммуникативной сферы детей, активизирует интерес к познавательной деятельности, помогает легче понять и запомнить информацию. Благодаря вариативности представленного материала, лэпбук способствует развитию умения понимать свои чувства и чувства других людей.
Публикация «Лэпбук „Азбука настроений“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» июль 2018
Лэпбук содержит 12 многофункциональных игр с вариациями, что позволяет создать условия для ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с миром эмоций, способами адекватного выражения своих чувств и выхода из конфликтных ситуаций. В зависимости от возраста детей правила игр могут усложняться. Все игры их папок можно достать, поэтому заниматься с лэпбуком могут одновременно как несколько подгрупп детей, так и один ребенок.
Общее описание
Лицевая сторона-обложка лэпбука
Левый разворот: зеленый кармашек - игра «Наши чувства» и желтый кармашек - игра «Эмоциональное лото»
ИГРА «НАШИ ЧУВСТВА»
Задачи:
-познакомиться с названиями чувств;
-учиться рассказывать о различных эмоциональных ситуациях;
- учиться осознавать свои эмоции, сопереживать;
- учиться внимательно слушать друг друга.
Описание игры
Количество участников от 2 до 6. Педагог берет на себя роль ведущего. Участники по очереди берут карточку из стопки, читают текст и выполняют задание. Если ребенок не умеет читать, его карточку читает ведущий. В наборе 40 карточек. На каждой карточке фотография или рисунок ситуации, где человек переживает какую-то эмоцию. Под картинкой текст, который поясняет ее смысл и задание для участника. Необходимо ответить на вопрос, рассказав о ситуации, в которой участник испытывал то же чувство. Ведущий вместе с остальными участниками принимает участие в обсуждении.
ИГРА «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЛОТО»
Задачи:
-закреплять приобретенный словарь названий эмоций;
-учиться распознавать переживания людей в различных жизненных ситуациях.
Описание игры
Количество участников от 2 до 6. Участники берут себе таблицу. Ведущий (педагог или ребенок, умеющий читать) достает из мешочка карточку и читает то, что на ней написано. Участники ищут на своих таблицах картинки, соответствующие прочитанному тексту, и закрывают их карточкой. В варианте для нечитающих детей на карточках изображены пиктограммы эмоций. Находя соответствующую картинку в таблице, ребенок называет эмоцию и закрывает ее карточкой.
Центральный разворот-зеркальце для развития умения выражать эмоции с помощью мимики и жестов и фиолетовый кармашек с играми «Азбука настроений»
ИГРА «АЗБУКА НАСТРОЕНИЙ»
Задачи:
-познакомить с основными эмоциями человека и способами их выражения;
-учиться изображать различные эмоциональные ситуации;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- развивать мышление, воображение, внимание, память.
Описание игр
В комплекте 36 игровых карточек с 6 персонажами (мужчина, женщина, кошка, попугай, мышка, рыбка, которые выражают одно из 6 настроений (горе, радость, самодовольство, испуг, агрессия, обида).
ИГРА 1 ПАСЬЯНС Взрослый раскладывает перед ребенком по вертикали все карточки с изображением одного и того же персонажа Ребенок должен разложить остальные карточки соответственно настроению персонажа. По горизонтали должны оказаться персонажи с одинаковым настроением, а вертикальные колонки должны составлять карточки с одним и тем же персонажем. После расклада ребенок должен назвать все настроения персонажей в горизонтальных рядах.
ИГРА 2 ИМИТАЦИЯ Ребенок должен найти среди карточек сначала всех веселых людей, потом всех злых, и т. д. Затем ребенок воспроизводит на своем лице это настроение. Если играют несколько детей, то выигрывает тот, кто сделает это лучше всех.
ИГРА 3 ИНСЦЕНИРОВКА Дети придумывают ситуации, приводящие к данному настроению. Подбирают соответствующие картинки, разыгрывают сценки.
ИГРА 4 КТО БЫСТРЕЕ Количество участников от 2 до 6. Ведущий раздает каждому по 6 карточек с одним и тем же персонажем в разных настроениях. Ведущий называет настроение, а дети должны как можно быстрее положить на стол ту карточку, на которой оно изображено. Выигрывает тот, кто даст быстрее и больше всех правильных ответов.
Правый разворот: синий кармашек с играми «Эмоциональная угадайка» красный кармашек с играми «Как я разрешаю конфликты», бейджики с картинками животных.
ИГРА «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УГАДАЙКА»
Задачи:
-познакомить с названиями эмоций;
-учиться распознавать чувства людей;
- учиться правильно выражать их с помощью мимики и жестов.
ИГРА 1. Количество участников от 2 до 6. Карточки раскладываются рисунками вниз. Дети по очереди берут карточку, не показывая ее остальным, и передают мимикой изображенную на ней эмоцию. Задача других участников - распознать выражение лица. Побеждает тот, кто первым правильно отгадает чувство.
ИГРА 2. Количество участников от 2 до 6. Ведущий произносит фразу, а ребенок выбирает карточку с эмоцией, которую считает подходящей в данном случае. Например: тебя угостили вкусной конфетой, все ушли, а тебя оставили дома, фокусник положил в шляп платок, а вынул зайца, у тебя сломалась любимая игрушка, у тебя завтра день рождения, тебе нужно идти к доктору, тебя похвалила мама, тебе досталось червивое яблоко, тебе подарили новую игрушку.
ИГРА «КАК Я РАЗРЕШАЮ КОНФЛИКТЫ»
Задачи:
-познакомить со способами выхода из конфликтных ситуаций (соревнование, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление);
-учиться распознавать стратегии поведения, их преимущества и недостатки, находить наиболее приемлемый выход из конфликтной ситуации.
Описание игры
ИГРА 1 Количество участников от 2 до 6. Перед игрой дети вместе с ведущим с помощью плаката «Как я разрешаю конфликты» вспоминают стратегии поведения в конфликтных ситуациях. После этого каждый берет картинку с представленным на ней способом выхода из конфликта, определяет, к какой стратегии она относится и кладет ее в соответствующий прямоугольник на плакате, объясняя преимущества и недостатки такого поведения. В случае затруднения психолог поясняет ситуацию на карточке. После того, как все карточки будут разложены, психолог обсуждает с детьми, какой способ чаще всего они используют в общении с друзьями, родителями, педагогами, а каким способом пользуются дети в их окружении.
ИГРА 2 Количество участников от 2 до 6. Перед игрой дети надевают бейджики с картинками животных, олицетворяющих собой стратегии поведения в конфликтных ситуациях (соперничество-акула, избегание-черепаха, сотрудничество - сова, приспособление - мишка, компромисс - лиса). Ведущий зачитывает варианты конфликтных ситуаций, а игроки должны рассказать, как будут вести себя, учитывая выбранную стратегию поведения. После этого все участники обсуждают последствия такого поведения.
ИГРА 3 Количество участников от 2 до 6. Перед игрой дети надевают бейджики с картинками животных, олицетворяющими собой стратегии поведения в конфликтных ситуациях (соперничество-акула, избегание-черепаха, сотрудничество - сова, приспособление - мишка, компромисс - лиса). Ведущий показывает картинки с вариантами поведения в конфликтных ситуациях. Дети должны выбрать среди них стратегии, свойственные животным на их бейджиках. Выигрывает тот, кто наберет больше всего картинок.
Изнаночная сторона-плакат «Как я решаю конфликты» для закрепления умения распознавать стратегии поведения в конфликтных ситуациях.