Татьяна Мартыненко
Консультация для родителей младших дошкольников «Логоритмика и развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
для родителей младших дошкольников
Как известно, у человека есть внутренняя и внешняя речь.
Внутренняя – это наши мысли, мы мыслим словами.
Внешняя речь – это не только произношение звуков, которые компонуются в слоги, слова, во фразы. Это еще и оформление нашей речи, то есть то, с какой интонацией мы говорим, в каком темпе, умеем ли изменять свой голос по силе, высоте.
Публикация «Консультация для родителей младших дошкольников „Логоритмика и развитие речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Ну, и общая дикция, конечно же, потому что можно прекрасно произносить все звуки изолированно, можно пользоваться интонациями, голосовыми модуляциями, но будет общая смазанность, каша во рту и речь будет непонятна, и не будет адекватно и комфортно восприниматься слушателями.
Внешнее оформление речи передает подтекст сообщения, выражает эмоции говорящего (радость, гнев, возмущение, удивление, делает речь выразительной.
В произносительной стороне речи проявляется важнейшая функция речи – коммуникативная, то есть речь здесь выступает как средство общения людей.
И, вообще, в филогенезе, в историческом развитии человека (если за основу брать Дарвиновскую теорию происхождения человека от обезьяны) сначала появились жесты и некие звукокомплексы, которые окантовывались ритмом, то есть чередованием ударных и безударных слогов. Это придавало интонационную окраску общению.
Отсюда исходит вывод, что умение правильно пользоваться интонацией, голосом, правильно распределять речевой выдох является предпосылкой языкового развития ребенка.
Нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности.
Эффективным методом преодоления речевых нарушений является логоритмика – метод активной терапии, подразумевающий развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Почему музыка? Музыка – это наиболее доступный детскому восприятию вид искусства.
Она способна не только привлечь внимание и заинтересовать, но и обогатить, эмоционально окрасить чувства ребенка и представления его о мире, в котором живет.
Влияние двигательных методов огромно. Они улучшают состояние самой двигательной системы и координируют процессы дыхания, голосоведения и артикуляции.
Таким образом, связь движений и речи
нормализует состояние мышечного тонуса,
помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости,
развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции,
способствует регулированию темпа и ритма речи,
устраняет смазанность, нечеткость звукопроизношения.
На занятиях логоритмикой решаются следующие задачи:
-развитие слухового и зрительного внимания (например, умение
произвольно реагировать на музыкальный сигнал);
-снижение психоэмоционального и телесного напряжения;
-интонационно-мелодическое развитие речи;
-развитие артикуляционной моторики;
-развитие и укрепление мимической мускулатуры;
-развитие силы, высоты, тембра голоса;
-совершенствование тонкой моторики пальцев рук;
-развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности;
-развитие эмоционального мира ребенка и воображения.
Развитие умения создавать образы с помощью жестов и мимики, пластики;
-развитие чувства ритма и координации движений;
-формирование пространственных представлений и схемы тела
(например усвоение устойчивых координат право-лево, верх-низ).
Логоритмические занятия включают :
-двигательные игры и упражнения (в том числе различные виды ходьбы и бега) на координацию движений, речи и музыки);
-дыхательные упражнения;
-упражнения для развития мышечного тонуса;
-счётные упражнения;
-вокальные упражнения;
-слушание музыки;
-чтение стихов под ритм или музыку;
-ударный оркестр;
-самомассаж мышц лица, кистей рук; пальцевая гимнастика;
-психогимнастические упражнения.
Игры и упражнения периодически объединяются (по тематике) в логоритмическую сказку или в итоговое сюжетно-тематическое логоритмическое занятие.
Включение занятий по логоритмике в комплекс мероприятий по развитию речи открывает дополнительные возможности для успешного развития и обучения детей.