Ольга Сапунова
Мастер-класс для педагогов «Загадки для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Загадки для детей
Добрый день, уважаемые педагоги! Скажите, пожалуйста, любят ли ваши дети загадки? А вы?
Загадка относится к устному народному творчеству, где в образной форме передаются самые яркие, характерные признаки предметов и явлений.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Загадки для детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
А всегда ли получается находить отгадку? Наверняка вы не раз ломали голову в поисках того, что прячет от вас загадка за своим мудреным и странным описанием. Вы знаете, как не легко порой найти ответ и какую радость приносит такая находка.
Загадка состоит из вопроса или задания, в котором дается описание предмета, его характерные особенности. Обычно загадка имеет форму стихотворения, что делает её более привлекательной. Особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны. В составлении используются различные средства выразительности - (эпитеты, сравнения, определения, прием олицетворения, использование многозначности слов, которые способствуют формированию речи дошкольников. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, тренирующей и мобилизирующей его умственные силы. Со старшими дошкольниками загадки используются различной тематики: явления природы, окружающий нас мир, предметы быта, орудия труда, транспорт, спорт, профессии. Придумывать загадки очень трудно, чем отгадывать. Сначала дети придумывают по образу заданной загадки и с трудом справляются, но в дальнейшем уже составляют более интереснее. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное.
Константин Дмитриевич Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, что может быть интереснее, чем самому найти ответ – отгадку или придумать новую, свою собственную? Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Совершенствует не только речевую подготовку детей, но и развивает их мыслительные способности, находчивость, сообразительность, быстроту реакции, самостоятельность, расширяет запас знаний и представлений об окружающем мире.
А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок. В работе с детьми используются три основные модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом: -Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой либо предмет (объект).
Модель 1
какой? Что бывает таким же?
Для составления загадки выбран предмет (самовар).
Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. - Какой самовар по цвету? – блестящий, (воспитатель записывает это слово впервой строке левой части таблицы). -Какой самовар по действиям? – шипящий, (заполняется вторая левая строчка). -Какой он по форме? – круглый, (третья строчка левой части).
Воспитатель просит детей дать сравнения перечисленным значениям признаков (заполняются строчки правой части таблицы).
Какой? Что бывает таким же?
блестящий паровоз
шипящий змея
круглый мяч
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая сторона таблицы) : паровоз блестящий, но не простой, а новенький. И таблица уже выглядит следующим образом:
Какой? Что бывает таким же?
блестящий новенький
шипящий ядовитая
круглый футбольный
После заполнения таблички воспитатель предлагает проговорить загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не». Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким –либо одним ребенком. Сложный текст неоднократно проговаривается всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар : «Блестящий, как новенький паровоз, шипящий, как ядовитая змея, круглый, но не футбольный мяч»?
Рекомендация: Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначить словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допускается зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Модель 2:
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с моделью1. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала левая часть, затем правая).
Что делает? Что (кто) делает так же?
-Что делает ежик? -Пыхтит, колется, семенит. -Пыхтит как кто или что? - Пыхтит, как старый чайник (сравнение на «занижение»). -Семенит, как младенец, который учится ходить (сравнение на «завышение»). -Семенит, как старый гном (сравнение на «занижение»).
Далее предлагается составить загадку в целом, используя связки «как», но не».
Составление загадки про ежика с примером «завышения» : «Пыхтит, как новенький паровозик, колется, как тонкая иголка, семенит, но не ребенок, учащийся ходить?»
Составление загадки с примером «занижения» : «Пыхтит, но не сломанный чайник, колется, но не ёлка, семенит, как старый гном?»
Модель 3
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким - либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? Чем отличается?
Загадка про легковую машину : Похожа на жука, но нет лапок, Похожа на улитку, но быстро движется, Похожа на дом, но там нельзя бегать.
Задачи, которые мы решаем на различных этапах работы с загадкой :
• Составляем загадку.
• Учимся узнавать связное высказывание.
• Наполняем словарь всеми частями речи.
• Формируем умение связного говорения по правилам.
• Кодируем загадку - учимся кодировать рассказ.
• Отгадываем загадку - учимся анализировать предъявленные предметы, сравнивая их.
• Работая с отгадкой – учимся составлять рассказ о том, что было и что будет с объектом.
• Полученную в загадке метафору – учимся вставлять в рассказы.
• Отгадываем «да-нетку» (вид загадки) – набираем описательные характеристики. Отрабатываем слоговую структуру слова.
Загадки в виде логического задания, или загадка – смекалка :
У семи братьев по одной сестре, много ли сестер? (одна).
У семи братьев по одной сестре, сколько всего детей? (восемь).
Юмористические загадки или загадки – шутки :
Суть таких загадок в ловушке или игре слов. Они остроумны, поражают неожиданностью ответа. Такая загадка не подсказывает ответ, а иногда, наоборот, заставляет мысль работать в неверном направлении.
-каких камней нет ни в одном море? (сухих)
-Как написать мышеловка пятью буквами? (кошка)
-Кто была первая женщина, которая освоила летательный аппарат? (баба яга).
Загадки с указанием лишь частей предмета и их качества:
-Шесть ног, две головы, один хвост – что это такое? (всадник на лошади).
-Два конца, два кольца, по середине гвоздик – что это? (ножницы).
Перечисление действий предмета без его названия:
-Летом серый, зимой белый? (заяц).
-Нос долог, голос тонок, кто его бьет, тот свою кровь прольет? (комар).
Метафорическое описание изображения предмета, когда описание характерных особенностей одного предмета даё тся через другой предмет:
-Маленький шарик под лавкою шарит? (мышь).
Загадка, составленная по методу отрицания:
Жидко, да не вода, бело, да не снег? (молоко).
Загадка, составленная по методу противоречий:
-Я и кислое и сладкое, Я и твердое и мягкое, Я и бледное и румяное, Ну-ка узнай меня? (яблоко).
С детьми можно придумать такую загадку : Я бываю разная, Чистая и грязная, Полная, пустая, Глубокая и мелкая, А зовусь … (тарелкою).
При составлении загадок редко пользуются одним каким-то способом, чаще всего они совмещаются.
Антонимы (противоречия) используются на различных занятиях:
Математика – «близко- далеко, мало-много, высокий-низкий, и т. д.»;
Развитие речи –«положительный-отрицательный (герой, добрый-злой, и т. д.»; Увиденная отгадка лучше запомнится ребенку во всех её подробностях. Разумеется, не стоит ждать от детей создания шедевров в полном смысле этого слова. Творчество ребенка находится в процессе становления. Но только в атмосфере творчества, активного сотрудничества можно растить свободную личность. Не управлять, а направлять развитие без подавления, совершенствуя способности детей в игре, - именно эти принципы составляют суть личностно- ориентированной педагогики.