Хайбуллина Эльвира Рифовна
Конспект занятия по речевому развитию «Цветик-семицветик»
Тема: «Цветик-семицветик»
Доминирующая область: «речевая»
Интеграция областей : «познание», «социально-коммуникативная», «художественно-эстетическая», «физическая».
Интеграционные задачи:
Образовательные: выявить уровень знаний детей, закреплять представления детей о частях суток, временах года и их характерных признаках, закреплять название дней недели, обогащать словарный запас детей, употреблять слова антонимы, повторять и закреплять формы, цвета предмета, какой он по вкусу, участвовать в беседе, отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ о весне, формировать умение последовательно составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, употреблять в речи сложные формы предложений;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие : развивать слуховое внимание, мышление, усидчивость, память, восприятие, развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей, развивать творческое воображение, монологическую речь, активизировать словарь детей.
Воспитательные: воспитывать желание доброжелательно общаться со сверстниками, прививать интерес к занятиям.
Виды детской деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная.
Оборудование: рисунок цветик-семицветик, мнемотаблица, картинки времена года, серия сюжетных картинок, «волшебный» мешочек, картинки с изображением животных, мячик.
Ход ЗАНЯТИЙ:
I. Организационное начало:
В-ль: - Ребята, какое у вас сегодня настроение? А чтобы было ещё лучше поздороваемся с гостями и улыбнё мся друг другу:
Здравствуй, небо голубое! (Правая рука вверх и вправо)
Здравствуй, солнце золотое! (Левая рука вверх и влево)
Здравствуй, вольный ветерок! (Покачивание рук вверху).
Здравствуй, маленький дубок! (Присесть и показать росточек).
Мы живём в одном краю! (Встать и развести руки в стороны).
Всех я вас приветствую! (Рукопожатие двумя руками над головой).
Дружно за руки возьмёмся, (дети берутся за руки и качают ими)
И друг другу улыбнёмся (наклоняются вправо, влево, улыбаются)
В- ль: - Ребята, мы с вами целый год ходили в садик, многому научились, подросли, возмужали. Скоро наступит лето и мы перейдём в старшую группу.
Хотите? -Давайте сегодня покажем гостям, чему же мы научились за год.
II. Основная часть. Сюрпризный момент.
В-ль: - Ребята, мне сегодня пришло письмо, послушайте его.
«Здравствуйте дети, пишет вам фея Цвета, из сказочной страны. Злой волшебник ворвался в моё королевство и заколдовал Цветик - семицветик. Он забрал у него все цвета на лепесточках, чтобы расколдовать цветок нужно выполнить семь заданий. Дети, помогите мне, пожалуйста».
В-ль: - Ребята, поможем фее Цвета?
-Значит отправляемся в сказочную страну. Давайте встанем в круг, закроем глаза и произнесё м волшебное заклинание:
«Лети, лети, лепесток через Запад на Восток, через Север, через Юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли быть по-нашему вели, вели, чтобы мы оказались в сказочной стране». (музыка звучит)
- И мы очутились в сказочной стране. (проходят на стульчики) - А вот и тот самый цветок на мольберте.
- Посмотрите, какой он скучный, бесцветный, поможем его расколдовать? (на магнитной доске цветок из белых лепестков с заданием).
- Берём первый белый лепесток, и посмотрим, что нам нужно делать:
1) задание: («Закончи предложение») Игра «Части суток» :
- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)
- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)
- Сколько частей в сутках? (4). Назовите их. (утро, день, вечер, ночь).
- Ребята, скажите, а сейчас какое время суток? (утро)
- Расскажите, ребята, что вы делаете по утрам?
- Молодцы, справились с первым заданием и лепестку вернулся цвет. Какой цвет? (красный)
2) задание: «Расставь картинки по порядку и составить описательный рассказ о весне».
- Ребята, посмотрим на второй лепесток, что же нужно сделать, чтобы его расколдовать.
- Помогите расставить картинки времена года по порядку? (зима, весна, лето и осень)
- Какое сейчас времена года? (Весна)
- Ребята, назовите признаки весны по мнемотаблице. Эта мнемотаблица вам поможет.
-Молодцы, и с этим заданием справились, второй лепесток обрёл какой цвет? (открываю лепесток с синим цветом)
3) задание. В-ль:- Какое задание нам приготовил третий лепесток?
Игра «Скажи наоборот». Игра в кругу с мячом (дети встают в круг)
В-ль: -Большой – маленький, высокий – низкий, светло – темно, день – ночь, мягкий –твёрдый, лёгкий – тяжёлый, чистый – грязный, злой – добрый, светлый – темный, мороз – жара, тепло-холодно.
В-ль: - Молодцы! Мы вернули лепестку голубой цвет. (Дети садятся на свои места)
- Ребята, посмотрите, фея Цвета оставила нам волшебный мешочек.
4) задание: Игра «Волшебный мешочек»
- Ребята, опустив руку в мешочек, выбираете предмет, который лежит в мешочке, называете что это? Определяете форму, цвет и какой по вкусу (апельсин, банан, лимон, ананас, огурец, помидор, морковь)
- Что это, назови это фрукт или овощ? (апельсин-фрукт)
- Почему фрукт? (растёт на дереве)
- Какой формы?
- Какого цвета?
- На какой звук начинается это слово? (на звук [А])
- Определим сколько слогов в слове апельсин? (а-пель-син)
- А какой он на вкус? (апельсин сладкий)
(Аналогично с другими ….)
- Давайте посчитаем сколько предметов достали? (7)
- А теперь отдохнём, поиграем «Раздели фрукты от овощей»….(мальчики кладут в корзину овощи,а девочки фрукты)
- Молодцы, четвёртому лепестку вернули цвет какой? (жёлтый)
(Садимся на свои места)
5) задание: -Чтобы расколдовать следующий лепесток, нам нужно разложить сюжетные картинки в последовательности и составить рассказ по этим картинкам.
-Молодцы, пятый лепесток раскалдован и стал ….? (оранжевым цветом)
III. Физминутка: -Давайте, ребята, отдохнём, сделаем физминутку.
В понедельник – я купался,
А во вторник рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг футбол играл,
В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье целый день я отдыхал.
6) Задание: «Назови одним словом»
В-ль: - Ребята, давайте посмотрим, что мы можем сделать, чтобы расколдовать шестой лепесток? Нужно назвать одним словом предметы, которые я говорю.
- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).
- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).
- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).
- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья).
- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).
- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).
-Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).
- Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт)
7) Задание: «Отгадать предмет по описанию»
В-ль: -Ребята, остался последний лепесток. Фея Цвета оставила вам карточки, а что там изображено, вы должны будите загадать нам, описать что там изображено.
(ребёнок описывает картинку, кто там изображён)
• Дикое животное, живёт в лесу, большой, лохматый, любит мёд. (Медведь)
• Дикое животное, хитрая, рыжая плутовка, с пушистом хвостом. (Лиса)
• Это насекомое, с разноцветными крылышками, похожа на цветок. (Бабочка)
• Овощ красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ. (Свёкла)
• Домашнее животное, мягкая, пушистая, ловит мышей. (Кошка)
В-ль: - Молодцы, ребята! Седьмой лепесток обрёл свой зелёный цвет.
IV. Итоговая беседа:
- Вот мы и расколдовали цветик-семицветик. И нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и произнесем волшебное заклинание:
«Лети, лети, лепесток через Запад на Восток, через Север, через Юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли быть по-нашему вели, вели, чтобы мы оказались в детском саду».
В-ль: - Ребята, где мы с вами были?
В-ль: - От кого письмо получили?
В-ль: - Вам понравилось выполнять задания феи Цветка?
В-ль: - Кто помнит какие задания выполняли?
- Ребята, вы все сегодня молодцы! Хорошо потрудились.