Галина Батеко
Конспект занятия «Лубочные картинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Лубочные картинки
Цель:
• познакомить детей с графическим народным искусством;
• объяснить значение некоторых терминов и понятий изобразительного искусства;
• научить приемам штриховки;
• воспитывать любовь к народной культуре.
Лубочные картинки – одна из разновидностей народного изобразительного искусства. Другое название лубочных картинок – потешные листы.
Произошло это название от потешных книг, так в старину назывались книги с яркими картинками для детей. Сейчас мы бы назвали их детскими иллюстрированными энциклопедиями.
Публикация «Конспект занятия „Лубочные картинки“» размещена в разделах
Потешные книги в России в 16 веке стояли очень дорого – они переплетались в бархат и атлас, раскрашивались золотом и серебром, и, конечно, не могли оказаться далеко за пределами царских и боярских хором.
А вот отдельные листы, наиболее интересные из них копировались мастерами – рисовальщиками и распространялись самостоятельно. Прошло много времени, и вот, на своих занятиях я знакомлю детей с этим графическим народным искусством, потому что эти картинки доходчивые, яркие, декоративные, с их плоскими фигурами, условным масштабом и искаженной перспективой, очень близки детским рисункам.
Для лубка характерны: простота техники, лаконизм изобразительных средств, грубоватый штрих – при помощи штриха можно передать изображение пушистых или лохматых зверей, оперение птиц, колючую хвою, зеленый покров земли и воздушность облаков.
Штрихи могут иметь разную длину, направление.
Задание 1.
Внизу, в маленьких прямоугольниках представлены штриховые узоры. Отыщите эти узоры на большом рисунке. Задание 2.
Отыскать на картине пропущенные узоры, и заполнить прямоугольник.
Яркая раскраска создает веселый мир лубка. Вначале было четыре цвета: малиновый, зеленый, желтый, красный. В поздних работах встречается: коричневый, синий, и другие.
Важное место в лубке занимает познавательный или шутливый текст, в котором проявляется народная мудрость и смекалка, отношения народа к различным событиям. Детям на занятиях можно предложить нарисовать сцены из их жизни с подписями. Дает это большой импульс к творчеству.
Крайне важно сделать занятия наглядными, окружить ребенка различными предметами народного быта и декоративно - прикладного искусства. Это не только сделает занятие более интересным, но и позволит детям, непосредственно прикоснуться к живому источнику родной культуры.