Ирина Малашкова
Логопедическое пособие из бросового материала «Клоуны Бим и Бом»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Научить ребенка различать твердые и мягкие согласные – очень важная задача для логопеда, так как эта работа играет важную роль при формировании слуховой и произносительной системы языка. В своей работе я часто сталкиваюсь с детьми, которые смягчают звуки, плохо различают твердые и мягкие согласные. Это говорит о том, что у детей нарушен фонематический слух. Абстрактные понятия «твердый звук», «мягкий звук» детям дошкольного возраста даются с трудом. Поэтому для того, чтобы сформировать у детей понятие о твердых и мягких согласных звуках, учитель-логопед использует игровых персонажей. В своей работе я использую клоунов Бима и Бома.
Темочки:
- Бросовый материал. ИЗО, поделки
- Бросовый материал. Лепка
- Дидактические игры
- Дидактические игры из бросового материала
- Игры для детей
- Клоун. Веселые клоуны в публикациях на МААМ
- Клоун. Конструирование, поделки
- Клоуны. Игры, дидактические пособия
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2017
Цель: формирование умения различать на слух твердые и мягкие согласные.
• развивать у детей фонематический слух и фонематические представления;
• учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные;
• закреплять знания о характеристиках звуков;
• содействовать развитию познавательной активности;
• развивать слуховое внимание.
В комплект пособия входят:
• фигурки клоунов, выполненные из бросового материала – коробок от чая и пластмассовых пузырьков от таблеток и витаминов – и оклеенные самоклеющейся пленкой;
• фишки синего и зеленого цвета;
• карточки с согласными буквами, раскрашенные с одной стороны в синий, а с другой – в зеленый цвет;
• карточки для определения места звука в слове;
• картинки, подобранные по звукам и лексическим темам.
Возраст детей: 5 – 7 лет
Организация детей на игру:
На первом занятии по дифференциации твердых и мягких согласных я рассказываю детям, что Бом – серьезный, сердитый, а Бим – ласковый, нежный. Бом «любит» твердые звуки, а Бим – мягкие. Слова Бома произношу утрированно, низким голосом, слова Бима – более высоким, тонким голосом, чтобы дети услышали разницу в произношении. Обращаю внимание детей на цвет костюмов клоунов. Бом одет в синий костюм, твердые звуки мы будем обозначать значком синего цвета. У Бима костюмчик зеленого цвета, этим же цветом мы будем обозначать мягкие звуки.
Бим и Бом «приносят» на занятие разноцветные фишки для определения места звука в слове.
Бим и Бом незаметно вовлекают детей в свой вечный спор: «Чей это звук?», «Чье это слово?» Детям нравится мирить спорщиков, изменяя звучание звуков, слогов и слов. Затем дети узнают, что звуки Ш, Ж, Ц дружат только с Бомом. Зато звуки Ч, Щ, Й с Бомом дружить не хотят и строят слова только с Бимом.
С этим пособием можно придумать и провести множество игр. В данной работе я опишу лишь некоторые варианты.
Описание хода некоторых игр:
1. «Бом и Бим ссорятся»
Логопед приносит на занятие фигурки клоунов и рассказывает детям, что Бом и Бим поссорились и никак не могут поделить игрушки (картинки, сладости, в названии которых есть твердые и мягкие согласные (например, машина и мишка, пастила и печенье, т. п.). Педагог просит детей помирить спорщиков, раздать им игрушки или картинки, а для этого определить, с твердого или с мягкого звука начинается нужное слово.
2. «Бом и Бим собираются на прогулку (в школу, в поход и т. д.).
Логопед раскладывает на столе картинки с изображением одежды, обуви, школьных принадлежностей и т. п. Далее педагог просит детей выбрать, кто из клоунов какую одежду наденет, какую обувь обует, какие предметы возьмет с собой. Например, Бом наденет пальто, а Бим – пиджак; Бом обует кроссовки, а Бим – кеды; Бом возьмет в поход палатку, а Бим – рюкзак, и т. д.
3. «Бом и Бим готовят обед»
На столе находятся предметные картинки с изображением посуды и продуктов или игрушечная посуда и муляжи продуктов. Логопед просит детей назвать, какую посуду и какие продукты выберут клоуны. Например, у Бома кастрюля, сковорода, дуршлаг, а у Бима – сито, миска и чайник.
4. «Бом и Бим в зоопарке»
Логопед рассказывает детям, что Бом и Бим пришли в зоопарк. Они очень хотят помочь работникам зоопарка ухаживать за животными. Педагог предлагает детям угадать, за кем из животных будут ухаживать Бим и Бом.
5. «Бим изменяет слова Бома»
Логопед от имени Бома произносит слово с твердым согласным. Затем задает детям вопрос: «А как скажет Бим?» Дети меняют твердый звук в слове на мягкий и произносят новое слово: «лук-люк», «ныть-нить», «мышка-мишка» и т. д.
Использованная литература:
1. Нищева Н. В. Играйка 9. Различайка: Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
2. Ермолаева Н. К. Обучение чтению в добуквенный период // Логопед. – 2004. - № 3.
3. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М. : ТЦ Сфера, 2009.