Александра Айплатова
Организация работы логопедического пункта
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Улыбка» город Кирсанов Тамбовская область
Айплатова Александра Васильевна, учитель – логопед
Для воспитанников старших групп, имеющих речевые проблемы, в нашем детском саду, в течение учебного года функционирует логопедический пункт, где вся коррекционно – логопедическая работа с детьми направлена на исправление речевых недостатков и созданию предпосылок к успешному обучению в общеобразовательной школе.
Публикация «Организация работы логопедического пункта» размещена в разделах
Необходимость логопедического воздействия очень актуальна на сегодняшний день, потому что в последние десятилетия во всем мире значительно возросло и продолжает возрастать число детей, с нарушением речи. Нарушение речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Это связано с воздействием различных неблагоприятных факторов. К ним относятся ухудшение экологической обстановки, снижение уровня жизни большинства населения, заболевания матери во время беременности, алкоголизм и наркомания родителей и многие другие. Это означает, что любое общее или нервно – психическое заболевание ребенка первых трех лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.
Трудно переоценить роль хорошо развитой речи в жизни ребенка. Ведь с помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается его мышление, поведение. Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо у него развита связная речь. И каждый родитель хочет, чтобы и в школе, и после нее ребенок добился успехов.
Практика показывает, что задержка в развитии речи – один из самых первых предвестников плохой успеваемости в школе, и если, к моменту поступления в школу у ребенка есть проблемы с устной речью, в девяти случаях из десяти у него будут трудности с чтением и письмом.
Поэтому, вся логопедическая работа с воспитанниками направлена на создание предпосылок к успешному обучению наших детей в массовой школе. На целенаправленных и систематических коррекционно – логопедических занятиях наши дети учатся воспринимать и воспроизводить правильную связную речь. Эта работа включает в себя : подготовку речеслухового и речедвигательного анализаторов к формированию и постановке основных групп звуков и развитие связной речи.
С детьми ежедневно проводится артикуляционная гимнастика, которая развивает достаточную подвижность губ и языка, и подготавливает ребенка к формированию определенного правильного звука речи. Также, с детьми проводится дыхательная гимнастика, которая удлиняет речевой выдох, работа по воспитанию слуховой дифференциации звуков, поскольку ребенок с нарушением речи не осознает неправильность своего звукопроизношения и у него слабо развит слуховой контроль за собственной речью.
Кроме этого, на занятиях используется прекрасный речевой материал в виде стихов, прибауток, потешек, загадок, чистоговорок, скороговорок. Этот материал воспитывает и развивает четкое и правильное произношение звуков и оказывает положительное влияние на развитие связной речи, а также, расширяет представления детей об окружающем мире, тренирует внимание и память, вырабатывает чувство ритма, улучшает координацию движений, дикцию, интонационную выразительность речи, учит детей логически мыслить.
Параллельно с этими заданиями по развитию связной речи с воспитанниками проводится и пальцевая гимнастика, потому что, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. И поэтому, на тренировку пальцев обращается особое внимание. Изображая пальчиками предметы, животных, птиц, и сопровождая движения разнообразными стихотворными упражнениями, тем самым развиваем умение сочетать действия с речью. Стихотворный текст, является ритмической основой для выполнения движений, а движения в свою очередь помогают детям запоминать текст самого стихотворения.
Такие виды разнообразных упражнений для речевого развития очень нравятся детям. Потому что, увлекательная форма занятий помогает развивать не только речевые функции, но и развивают интеллектуальные способности, наблюдательность, стремление познавать окружающий мир, формируют навык доказательства и описания, повышают работоспособность головного мозга. У детей улучшаются внимание, память, слух, зрение, логическое мышление, что является решающим фактором в предупреждении нарушений чтения и письма и успешного обучения наших воспитанников в массовой школе.
Активное включение родителей в совместный коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. С родителями ведутся следующие виды работ :
Оформлен и обновляется информационный стенд: «Логопед советует и рекомендует»
Еженедельно, по вторникам работает консультативный пункт, где проводятся консультации и даются рекомендации родителям по развитию речи детей в возрасте от 2 до 7 лет, не посещающих детский сад.
Еженедельно, по пятницам детям, посещающим логопедические занятия, задаются домашние задания по специальным логопедическим альбомам, в которых родители занимаются с ребенком дома, а в начале следующей недели на индивидуальных занятиях проверяется выполнение домашней работы. Задания в альбомах, упражнения даются с опорой на картинки. Дети имеют возможность в игровой форме выполнять задания под руководством взрослого. Преимущество этих альбомов состоит в том, что родителям не нужно переписывать домашние задания логопеда, подбирать картинки, рисовать или наклеивать их в тетрадь. В процессе работы дети овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное речевое общение. Таким образом, у детей улучшается речь, происходит накопление словарного запаса, совершенствуются такие психические процессы как внимание, память мышление.