Гульбаршин Чайкенова
«Согласный звук [р]. Буквы Рр». Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
для предшкольной группы
Образовательные области: «Коммуникация», «Социум».
Раздел:Обучение грамоте.
Тема: Согласный звук «р».Буквы «Рр»
Цель: Закрепить правильное произношение звуков "р" или "рь".
Задачи:
1. Научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении.
2. Развивать внимание,связную речь.
Публикация «„Согласный звук [р], Буквы Рр“, Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
3. Воспитывать любовь к изучаемому.
Методы:беседа,объяснение,вопрос-ответ.
Словарная работа: крыша,дверная ручка,чердак.
Оборудование: Иллюстрации, рисунок на доске, азбука тетрадь, счётные палочки.
Этапы деятельности Действие воспитателя
Действие детей
Мотивационно побудительный Орг. момент. Воспитатель:
- Ребята, представим,что мы художники, и будем рисовать картину, на которой изображён сельский домик. Стены его уже готовы, а мы будем порисовывать детали- части дома, в названиях которых должны быть звуки "р" и "рь".
Слушают.
Организационно поисковый
Ход занятия.
Произносить слово -название нужно так, чтобы эти звуки звучали отчётливо. Если слово удачное, тот кто его подобрал, кладёт перед собой счётную палочку, чтобы в конце можно было легко подсчитать очки и определить победителя. Итак начнём!
- Какие части дома, имеющие в своём названии звуки -р- и -рь-, мы будем дорисовывать?
Воспитатель может сам на доске пририсовывать к уже имеющимся стенам называемые части дома, дети могут это сделать в азбуке - тетради.
- А из какого материала будет построен наш дом? - спрашивает воспитатель.
- Деревянный или кирпичный, - предлагают дети.
- Если нарисуем кирпичный, то в какой цвет покрасим его?
Воспитатель следит за тем, чтобы все дети внимательно подбирали слова и не предлагали слова без звука -р-; при произнесении слов они должны выделять этот звук голосом;
2. А теперь, говорит воспитатель, давайте представим, какая мебель и другие предметы, необходимые для жизни людей, могли бы находиться внутри дома: в комнатах. Не торопитесь с ответами, помните,что в их названиях тоже должны быть звуки -р- и -рь-.
- Шифоньер, сервант, диван-кровать.
- Телевизор, радиоприёмник, стереопроигрыватель, картина, торшер. Если дети сами затрудняются назвать предметы со звуком -р-, воспитатель помогает им. Он обращает их внимание на то, что в словах "радиоприёмник" и "стереопроигрыватель" есть сразу и -р- и -рь-.
Педагог обходит столы, за которыми сидят дети, и по числу лежащих палочек отмечает, кто мало активен, стараясь привлечь их.
- Кто бы мог жить в этом доме?- спрашивает далее воспитатель. -Не забывайте о нужных звуках.
- Кто бы мог жить в этом доме? -спрашивает воспитатель. - Не забывайте о нужных звуках.
- В каких из названных слов слышится звук -р- мягко, как -рь-.(Ребята).
- Назовите людей, в именах которых слышатся звуки -р- и -рь-.
- Пётр Петрович, Аркадий Петрович, Ирина Александровна, Лара, Радик, Шура, Марина, Серёжа., называют дети.
- А что мы нарисуем около дома?
- Деревья и кустарник. (Рябина, крыжовник, сирень, смородина). Послушайте внимательно, в каком из этих названий звук -р- твёрдый, а в каком -рь- мягкий?
Затем воспитатель детям задаё т детям самим придумывать задания:
- Что ещё можно нарисовать вблизи дома? Как надо спросить, чтобы не забыть о наших правилах?
Если дети затрудняются, можно подсказать им:например, можете спроситьо цветах.
- Какие бы вы цветы нарисовали около дома, чтобы в их названиях слышался звук -р-?-спрашивает кто-нибудь из детей.
Поскольку вопрос задан воспитателю, то он и отвечает;
- Я посадила бы на клумбе много роз (ррроз, садовых ромашек (ррромашек, и астры (астррры, натурция (настурррция). Все согласны со мной? Каккой цветок называется самым длинным словом?
Чтобы дети ответили на этот вопрос, делается дополнительное упражнение.
Воспитатель вызывает троих детей и говорит:
- Никита, ты будешь произносить слово роза, Саша - слово ромашка, Алишер - настурция, а Ангелина - астра; проговаривайте слова и прошагивайте все от этой линии. Вот и узнали,что слово "настурция" оказалось самым длинным, делает вывод педагог и спрашивает:
- А какие цветы могли дорисовать вы?
Дети называют. Воспитатель предлагает нарисовать ещё травку, а затем вспоминают скороговорку о траве "На дворе трава, на траве дрова". Дети произносят скороговорку несколько раз; в начале медленно, затем всё быстрее и быстрее.
- А сейчас вернёмся к нашему рисунку. Вот оказывается какая картина могла бы получится,если бы мы были художниками. Позже на занятии по рисованию мы сделаем такие рисунки и организуем выставку, а сейчас подсчитаем количество счётных палочек и узнаем, кто назвал больше всех слов.
Отвечают. - Крыша, труба, дверная ручка, рамы,крыльцо, порог, чердак, - называют дети. (Анализируется каждое слово)
- В серый, красный, оранжевый или розовый, а уголки дома или орнамент на боковой стене можно сделать коричневого цвета, - советуют дети.
-Родители, ребята.
рефлексивно корректирующий Итог занятия. Понравился ли вам дом который мы построили? Домашнее задание: "Изобразить огородные грядки с горохом, огурцами, укропом. "
Ответы детей.
Ожидаемый результат:
Знать: О дифференциации согласных звуков.
Иметь: Навык в придумывании сюжета.
Уметь: Правильно произносить звуки - р- и -рь-